Психотерапевтические методы
Принципиальная установка психотерапевтической работы с больным, страдающим от болей, заключается в отыскании метода, наиболее адекватного характеру заболевания и особенностям алгического синдрома. Такой подход практически не всегда осуществим, и если это не удается, то кардинальной задачей является блокирование психически травмирующих воззрений и установок больного с направленностью на постепенную, но неуклонную перестройку отношения больного к своей болезни и к чувству боли. Методы психотерапии целесообразно делить на лечение путем убеждения и путем внушения. Коснемся этих методов подробнее. Терапия убеждением, или разъясняющая («рациональная») терапия. Следует сразу же сказать, что внешняя картина соматического или неврологического органического заболевания, обнаруживаемая при объективном исследовании, не параллельна субъективному восприятию болезни, приводящей к боли, и не параллельна индивидуальной эмоциональной переработке боли. Реакция личности на любое заболевание и на болевой стимул превосходит иногда тяжесть самой болезни и требует неотложной врачебной коррекции. В общих чертах врач, пользуясь приемами убеждения, пытается смягчить тревожно-эмоциональную напряженность больного, психотерапевтически блокировать возможность невротической переработки боли, переключить внимание больного на положительные эмоционально-логические ориентиры для преодоления стойких следовых реакций на боль, направить усилия больного на выработку воли к здоровью и активизировать в целом личность в борьбе с проявлениями болезни. Во время беседы проводится и разъясняющая психотерапия. Невозможно себе представить врача, который бы не обращался к разуму больного, разъясняя сущность болезни и пути выхода из болезненного состояния. Разъяснение больному обратимого характера нарушений является до сих пор ценным средством психотерапевтического воздействия. Терапия убеждением и разъяснением должна входить составной частью во все современные комплексы мероприятий по борьбе с болью. Наш многолетний опыт применения новокаиновых блокад в неврологии, в том числе при жестоких болевых синдромах, свидетельствует об ускорении анестезии и более быстром купировании боли, если перед выполнением процедуры, а иногда и в процессе проведения блокады, больному разъясняются цель, направленность врачебного действия и ожидаемый эффект.
В терапии убеждением и разъяснением важна роль тщательного объективного исследования. Оно является убедительным для больного фундаментом для авторитетного разъяснения того, что в основе боли лежат процессы, поддающиеся медицинской коррекции, что на интенсивность боли оказывают влияние эмоциональные переживания, чувство тревоги и неуверенность в своих силах, и что надо настроить себя на борьбу с болезнью и болью. Это разъяснение является началом воспитания в больном критического отношения к своим ощущениям без их переоценки, оно способствует смягчению психоэмоционального компонента боли. Ясное осознание больным причины боли, а главное — реальности путей борьбы с нею активирует личность и вселяет веру в успешность лечения. При этом несомненно, что психотерапевтический эффект тем выше, чем авторитетнее врач. Гипносуггестивная терапия болевых синдромов. Литература об анталгическом влиянии внушения в гипнозе необозрима. Тем не менее действенность гипноза как лечебного средства находится в противоречии с ограниченными возможностями практического его применения. В.М. Бехтерев, энтузиаст гипнотерапии, принимал ее не без оговорок. Внушение в гипнозе, не являясь каузальным методом, если и приводит к устранению боли, не гарантирует от рецидивов, не влечет за собой перестройку личности страдающего болями и не активизирует больного, не все больные в достаточной степени гипнабельны. о чем свидетельствует значительное расхождение данных о числе лиц, рефракторных к гипнозу. Многие авторы указывают, что лучшие результаты гипнотерапии отмечаются при остро возникших психогенных болевых синдромах; постепенно развивающиеся и длительно протекающие боли нередко оказываются устойчивыми к средствам гипнотерапии.
Эффективность гипнотерапии зависит не только от личности и мастерства врача и доверия к нему больного. Мы неоднократно убеждались в том, что имеет значение также стремление пациента подчиниться врачу, найти защиту в чужой воле. Предоставляя врачу лечить себя, больной остается пассивным. Пассивность, стремление к лечебному воздействию со стороны, снижение волевых качеств уменьшают резистентность организма и личности к боли. Эта пассивность у больных неврозами, часто жалующихся на боли в различных частях тела, нередко переходит или находит отражение в своего рода пристрастии к повторным сеансам гипноза, что в литературе обозначается как «гиннофилия». Недостатки метода хорошо осознавал В.М. Бехтерев, который для повышения эффективности психотерапии, в том числе и болевых симптомов у «истеричных», еще в 1927 г, предложил лечебную триаду, предусматривающую сочетание разъясняющей психотерапии, гипноза и самовнушения. Обсуждая вопрос о показаниях к гипнотерапии болевых синдромов, следует предупредить, что применение гипноза при болевых синдромах неясной этиологии должно быть запрещено. Рамки показаний ограничиваются невротическими расстройствами и ситуациями, в которых органические боли стойко фиксируются в качестве следовых нейродинамически.х изменений, т.е. после острого периода заболевания, например инфаркта миокарда, формируется болевой синдром психогенного характера при благополучном состоянии соматической сферы. Аутогенная тренировка. Одним из создателей системы аутогенной тренировки по праву считают немецкого психотерапевта Иоганна Генриха Шульца, который провел многолетние экспериментальные исследования лиц, обученных самонаблюдению в гипнозе. Оказалось, что в начале гипнотизации возникает комплекс «телесных ощущений», главными и наиболее постоянными из которых являются чувство тяжести (вследствие расслабления мышц) и ощущение тепла (вследствие расширения кровеносных сосудов). И.Шульц предположил, что, добиваясь сознательного расслабления мышц и возникновения чувства тепла, можно тем самым вызывать состояние, напоминающее легкую дремоту в начальной стадии гипноза. Тренировка указанных ощущений путем специальных упражнений, часть из которых была заимствована у йогов, была им предложена в основу метода, названного аутогенной αθτοξ — сам,γευοξ — род) тренировкой. Применяя упражнения, можно достигнуть значительного расслабления поперечнополосатой муксулатуры и гладких мышц, а вследствие этого расслабления сознательно приводить себя в состояние покоя и уравновешенности. На этом фоне путем специально подобранных самоприказов — по Шульцу «формул самовнушения» — удается воздействовать на различные, в том числе и исходно непроизвольные, функции организма.
Больные, которых обучал И. Шульц, научились вызывать у себя гипнозоподобные (но не гипнотические) состояния, в отличие от аутогипноза с полным сохранением самоконтроля. Этими состояниями больные охотно пользовались для уменьшения нервно-психической напряженности, купирования головных болей и ряда невротических симптомов. Для достижения лечебной цели И. Шульц разработал 6 основных стандартных упражнений первой ступени аутогенной тренировки, выполняемых путем мысленного повторения соответствующих формул. Эти формулы-самоприказы сводятся к следующим. «Я совершенно спокоен» — подготовительная формула. 1-е стандартное упражнение. «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки и ноги тяжелые». Эта формула медленно со спокойной концентрацией внимания повторяется 5 6 раз подряд, сопровождая фазу выдоха. Необходимо много раз представить себе, что сказанное действительно имеет место. Предварительное сжатие пальцев рук и ног с их напряжением и последующее расслабление являются хорошим подготовительным упражнением. Умение расслабить мышцы субъективно воспринимается как приятное чувство тяжести, вскоре принимающее генерализоваиый характер.
2-е стандартное упражнение. «Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и ноги теплые». Целью упражнения является обучение тренирующегося воздействию на тонус сосудов. В дальнейшем целесообразно 1-е и 2-е упражнения объединять единой формулой — «Руки и ноги тяжелые и теплые». 3-е упражнение. «Сердце бьется мощно и ровно», «Моя грудь теплая, сердце бьется спокойно и ритмично». Целью упражнения является обучение тренирующегося способности произвольно влиять на ритм и частоту сердечных сокращений. Контроль за выполнением упражнения осуществляется подсчетом пульса до и после тренировки. Психофизиологический механизм упражнения сводится к условиорефлекторному влиянию на экстракардиальные. нервные образования. Упражнение считается освоенным, если удается произвольно изменять частоту сердечных сокращений. Запрещается внушать себе резкое замедление сердцебиений. 4-е упражнение. «Мое дыхание совершенно спокойно» или «Мне дышится совершенно спокойно и легко». Целью упражнения является обучение тренирующегося ритмичному и спокойному дыханию. Формула произносится медленно на фазе выдоха. Обязательным является выполнение условия: вдох относится к выдоху как 1: 2. 5-е упражнение. «Мое солнечное сплетение излучает тепло» или «Живот прогрет приятным глубинным теплом». Целью упражнения является обучение воздействию на тонус сосудов брюшной полости. И. Шульц рекомендовал предварительно объяснять больному роль солнечного сплетения в иннервации органов брюшной полости и регуляции кровообращения, его локализацию. Полезным предварительным упражнением является сочетание безусловного воздействия с психическим самоиозденстиием. Напримеp, тренирующийся, поместив теплую (!) руку на верхнюю часть живота, мысленно повторяет: «Мой живот мягкий и теплый» 6-е стандартное упражнение. «Мой лоб приятно прохладен» или «Мой лоб слегка прохладен». Это упражнение, направленное на вызывание прохлады в области лба, служит для обучения тренирующегося умению влиять на тонус сосудов головы. Естественное ощущение прохлады, возникающее во время вдоха, рекомендуется мысленно переносить на область лба. Внушения проводятся в фазе выдоха.
Перечисленные 6 упражнений составляют основу аутогенной тренировки первой ступени. Они описаны во всех руководствах, опубликованных И. Шульцем и его сотрудниками. Каждое упражнение выполняется в течение 2 нед, 3 раза в сутки по 5—10 мин. Наш опыт показывает, что тренировки целесообразно проводить: — утром, сразу после пробуждения от ночного сна, в положении лежа; — днем, в послеобеденное время, в положении лежа или сидя; — вечером, перед засыпанием, в положении лежа. На освоение 6 упражнений по методике И. Шульца требуется 12 нед (3 мес). Существуют и модификации аутотренинга, рассчитанные на ускоренное обучение. И. Шульц считал аутотренинг наиболее эффективным при состояниях беспокойства и тревоги, при различных спазматических состояниях и болях, обусловленных спазмами. Кроме того, он полагал, что каждое из 6 упражнений действует избирательно на разные болезненные симптомы, 1-е упражнение приводит к общей транквилизации, устранению расстройств сна и служит базисным упражнением для направленной органотренировки. 2-е — выравнивает артериальное давление и способствует устранению неврогенных ангиодистоний. Систематическое применение 3-го упражнения устраняет стенокардическис болевые приступы даже, как полагал автор, при органических изменениях коронарных сосудов, так как улучшает кровоснабжение миокарда, 4-е упражнение способствует устранению неврогенных расстройств дыхания, транквилизирует больного, улучшает кислородный баланс, 5-е упражнение способствует снижению болевых ощущений в области живота, в особенности вызванных дискинезиями желудочно-кишечного тракта. Применение 6-го упражнения купирует сосудистые головные боли, а с мысленным распространением чувства прохлады на корень носа и окружность глазниц — приводит к предотвращению астматических и мигренозных приступов. Уже в первых методических публикациях по аутогенной тренировке в отечественной литературе [Свядощ А.М., Ромен А.С., 1966; Лобзин В.С., Кулагин Ю.М., 1968] приводились факты анальгезирующего действия упражнений, в том числе в экспериментах на здоровых добровольцах демонстрировалось умение вызывать у себя аналгезию, позволяющую прокалывать кисть длинной иглой без какого-либо ощущения боли. Такое состояние отвечает гипноидной фазе аутогенного погружения и может быть сознательно вызвано за счет усиления аутосуггестивного компонента упражнений аутотренинга. Однако следует подчеркнуть, что для достижения противоболевого эффекта при применении аутогенной тренировки не требуется столь глубокого торможения воспринимающих болевых систем. Мы убедились в том, что имеется и непосредственный противоболевой эффект мышечной релаксации. Так, в своей практической работе мы с успехом использовали 1-е стандартное упражнение перед и во время выполнения таких процедур, как люмбальная пункция, ПЭГ, пневмомиелография. Этот факт анталгического влияния аутотренинга был проверен экспериментально и в условиях ожоговой клиники. Было показано, что у больных ожоговой болезнью, испытывавших мучительные боли и нередко подвергавшихся болезненной обработке кожи, под влиянием упражнений первой ступени по И. Шульцу заметно улучшалось общее состояние, смягчались боли, нормализовался сон. Важным объективным показателем эффективности этого метода психотерапии было значительное снижение доз снотворных и болеутоляющих средств. Механизм противоболевого действия аутотренинга лишь отчасти может быть объяснен самовнушением. Известно, что болевое ощущение ведет к эмоциональному и мышечному напряжению. Мышечное напряжение является закономерным соматическим компонентом отрицательных эмоций и другого происхождения. Напряженное лицо, «сдавленный голос», стесненное дыхание, «застывание», «оцепенение», «нервная дрожь» — все эти выражения показывают напряжение мышц при отрицательных эмоциях и боли. Повседневный опыт и научные наблюдения свидетельствуют о том, что выражение лица, обусловленное напряжением мимических мышц, меняется в точном соответствии с эмоциональным состоянием. Незначительные его сдвиги сразу же отражаются на ритме и амплитуде дыхательных движений. Специальные электрофизиологические исследования показывают, что боль и отрицательное эмоциональное состояние сопровождаются активацией поперечнополосатой мускулатуры. Уже на основании приведенных данных психологии и физиологии можно предполагать наличие и механизма обратной связи двигательных актов с функциональным состоянием нервной системы. Примечательно, что расслабление мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности (расслабление мышц при улыбке и особенно смехе и т.д.). В связи со сказанным выше становится понятным физиологический смысл не только волевого расслабления мышц при выполнении первого упражнения по И. Шульцу, но и образного, настойчивого, концентрированного представления об этом процессе и систематической его тренировке. Одновременно снижается степень концентрации внимания больного на ощущении боли (фактор отвлечения). Разумеется, что к анталгическому действию перечисленных факторов целесообразно присоединить и суггестивное, осуществляемое при помощи специально подобранных формул самовнушения. Лечебные самовнушения можно начинать уже после освоения первых упражнений. При целенаправленной органотренировке по Клайнзорге и Клюмбиесу формулы должны составляться врачом с учетом характера болезни и индивидуальных особенностей личности и алгического синдрома. В связи с этим понятно, что приведенные ниже формулы самовнушения являются ориентировочными и не могут быть шаблоном. 1. Группа «голова». Показания: головные боли психогенного (мышечное напряжение) и вазомоторного происхождения. В основе лежит 6-е упражнение по И. Шульцу, проводимое на фоне достаточной миорелаксацни. Границы 6-го упражнения расширяются. Пример развернутой формулировки: «Моя глова легкая и совершенно свежая. Все мышцы лица и головы расслаблены. Я чувствую себя как-то особенно хорошо и бодро. Мой лоб слегка прохладен. Виски легкие и не ощущаются мной. Голова светлая и ясная». 2. «Сердечная группа». Показания: стенокардия, начальная форма гипертонической болезни с частыми болями н области сердца, нарушения сердечного ритма. В основе лежит 3-е упражнение. Пример развернутой формулировки: «Я совершенно спокоен. В любой обстановке владею собой. Хладнокровие сопровождает меня всюду. Моя грудь теплая, сердце бьется спокойно и сильно. Приятное тепло струится от левой руки в левую половину груди». 3. «Брюшная группа». Показания: психогенные боли и области живота, дискинезии желудочно-кишечного тракта. В основе лежат 4-е и 5-е упражнения по И. Шульцу. Пример развернутой формулировки: «Я совершенно спокоен. Дыхание ровное, свободное и глубокое. Мой живот поднимается и опускается при каждом вдохе и выдохе, приятно массируя органы живота. Живот мягкий и теплый, мышцы живота вялые и расслабленные. Тепло приятно растекается по всему животу. Мне приятно и хорошо, ничто не тревожит меня». Во время проведения каждого упражнения необходимо психологически подготовиться к нему. Так, формула «Я совершенно спокоен» должна содержать представление о ранее пережитом больным состоянии душевного равновесия при нахождении на отдыхе (лес, берег моря, пляж в безлюдной местности и т.п.). Во время каждого занятия нужно принять удобную позу с закрытыми глазами, сосредоточиться на цели упражнения, установить спокойное и непринужденное брюшное дыхание, раскрепостить мышцы лица, затылка и шеи, плечевого пояса, рук и ног. Для того чтобы добиться тяжести и тепла в конечностях, надо сильно захотеть и ясно представить себе эти ощущения, сформулировать свое желание словами и повторять про себя как самоприказ. Больному рекомендуют раздельно повторять про себя: — Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми; — очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми; — хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми; — чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми, — мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми; — руки и ноги стали тяжелыми и теплыми: — руки и ноги тяжелые и теплые! — Тяжелые и теплые! Нетрудно заметить, что эта фраза, повторяемая больными слово в слово, укорачивается при каждом повторении так, что обеспечивает незаметный переход от высказанного самому себе пожелания («Я очень хочу...») к категорическому утверждению («Руки и ноги — тяжелые и теплые!»). Такое построение психологического самовоздействия уверенно «проторяет путь» нужным условнорефлекторным связям. Однако требуется не механическое повторение словесных формул, а эмоционально насыщенное их переживание. Специальные электрофизиологичсскис исследования механизмов действия аутогенной тренировки, несмотря на то, что она включает в себя элементы аутосуггестии, позволили прийти к выводу о принципиальных различиях между гипнозом и аутотренингом [Лобзин В.С., Кулагин Ю.М., 1968; Панов А.Г. и др., 1973; Беляев Г.С. и др., 1977; Лобзин В.С., Решетников М.М., 1986]. Аутогенные влияния направлены на максимальное использование и стимуляцию резервных возможностей коры и перестройку субординационных нервно-регуляторных корково-подкорково-спинальных механизмов. Ведущими и определяющими звеньями аутотренинга являются: 1) активная посылка тормозящих кортикофугальных импульсов по гипоталамо-лимбико-ретикулярной системе к тонким у- эфферентам интрафузальных мышечных веретен; 2) снижение активности мышечных веретен и афферентной проприоцептивной импульсации под влиянием тренировочной релаксации мышц; 3) снижение по механизму обратной связи реактивности гипоталамо-лимбических образований по отношению к различным, в том числе болевым, раздражителям и уменьшение интенсивности гипоталамо-кортикальных разрядов, что сопровождается ослаблением эмоционально-вегетативной возбудимости и сглаживанием невротических симптомов; 4) тренировка корковых процессов возбуждения и торможения и их подвижности, что увеличивает возможности саморегуляции высшей нервной деятельности и непроизвольных вегетативных функции, упражняет волю, внимание и воображение, корригирует эмоциональное состояние; 5) уравновешивание корковых процессов, что приводит к снижению возбуждающих нисходящих корково-гипоталамо-лимбико-ретикулярных разрядов, смягчению эмоционально-вегетативного сопровождения боли и вторичному уменьшению активности мышечных веретен. Позитивные изменения нервной регуляции многих физиологических процессов, наступающие под влиянием аутогенной тренировки, позволяют дополнять ее эффекты не только последовательным, но и одновременным сочетанием с другими терапевтическими методами. Сюда относятся и другие виды психотерапии, о которых говорилось выше, и некоторые медикаменты. Наш опыт показывает, что в противоболевом действии аутотренинга потенцирующими препаратами являются малые транквилизаторы и особенно антидепрессанты. Перспективно также комбинировать аутотренинг с физиотерапией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|