Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Функционализм




 

Основные идеи функционализма:

человеческое общество, будучи частью животного мира, развивается как живой организм и в качестве такового существует постольку, поскольку элементы, его составляющие, выполняют определенные функции, т. е. человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов;

любая социальная система состоит из «структур» - устойчивых моделей, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и окружающей средой, и «действий» - вносящих вклад в поддержание социальной солидарности системы;

культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда и т. п. ), производным (разделение труда, защита, социальный контроль), интегративным (психологическая безопасность, социальная гармония, закон, религия, искусство и т. п. );

ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей, а выполняя эту функцию, они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей людей и их совместного существования;

задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.

Б. Малиновский (1884-1942). Бронислав Малиновский - виднейший представитель теории функционализма в Англии.

Основные научные труды:

«Научная теория культуры» (1944)

Суть концепции:

Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей, вследствие чего важнейшим методом функционализма становится разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Главное – раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждый элемент культуры исследуется как выполняющий определенную задачу, функции в социокультурной общности людей. Зачастую какой-либо элемент играет не просто присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качеств целостного образования. Вопросы исторического изменения культур не представляют интереса, важнее понять, какие задачи она решает, как воспроизводится.

Малиновский стремился построить стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. Внешнее наблюдение (описание предметов) часто приводит заблуждениям, необходимо изучать внутренние мотивы. Важно знать, кто создал предмет, кто его использует, кому он принадлежит.

Культура есть продукт биологических свойств человека, т. к. человек – животное, вынужденное удовлетворять свои потребности, для чего добывает пищу, строит жилье, изготовляет одежду, тем самым преобразуя окружающую среду и создавая производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами обусловлено различиями в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.

Существуют потребности основные (порожденные природой) и производные (порожденные культурной средой). Средства удовлетворения потребностей представляют собой некую организацию, которую Малиновский называет институтом. Институт - совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. Традиция (с биологической точки зрения) есть форма адаптации общности к среде. Нет вредных обычаев или традиций. В культуре не может быть ничего лишнего, все существующее должно иметь какую-нибудь функцию – иначе было бы выброшено, забыто.

А. Радклифф-Браун (1881-1955). Альфред Радклифф-Браун - крупнейший представитель теории функционализма.

Основные научные труды:

«Метод этнологии и социальной антропологии» (1950)

«Историческая и функциональная интерпретация культуры (1952)

Суть концепции:

Основной наукой, изучающей человека, является антропология, которая состоит из трех направлений:

человеческая биология;

доисторическая археология;

этнография.

Этнография делится на этнологию и социальную антропологию, каждая из которых использует свой специфический метод.

Этнология – наука, занимающаяся конкретно-историческим изучением отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии – историческая реконструкция человеческой культуры с опорой на прямые свидетельства письменных источников.

Социальная антропология – наука, занимающаяся поиском общих законов социального и культурного развития человечества и его культуры.

Все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула, организм, общество людей). Любая система из них определяется единицами (элементами), ее составляющими, и отношениями между ними. Единицы социальной системы – человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, отношения между ними – социальные отношения. Таким образом, социальная система состоит из общей совокупности социальных обычаев и специфических образов мыслей и чувств, связанных социальными обычаями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...