Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Основные школы и концепции этнологии




Лекция 2. Основные школы и концепции этнологии

 

1 Эволюционизм

 

Формирование этнологической теории эволюционизма началось в середине XIX века. Вдохновленные успехами в области естествознания, сторонники теории эволюционизма считали своей основной задачей обоснование закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур различных народов.

Основные идеи эволюционизма:

в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т. е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура как часть общества также развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения;

развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т. к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты;

общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным для живой природы, где источником развития служат межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым; в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны друг с другом.

Э. Тайлор (1832-1917). Эдуард Тайлор - основоположник эволюционной школы в этнологии.

Основные научные труды:

«Исследования в области древней истории человечества» (1865);

«Первобытная культура» (1871).

Суть концепции:

Начало культуры – появление на Земле полуцивилизованной расы людей, ее развитие пошло двумя путями: назад – к обществу дикарей и вперед – к цивилизованным людям. Возможны регрессивные изменения в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, однако магистральное направление в истории человечества - эволюционное прогрессивное развитие культур. Существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются разными ступенями развития культур народов. Человек – часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие культурных форм понимается как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».

Тайлор пытался применить к изучению явлений культуры естественно-научный метод, поэтому главным для него было приспособление естественно-научной классификации к потребностям этнологии, а единицами изучения – отдельные категории предметов и явлений культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.

Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли верования первобытных народов, он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Обряды дикарей по-своему последовательны и логичны, являются результатами попыток «дикарей» объяснить порядок мироздания.

В целом эволюционистские взгляды Тайлора – стройная концепция единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры.

Г. Спенсер (1820-1903). Герберт Спенсер - представитель теории эволюционизма в этнологии.

Суть концепции:

Эволюция – особый тип последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности (однородности) к согласованной гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. С ранних стадий человеческой предыстории человеческая природа медленно адаптируется. Под действием этих процессов происходят модификации человеческих качеств, постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются неодинаково развитыми. Эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться.

Общество развивается под влиянием внешних факторов (географическая среда, соседние общества и народы), внутренняя – физическая природа человека (разнообразие рас, особые психические качества каждого народа). Члены первобытных обществ – люди физически, морально и умственно отсталые, т. е. эволюционизм Спенсера носил расистский характер.

А. Бастиан (1826-1905). Адольф Бастиан - основоположник немецкой этнологии и эволюционизма.

Суть концепции:

Закономерное развитие человеческой истории – от несовершенного к совершенному. Психология является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. У всех первобытных людей одинаковая психическая структура, т. к. они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обуславливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ живет обособленной жизнью, эти идеи остаются постоянными, а при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. Таком образом, развитие человечества циклично и цикл развития может продолжаться, если новые раздражители дают для этого стимул. Вывод: чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой, следовательно, мыслительная способность человека – часть его биологической сущности, подчинена биологическим законам и должна рассматриваться с этих позиций.

Л. Морган (1818-1881). Льюис Генри Морган - американский ученый-любитель, энтузиаст-исследователь индейских племен США.

Основные научные труды:

«Древнее общество» (1877)

Суть концепции:

История человечества может быть разделена на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний период – организация политическая, основанная на территории и собственности. Родовая организация является почти универсальной основой социального строя древнего общества – азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского. Благодаря этому общество было организовано и сохранялось. Материнский род превращается в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденцией передачи ее по наследству.

Три стадии развития семьи в истории человечества:

кровнородственная семья – первая форма семьи, предполагающая брачные отношения между родными и двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

парная, или синдиасмическая семья («без исключительного сожительства»);

патриархальная, т. е. полигамная семья;

моногамная семья современного типа.

Морган предпринял попытку первой универсальной периодизации истории человечества:

эпоха дикости;

эпоха варварства;

эпоха цивилизации.

Первые два этапа разделяются на ступени (низшую, среднюю и высшую).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...