Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На жадину не нужен нож- ему покажешь медный грош -

Реферат по культурологии

«Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных

Личностных особенностей.»

студентки группы 99-ТПМ-7

Лоховой Екатерины

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

 

Человека называют бесха­рактерным, если воля его слаба, душа легкомысленна и непостоянна; но даже эти не­достатки все равно образуют характер.

Л. Вовенарг

 

Эффективность применения об­мана зависит от использования личностных особенностей обманы­ваемого. Несмотря на схожесть био­логической и социальной природы людей, индивидуальные различия людей довольно велики. Соответст­венно к каждому человеку существу­ет особый «ключик», позволяющий проникнуть к глубинам его души и воздействовать на его мысли и поступки. Опытные мошенники весьма поднаторели в поиске таких «клю­чей», набор которых в общем-то до­статочно ограничен.

Вот что писал по этому поводу Бальтасар Грасиан:

«К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноров­ка, умение найти подход к человеку. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные склонности. Все люди — идолопо­клонники: кумир одних — почести, других — корысть, а большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышен­ный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащу­пать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку — победа над своевольной натурой тогда обеспе­чена».

Основной набор таких «отмычек» включает в себя жадность, глупость, честолюбие, трусость, сластолюбие и дюжину других, менее распростра­ненных. Итак, начнем с первой.

 

Жадность

 

 

На жадину не нужен нож- ему покажешь медный грош -

И делай с ним что хошь.

Кот Базилио и лиса Алиса

В книге Николая Носова «Незнай­ка на Луне» есть эпизод, в котором Незнайка со своим другом Козли­ком ищут себе пристанище на ночь. Они попадают в гостиницу, хозяева которой, используя скупость своих клиентов, в конце концов обирают их до нитки.«Гостиница «Экономическая», куда направились ночевать Незнайка и Козлик, славилась своей дешевиз­ной. За пятьдесят сантиков здесь можно было получить на ночь впол­не удобный номер, что было чуть ли не вдвое дешевле, чем в любой дру­гой гостинице. Этим объяснялось, что гостиница «Экономическая» ни­когда не испытывала недостатка в жильцах. Каждый, прочитав на вы­веске надпись «Самые дешевые но­мера на свете», недолго раздумывая шел в эту гостиницу. Уплатив пять­десят сантиков, Незнайка и Козлик получили ключ и, разыскав свой номер, очутились в небольшой чис­тенькой комнате. Здесь были стол, несколько стульев, платяной шкаф, рукомойник с зеркалом у стены и даже телевизор в углу.

— Смотри, — сказал с удовлетворе­нием Козлик. — Где еще можно по­лучить за пятьдесят сантиков номер, да еще с телевизором? Можешь по­верить мне на слово, что нигде.

Отворив шкаф и положив на по­лочку свои шляпы, Незнайка и Коз­лик хотели расположиться на отдых, но в это время зазвенел звонок, и на том месте, где обычно бывает элект­рический выключатель, замигал крас­ный глазок. Взглянув на этот свето­вой сигнал, Незнайка и Козлик заметили, как из отверстия, которое имелось в стене, высунулся плоский, металлический язычок с углублением на конце, а под ним замигала све­тящаяся надпись: «Сантик».

— Ах, чтоб тебя! — воскликнул Козлик и с досадой почесал заты­лок. — Я, кажется, уже знаю, что это за штука. По-моему, мы попали в гостиницу, где берут отдельную плату за пользование электричеством, ви­дишь - язычок. Если не положишь на него сантик, то свет погасят, и мы останемся в темноте.

Не успел он это сказать, как лам­почка под потолком погасла и ком­ната погрузилась во мрак.

Сунув руку в карман, Козлик до­стал монетку достоинством в один сантик и положил ее в углубление на конце язычка. Язычок моментально исчез в отверстии вместе с монет­кой, и лампочка засветилась вновь.

Незнайка огляделся по сторонам и убедился, что кровати здесь были устроены на манер откидных полок, как это бывает в вагонах поезда.

Козлик подошел к одной из полок и потянул за привинченную сбоку металлическую ручку. Кровать, одна­ко же, не откинулась, а вместо этого из стены высунулся еще один метал­лический язычок, и под ним опять замигала надпись: «Сантик».

— Ах, черти! — воскликнул Коз­лик. — Так здесь, значит, и за крова­ти надо платить!

Он сунул в углубление язычка сан­тик. Кровать мгновенно откинулась, а из стены в тот же момент высуну­лись еще три язычка, под которыми замигали надписи: «Простыня — 1сантик», «Одеяло — 1 сантик», «Подушка - 2 сантика»...

— Дальнейшее предугадать неслож­но. Проклятая гостиница вытянула у них почти все деньги. Им пришлось платить за воду в умывальнике, за телевизор (который выключался на самом интересном месте телесериа­ла и требовал по пять монеток для продолжения показа), за отопление и даже за то, чтобы стенной шкаф открылся и вернул им положенные туда шляпы.

В итоге они заплатили за эту «Экономическую» гостиницу гораз­до больше, чем за обычную. Что ж, жадность и скупость наказуема, если не уголовно, то финансово. Ведь не­даром говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках.

Подобную тактику применял один директор фирмы при найме новых сотрудников. Склоняя кого-либо к себе на работу, он предлагал ему зар­плату, которая на порядок превыша­ла то, что кандидат в сотрудники имел в той организации, откуда он выманивался. Соблазн был велик, и многие не могли устоять перед иску­шением. А далее сценарий был неза­тейлив. Со второго месяца пребы­вания на фирме к ним методично, неуклонно и жестко применялась система придирок и штрафования по любому поводу. В итоге вычеты из зарплаты увеличивались, а сама она уменьшалась, пока не станови­лась равной, а зачастую и меньше той, что у человека была на его преж­нем месте работы.

Вообще принцип обмана, постро­енного на жадности, применялся с незапамятных времен как рядовыми мошенниками, так и могуществен­ными властителями, если у них не было другого способа достичь жела­емого. Например, халиф Аль-Мансур, живший в VIII веке, был назначен наместником в иракский город Куфу для сбора налогов. Однако число жителей было неизвестно, сами же они отнюдь не стремились принять участие в переписи населения и вся­чески уклонялись от попыток их по­считать. Тогда халиф объявил, что в связи с вступлением в должность он решил одарить каждого жителя Куфы пятью серебряными дирхемами. Причем для того, чтобы никто не получил щед­рый дар дважды, каждый житель при получении его, должен был отме­титься в специальном списке. Так хитроумный Аль-Мансур пересчитал всех своих подданных, после чего обложил их податью в размере соро­ка дирхемов каждого. Мораль сего исторического сюжета проста: халя­ва порой обходится весьма дорого!

Если окинуть взглядом большин­ство афер, обманов и случаев мо­шенничества, то окажется, что жад­ность зачастую является именно тем крючком, на который ловятся до­верчивые простаки, желающие бы­стро и без затрат обогатиться.

Сергей Довлатов в книге «Наши» описывает аферу, которую проделал его дядя Леопольд в молодости с владельцем центрального магазина города.

«Однажды в сильный ливень в этот магазин зашел скромно одетый юноша, который бережно прижимал к себе старую скрипку. Он попросил разрешения оставить скрипку на время дождя и пообещал вернуться за ней позже.

— Почему бы и нет? — равнодуш­но ответил хозяин магазина, госпо­дин Танакис.

Час спустя в магазин забрел на­рядный иностранец с пышными ры­жими усами. Увидев скрипку, он был вне себя от радости.

— Какая радость! Это же подлин­ный Страдивари! Я покупаю эту вещь!

— Она не продается.

 — Но я готов заплатить за нее лю­бые деньги!

— Мне очень жаль...

— Пятнадцать тысяч наличными! Плюс щедрые комиссионные. Они торговались, пока цена не дошла до двадцати тысяч.

— Хорошо, — сказал владелец ма­газина. — Я поговорю с владельцем.

Иностранец ушел, а вскоре вер­нулся бедный юноша.

— Я пришел за скрипкой.

— Продайте ее мне, — сказал Танакис.

— Не могу, — печально ответил юноша. — Это подарок моего де­душки.

Тогда владелец магазина начал уговаривать юношу продать ему скрип­ку, предлагая все большие деньги. Наконец юноша согласился усту­пить скрипку за пять тысяч рублей.

Он взял деньги и ушел».

Надо ли говорить, что владелец магазина так и не дождался «ино­странца». Его подвела жадность. Он мог свести покупателя и продавца и честно получить свои комиссион­ные, но захотел получить поболь­ше, по сути дела, обманув владельца скрипки. А в результате потерял пять тысяч.

Жадность, или жажду наживы, ис­пользовали для обмана «мирового капитализма» в своей деятельности коммунисты в 20-е годы нашего сто­летия. Когда закончилась граждан­ская война в России, промышлен­ность страны была почти полностью разрушена, помощи ждать было не­откуда, так как капиталистические страны, несколько лет боровшиеся с Советской Россией, конечно же, не собирались помогать ей восстанавливать народное хозяйство. И тогда большевики решили сыграть на жадности — естественном качестве любого капиталиста. Они предложили западным предпринимателям самые выгодные концессии — аренду наи­более прибыльных рудников и мес­торождений. Вождь мирового проле­тариата Владимир Ленин не скрывал, что это не уступка буржуазии, а ее обман. В своих статьях он писал:

«Бели мы хотим товарообмена с заграницей — а мы его хотим, мы по­нимаем его необходимость, — наш основной интерес — возможно ско­рее получить из капиталистических стран те средства производства (па­ровозы, машины, электрические ап­параты), без которых восстановить нашу промышленность сколь нибудь серьезно мы не сможем, а иног­да и совсем не сможем, за недоступ­ностью иметь для наших фабрик нужные машины. Надо подкупить капитализм сугубой прибылью. Он получит лишнюю прибыль — Бог с ним, с этой лишней прибылью, — мы получим то основное, при помо­щи чего мы укрепимся, станем окон­чательно на ноги и экономически его победим».

 

Глупость

 

 

На дурака не нужен нож;

Ему с три короба наврешь — и делай с ним что хошь!

Кот Базилио и лиса Алиса

На тему глупости, ставшей причи­ной обмана, можно говорить беско­нечно, поэтому ограничимся старым анекдотом: в лесу мужчина встретил древнюю старуху с вязанкой хвороста

-Молодой человек, - обращается старуха, — помоги мне дровишки дотащить, я тебя отблагодарю.

— Да почему же не помочь! Давай, бабка.

Подошли они к ветхой избушке, а старуха ему и говорит:

— А ты знаешь, кто я такая?

— Не знаю.

— Я колдунья. За твою доброту могу выполнить три самых больших желания. Загадывай, что хочешь!

Мужчина засмущался, а потом и говорит:

— Хочу иметь «Мерседес», виллу на берегу моря и жену-красавицу.

— Ну что ж, хорошо. Пойдешь сейчас прямо, потом свернешь нале­во, там увидишь дорогу, а на той до­роге стоит новенький «Мерседес». Сядешь в него, поедешь прямо до берега моря, там и будет стоять твоя вилла. В ней и будет ждать тебя де­вушка невиданной красоты. Мужчина бежать скорее за своим добром.

— Стой! — кричит бабка. — Я тебе помогла, а теперь помоги и мне.

— Чем же я тебе помогу?

— Давно я мужчину хочу, изнемо­гаю прямо.

—Ладно, старуха, — сжалился мужчина. — Давай, только поскорее. Выполнил он старухину просьбу и бежать.

— Постой! — кричит старуха. — Тебе годков сколько?

— Тридцать пять, а что?

— Эх ты, такой большой, а в сказ­ки веришь!

К глупости вплотную примыкает излишняя доверчивость, за которую также часто приходится расплачи­ваться своим добром. Бальтасар Грасиан предостерегает:

«Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит, кто не обманыва­ет, другим доверяет. Обману подда­ются не только по глупости, но и от честности. Два рода людей способ­ны предвидеть и обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые, рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же чутка в подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько благодушным; чтобы толкать ближнего своего на криво­душие. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудищем, но чудом».

Страх

 

Кроме жадности, глупости и из­лишней доверчивости, зацепкой для обмана может быть и трусость. Че­ловека легко обмануть, используя его страх. А. П. Чехов в одном из своих рассказов описывает, как старый почтмейстер обеспечил верность своей молоденькой жены-красави­цы. Он распространил по городу слух, что его жена сожительствует с мест­ным полицмейстером, грозой всей округи. Поэтому молодые повесы за версту обходили молодую супругу почтмейстера и не пытались за ней ухаживать.

Правда, иногда воздействие на психику потенциальной жертвы бы­вает более серьезным — настолько, что подобный обман заканчивает­ся инфарктом или самоубийством. Именно о таких случаях использова­ния страха в качестве точки приложе­ния обмана рассказывает журналист Михаил Зубов в газете «Мошенни­ки» (№ 9, 1996). Статья называется весьма многозначительно: «АО «Ме­фистофель» берет в аренду души на комиссионных началах» и посвяще­на такой пока редкой форме «наез­да», как психотерроризм. Впрочем, редкой — это на первой взгляд. По данным автора, психотеррористи­ческие группировки действуют уже в 97 городах нашей страны, стараясь не привлекать к себе излишнего вни­мания. Суть их метода следующая. Клиент, у которого в жизни идет «черная полоса», находит в своем почтовом ящике листовку следую­щего содержания:

«Предприятие с вековым опытом арендует на любой срок Ваше нема­териальное движущее начало, име­нуемое в просторечье «ДУША». В обмен предлагаем исполнение уме­ренных актуальных желаний, неглас­ное содействие в достижении кон­кретных краткосрочных целей и т. д. Суть Ваших условий предлагаем из­ложить письменно в лаконичной форме».

Дальше идет номер абонентского ящика. Все... Кто-то из людей, полу­чивших такое письмо от Князя Тьмы, посмеется розыгрышу и забудет о нем, а кто-то — более впечатлитель­ный и несчастный — решит попро­бовать. Далее потенциальный клиент получает туманный, полный неяс­ных намеков договор, в котором его извещают, что его душа, пока вре­менно, перешла во владение таин­ственного «предприятия». Если в дальнейшем дела у клиента начнут неожиданно налаживаться, он полу­чает краткую телеграмму типа «Срок договора истекает». А спустя несколь­ко дней еще одну: «Предмет аренды перешел в наше полное распоряже­ние. Ждите дальнейших указаний». И дальше многозначительное мол­чание...

А потом ему начинают медленно, но методично капать на нервы. Че­ловек нервничает. Вроде бы ничего в его жизни еще не меняется, но кли­ент все чаще задумывается о том, что кто-то неизвестный получил над ним какую-то власть. Волнения подогре­ваются частыми телефонными звон­ками домой и на работу — кто-то та­инственный набирает номер и долго молчит в трубку. Потом на его двери появляются каббалистические знаки, а когда жертва окончательно «созре­ет», ей предлагают выкупить душу обратно. И, как правило, люди при­носят деньги. Ведь природа человека такова, что загадочные, труднообъя­снимые явления пугают его боль­ше, чем прямая и понятная угроза. Вспомните, как выводил из душев­ного равновесия подпольного мил­лионера Корейко Остап Бендер. Он начинал с абсурдных на первый взгляд телеграмм: «Грузите апельси­ны бочками. Братья Карамазовы», или «Графиня изменившимся лицом бежит пруду», но именно они заста­вили Корейко изрядно поволновать­ся. Как говорил Остап, «самое глав­ное — это внести смятение в лагерь противника- враг должен потерять душевное равновесие. Сделать это не так трудно. В конце концов, люди больше всего пугаются непо­нятного. Я убежден, что моя послед­няя телеграмма «Мысленно вместе» произвела на нашего контрагента потрясающее впечатление. Все это суперфосфат, удобрение. Пусть по­волнуется... Клиент начинает нерв­ничать. Сейчас он переходит от ту­пого недоумения к беспричинному страху. Я не сомневаюсь, что он вска­кивает по ночам в постели и жалоб­но лепечет: «Мама, мама». Еще не­много, самая чепуха, последний удар кисти — и он окончательно до­зреет».

Как пишет Михаил Зубов, совре­менные психотеррористы для боль­шего воздействия на испуганное сознание колеблющихся клиентов могут поздно вечером неожиданно «вырубать» ему свет, подбрасывать в квартиру змеи или крыс или подавать низкочастотные радиосигналы, вызывающие необъяснимые приступы страха. Плюс подбрасывать в почтовый ящик брошюрки мисти­ческого содержания и другую сата­нинскую литературу. Тут уж у любо­го нервы не выдержат. Впрочем, как уверяет журналист, некоторые кли­енты спокойно переносят этот бала­ган и соответственно сохраняют свои денежки — мошенники предпочита­ют с такими не связываться (себе до­роже). На их долю хватает слабо­нервных и трусливых людей.

Самое неприятное в этом деле то, что практически невозможно при­влечь психотеррористов к уголовной ответственности за их деяния. Ведь формально законов они не наруша­ют, прямым вымогательством не за­нимаются. Клиенты приносят день­ги, на коленях умоляют их взять, просят вернуть им их души. Но по­пробуйте заявить об этом в мили­цию — да вас же первого на смех по­дымут...

Итак, страх может быть причиной обмана. В приведенном выше при­мере это был туманный страх неиз­вестного, но иногда мошенники строят свои планы исходя из вполне конкретных тревог и опасений своей будущей жертвы. В одном из писем, по­ступивших в качестве откликов на первое издание «Искусства обмана», рассказыва­ется именно о таком случае. Пишет Елена Г., женщина тридцати лет из Рязанской области. В ее деревню, в соседский дом, часто приезжали по­гостить цыгане. И вот однажды не­сколько лет назад зашла к ней мо­лодая цыганка Наташа, принесла посмотреть журнал «Черная магия». На руке у цыганки была золотая печатка, полированная поверхность которой блестела, как зеркало. Дальше процитирую письмо:

«...Дальше она сообщает мне, что на мне порча, это известие меня не испугало, а лишь удивило совпаде­нием — за год до того в Рязани мне об этом сообщила бывшая препода­вательница института, открывшая в себе способности. Об этом я говори­ла по приезде одной женщине, кото­рая любит ходить к моим соседям, возможно, она проболталась... Но мне хотелось узнать, как меня от порчи избавлять будет цыганка. Она просит (чтобы муж не знал) кури­ным яйцом выкатать постель и оста­вить на ночь под кроватью.

Наутро она приходит, просит новое полотенце, чайную ложку и то яйцо. Дальше, как во сне, я попросила мужа нас оставить, он вышел из дому, так как знал, что меня трудно в собст­венном доме провести. И вдруг она, сделав крест над яйцом, смотрит мне в глаза и твердит: «Верь мне». Я же слежу за ее руками, чтоб не об­манула, и вижу только эту отшлифо­ванную печатку. Она долбит яйцо, и ужас, и страх меня парализуют (по­тому что я чертовски боюсь червей и гусениц), а в яйце именно черная, мохнатая гусеница. Цыганка протя­гивает ее мне со словами: «Если от этой гусеницы не откупишься, то она вернется в тебя». Я спрашиваю: «Как?» — «На что она покажет — то отдай», — отвечает цыганка. Я со­глашаюсь...»

Кончилась эта история тем, что Елена отдала цыганке два отреза ткани, видеокассеты и деньги — 110 тысяч рублей, которые ей пришлось занять у соседей. Хорошо еще, что у них в тот момент больше не оказа­лось. Цыганка все это взяла, сказав, чтобы мужу 3 дня ничего не говори­ла, иначе «порча» перейдет на него. Да еще для ритуала попросила дать ей трех кур, которых тоже забрала с собой, и фотографию хозяйки.

Елена пишет, что про ее страх чер­вей цыгане могли узнать от соседей, у которых останавливались, или до­гадаться сами — «ведь мы живем на виду, муж иногда дразнит меня в ого­роде, а я готова через ограду сигануть, правда, он еще ни разу не бросил в меня червя, т. к. я сразу сознание могу потерять, но мы об этом не рас­пространялись. Вероятно, цыгане за нами долго наблюдали, вот только мало вещей взяли, я им все, что про­сили, не дала.

Да, глаза у Наташи были, как уголь­ки, колючие и темные-темные, но ей не повезло, так как заклинило меня лишь наполовину, и ковер, и видак, как она просила, я ей не отдала».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...