Принципы и цели государственного регулирования.
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика нуждается в регулировании государством. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, обеспечивали бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах: 1. Государство должно финансировать только те социально – значимые отрасли, сферы, которые не привлекают частный бизнес. 2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса во избежание искусственного доминирования государственных предприятий над частными. 3. Государственная, финансовая, налоговая и кредитная политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности. 4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно вовлечено 5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений. Современная рыночная экономика является государственно регулируемой. Именно государство сегодня является гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: -минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; -создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
-обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимой. Для достижения этих целей государство располагает мощными регулирующими средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
Правовое регулирование экономики.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защита прав покупателей, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеют антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами: -жесткий контроль над ценами предприятий монополистов; -дезинтеграция сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур; -поддержку конкуренции и т.д. Дефляционная политика – стабилизация уровня цен, так как современной рыночной экономике присуще инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором: -или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения; -или переход к равновесным рыночным ценам (свободным), что в условиях инфляции всегда означает рост цен; -или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Финансовое регулирование.
Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором денежного обращения может выступать только государство. Вот почему финансы всегда в широком смысле представляют государственно – организованную систему денежных отношений в обществе. Эта функция придаёт государству роль регулятора рыночной экономики.
Понятие финансы имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств находящихся в распоряжении государства (госбюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики. В настоящее время государство обладает широким набором эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учётного процента, регулирование цен, финансирование крупным НТП и т.д. 1) Налоги – это обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придаёт рыночной экономике цивилизованный характер. 2) Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Цель государственной инвестиционной политики структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста. Здесь государство применяет следующие методы: выделение бюджетов ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит. 3) Дотации – это денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов предприятий, чья продукция имеет важное социальное значение. Дотации необходимый элемент государственных расходов, но в рыночной экономике не должен превращаться в универсальное средство решения экономических проблем. 4) Учётные ставки. Разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты называется учётная ставка. Назначая её, центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность. 5) Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий монополистов, а так же на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально – значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен.
6) Государственное предпринимательство. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (научно – технические программы), отрасли продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всей экономики (энергетика, транспорт, связь, оборона). Государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для общественного совместного потребления (дороги, экология, уличное освещение и др.)
Социальное регулирование.
В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной защиты: 1. Гарантия минимума зарплаты. Регулярный пересмотр размера минимальной зарплаты составляет основной элемент государственной политики доходов. 2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способности к труду с целью получения доходов. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на естественном уровне (не более 4-5%) для этого используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим рабочим число рабочих мест. Индексация фиксированных доходов – частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Индекс цен при этом охватывает только товары, входящие в минимальный потребительский бюджет (прожиточный минимум). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит: -за счет государственного бюджета; -а в частном бизнесе за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат так же сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|