Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурализм. Культурный релятивизм




Структурализм

 

Основные идеи структурализма:

культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мода, религия и т. п. );

необходимо искать принципы и способы культурной организации человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем;

допускается существование универсальных культуроорганизующих универсалий во всех сферах человеческой деятельности;

утверждается первичность психических принципов в процессе создания устойчивых символов культуры;

различные виды и типы культуры невозможно упорядочить с точки зрения единой школы развития, они представляют собой вариации психических принципов на неоднородный исходный «природный материал»;

динамика культуры обусловлена постоянной трансформацией внешних и внутренних стимулов культурной деятельности, сортировкой их по степени значимости, преобразованием их во внутренние психические принципы, сравнением их с друшими символическими формами, ведущим к подтверждению или изменению существующих культурных порядков.

Э. Эванс-Причард (1902-1973). Эдуард Эванс-Притчард - представитель английской социальной антропологии.

Суть концепции:

Элементы системы взаимно влияют друг на друга, а структурный подход изучает связи между этими элементами. Социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком, и отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром.

Необходимо исследовать несколько однородных объектов, определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Сначала необходимо извлечь «социальный факт из культурной формы». Такой факт обладает первичными качествами (структура - то, что действительно существует и играет роль причины) и вторичные качества (культура – порожденная путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека и выбором символических знаков в данном обществе).

Любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры составляют между собой определенную иерархию – социальную систему. Таким образом, этнология не может оперировать только такими понятиями, как племя, род, семья и т. п., поскольку они не являются основополагающими для функционирования социальной системы, важны понятия, обозначающие социальные ситуации, различные виды отношений и отношения между этими отношениями, именно так можно сформулировать общие законы социального развития.

К. Леви-Стросс (р. 1908). Клод Леви-Строс - представитель структурализма во Франции.

Основные научные труды:

«Структурная антропология» (1958)

«Печальные тропики» (1959)

«Тотемизм сегодня» (1962)

«Мифология» (1964)

Суть концепции:

Все многообразные явления нашего мира есть модификации некой исходной единой модели, ее раскрытие; поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними можно установить связи и соответствия, показывающие их положение по отношению друг к другу и к исходной модели. Дл этого необходимо составить максимальный полный перечень отдельных частных фактов, установить взаимосвязи между ними, выявить их связи и сгруппировать.

Единство человеческого разума на всех стадиях исторического развития. Вся человеческая деятельность и все формы сознания людей подчинены строгой логике, в человеческом сознании преобладает разумное, а не эмоциональное и не подсознательное начало. Каждая сторона быта и культуры – замкнутая система, имеющая свою логическую закономерность. Чаще всего они находятся в бинарных оппозициях – парных противоположностях, главная из которых «природа-культура». Основная цель – обнаружение таких логических закономерностей, которые лежат в основе всех социальных и культурных явлений. Феномены не обладают каким-либо значением, только их комбинации имеют смысл.

Понятие «структура» носит абстрактный характер, больше соответствует не эмпирической действительности, а ее модели. Социальные модели – строительный материал для создания моделей.

Миф – фундаментальное содержание коллективного сознания, основа устойчивых социальных структур.

 

Культурный релятивизм

 

Основные идеи культурного релятивизма:

все культуры имеют равные права на существование независимо от уровня их развития;

ценности каждой культуры относительны и обнаруживают себя только в рамках и границах данной культуры;

европейская культура является лишь одним из путей культурного развития, другие культуры уникальны и самобытны из-за собственных путей развития;

для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры.

М. Херсковиц (1895-1963). Мелвилл Херсковиц - основоположник школы культурного релятивизма.

Основные научные труды:

«Аккультурация» (1942)

«Человек и его творения» (1948)

«Культурная антропология» (1952)

Суть концепции:

Отказ от европоцентризма в описании и объяснении культур разных народов. Общий культурно-исторический процесс – сумма разнонаправлено развивающихся культур. Культура – созданная человеком среда обитания, неповторимая уникальная модель, определяемая постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа всегда есть «культурный фокус» - самая существенная черта этой культуры.

История человечества – сумма самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций, источник динамики культур в их единстве и изменчивости. Любая культура должна быть и стабильной, и изменчивой, но всякое изменение возможно лишь при сохранении некоторых консервативных структур, которые являются субъектом культурного развития; отсутствие изменений – смерть культуры, а разрушение устойчивых структур в угоду ее быстрым изменениям означает деградацию, утрату самобытности.

Ядро релятивизма - «инкультурация», - вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание – усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Начинается в детстве с приобретением навыков в еде, речи, поведении и т. п., продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии (два уровня инкультурации).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...