4. Другие этнологические школы
4. Другие этнологические школы
Социологическая школа Основные идеи социологической школы: в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества; функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей; переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками. Человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество – это система нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой. Э. Дюркгейм (1858-1917). Эмиль Дюркгейм - крупнейший представитель социологической школы во Франции. Суть концепции: Человеческие общества – закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Они представляют собой приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду, обладающие принудительной силой и навязанные ему внешним окружением. Следует изучать сами социальные факты как «вещи», а не представление об этих фактах. Стабильность общества объясняется функциональной интерпретацией его основных частей и социальной солидарностью его членов. Все элементы социальной системы находятся в состоянии устойчивого баланса, в противном случае такая система паталогична, обречена на неизбежный распад. Классифицируя общества по уровню их развития, ввел понятия «социальный тип» или «социальный вид». За основу классификации взял самое простое общество – первобытную «орду», которая уже изжила себя. Развиваясь в более сложную общественную структуру, «орда» становится «кланом» (родом). Различные сочетания и объединения кланов дают племя, курию, фратрию, из которых уже возникают сложные общественные организмы вплоть до империи. Таким образом, всякое общество – лишь определенное усложнение одного и того же первобытного общества.
Человеческое сознание неоднородно, поскольку существует в двух разных формах: как индивидуальное (специфично для каждого конкретного человека всецело определяется особенностями его психики) и как коллективное (едино для всей группы, не зависит от отдельных людей, обладает принудительной по отношению к ним силой, находит выражение в коллективных представлениях – религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права, вырабатываются социальной группой в целом). Основной признак религии – деление всего мира на две половины: мир священный (сакральный) и мир обыденный (профанный). Содержанием религии в конечном счете является само общество, его структура. Л. Леви-Брюль (1857-1939). Люсьен Леви-Брюль - представитель французской социологической школы. Основные научные труды: «Первобытное мышление» (1923) Суть концепции: Дологическое мышление принципиально отличает человека первобытной эпохи от современного, так как в нем отсутствуют разграничения между причиной и следствием, субъектом и объектом. Дологическое мышление стремится избегать противоречий. Законы, управляющие коллективными представлениями отсталых народов, не отделены от эмоций и не направлены на объяснение явлений действительности. Первобытный человек не ищет объяснения явлениям окружающей действительности, он воспринимает их не в чистом виде, а в сочетании с целым комплексом эмоций, представлений о тайных силах, магических свойствах предметов. У первобытного человека преобладает субъективизм. Отсутствует соотнесение реальных предметов с представлениями о них, не различаются сновидения и реальность, мышление «непроницаемо» для опыта. Коллективные представления присутствуют и у современного человека, человек стремится к живому общению с природой через религию, мораль, обычаи.
Американская школа исторической этнологии
Основные идеи: этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности: язык, культуру и антропологический тип; взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность в определенных географических ареалах, в их границах следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов; развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом, в их познании не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение; не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа, у каждого из них исторически формируются свои социальные идеалы и моральные нормы. Ф. Боас (1858-1942). Франц Боас - основоположник исторической этнологии в США. Основные научные труды: «О задачах этнологии» (1907) Суть концепции: Предложил заново создать этнологию, накапливая новые этнографические данные, постепенно вырабатывая новые методы и теории. Цель науки о человеке – создание целостного представления об истории, основанного на изучении каждого отдельного народа, его языка и культуры. Конечная цель этнологии – построение единой истории всех народов (всего человечества и всех периодов его истории от ледниковой эпохи до современности). Необходимо изучить каждый отдельный народ в его своеобразии, его культуру и язык. На основе реконструкции всей истории человечества можно выявить законы, управляющие деятельностью человека. Существуют общие законы развития культуры, каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, а явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Не всегда сходства говорят об исторических связях или заимствовании явлений, необходимы тщательные исторические исследования.
Культура – совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Развитие культуры определяется своеобразным внутренним развитием социальной группы, а отчасти посторонними влияниями, которым она подвергается. Сторонники американской исторической школы проводили детальнейшее описание культур, создали метод этнографического картографирования. А. Кребер (1876-1960). Альфред Кребер - последователь Ф. Боаса. Основные научные труды: «Антропология» (1923) «Природа культуры» (1952) Суть концепции: Все культуры мира, прежние и современные, составляют один сплошной и неразрывный континиум, который трудно разделить на части, складывается традиция делить человеческие культуры на две категории: культуры народов бесписьменные и письменные. Изучением первых занимается этнология, изучением вторых – историческая наука. Культура – система элементов, сцепленных особым способом и образующих целостность, определенную модель, образец. Форма культуры зависит от присущего ей стиля, который налагает некий особый отпечаток на поведение людей, особенности материальной культуры, обусловленные в свою очередь спецификой духовной культуры и ее ценностными ориентациями, каждой культуре присуща доминантная идея, подчеркивающая ее выдающиеся достижения и уникальность. «Этос» - система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов, этос – квинтэссенция культуры. Культурные модели – определенные абстракции, позволяющие исследователям видеть все элементы культуры в единстве: политическое устройство, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилищ и т. п. Отождествлял модели культуры с понятием «культурные ценности», модели служат скелетом, архетипической основой кристаллизации отдельных культур. Жизнь культур обусловлена внутренними инновациями и внешними заимствованиями. Инновации или ускоряют рост культур, или замедляют. Кребер вводит понятие «кульминация» культур – такая точка в развитии культуры, в которой комбинация культурных моделей оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры. Одна и та же культура может пережить несколько кульминаций, длительность кульминаций различна – от нескольких десятков лет до нескольких столетий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|