Образование единого итальянского государства 16 16
Итальянское королевство в 60-е годы. Пьемонтские правящие круги старались не допустить созыва всеитальянского Учредительного собрания и осуществить объединение путем простого территориального расширения Сардинского королевства, предложив населению освобожденных областей проголосовать за их присоединение к Пьемонту. Плебисцит, проведенный 21 октября на Юге страны, одобрил слияние Неаполя и Сицилии с Сардинским королевством; в ноябре в результате плебисцитов в его состав вошли также Умбрия и Марке. Таким образом к концу 1860 г. Италия (кроме Рима с областью Лацио и Венеции) была фактически объединена. Собравшийся в Турине общеитальянский парламент 17 марта 1861 г. объявил о создании Итальянского королевства во главе с пьемонтским королем Виктором Эммануилом II. Существовавшие в Пьемонте конституционные порядки были распространены на новое государство. Объединение страны сопровождалось унификацией законодательства, судебной, денежной и таможенной систем, системы мер и весов, налогообложения. Это открыло путь для экономического сближения разобщенных территорий. Благодаря бурному строительству железных дорог (их протяженность выросла с 2500 км в 1861 г. до 6200 км в 1871 г.) были связаны между собой основные области Италии. В результате возникли благоприятные возможности для более быстрого складывания единого национального рынка. Создание единого итальянского государства не улучшило условий жизни трудящихся. Напротив, огромные расходы, связанные с его образованием, привели к резкому увеличению налогового бремени, в частности косвенных налогов на продовольствие. Вся их тяжесть легла на крестьян и городской люд. Народные массы отвечали на рост налогов бурными протестами и выступлениями, для подавления которых власти прибегали к вооруженной силе.
Объединение страны способствовало развитию рабочего движения. Оно зародилось еще в 40-е годы, когда возникло (главным образом в Сардинском королевстве) несколько десятков рабочих обществ взаимопомощи. Первоначально они находились под влиянием умеренных либералов и свою единственную цель усматривали в улучшении материального положения рабочих. В 60-е годы общества взаимопомощи стали появляться во многих областях Италии, и в начале 70-х годов их было уже более 1400 (против 234 в 1860 г.), причем они охватывали около 200 тыс. рабочих. На съезды обществ стали съезжаться делегаты из различных областей страны. Так ра- бочее движение начало приобретать общеитальянский характер. В первой половине 60-х годов в рабочих организациях возобладало влияние сторонников Мадзини. Они добивались вовлечения рабочих в борьбу за всеобщее избирательное право и их более активного участия на завершающем этапе объединительного движения. Положение в Италии в 60-е годы было напряженным. Только что возникшее итальянское государство столкнулось с тяжелыми проблемами. Одной из них явилось широкое восстание неаполитанского крестьянства. Крушение надежд на решение вопроса об общинных землях толкнуло сельские массы Юга к выступлению против новой власти, оказавшейся теперь в руках дворян и земельной буржуазии, особенно широко расхищавшей общинные угодья. Под их давлением итальянское правительство отказалось от проведения в жизнь своего декрета от 1 января 1861 г. о разделе общинных земель, чего столь желали крестьяне. В такой обстановке сторонники Бурбонов разжигали недовольство сельских масс, играя на их издавна укоренившейся вере в свергнутую династию как заступницу крестьян. Как и в 1799 г., реакция надеялась с помощью всеобщего восстания в деревне восстановить монархию Бурбонов. Юг наводнили многочисленные вооруженные отряды, некоторые из них насчитывали тысячи людей. Их костяк составили солдаты и унтер-офицеры распавшейся бурбонской армии, которые по возвращении в деревню часто подвергались притеснениям со стороны либералов. Многие современники, а затем и буржуазные историографы называли это движение «бандитизмом», объясняя его исключительно склонностью жителей отсталого Юга к разбою и насилиям и их традиционной приверженностью Бурбонам. На деле это восстание имело социальные корни и выражало в преломленном, искривленном виде протест крестьян против нищеты и угнетения. Восставшие громили муниципалитеты, сжигали архивы, расправлялись с либералами, захватывали их земли,облагали многих землевладельцев контрибуциями.
С лета 1861 г. обстановка на Юге страны напоминала гражданскую войну: пылали деревни, правительственные войска вступали в ожесточенные схватки с подвижными отрядами восставших, совершали массовые казни. Итальянское правительство, не проведя никаких мер в интересах крестьян, решило действовать исключительно силой, сосредоточив на Юге 120-тысячную армию. Движение удалось подавить только в 1865 г., но его отдельные вспышки продолжались до конца 60-х годов. За это время было убито и ранено более 5 тыс. восставших. Оплотом всех реакционных сил, связывавших с южным восстанием надежды развалить молодое итальянское государство, стало папство. В Риме нашли пристанище неаполитанские Бурбоны и остатки верных им войск, которые вместе с добровольцами-клерикалами из других европейских стран совершали с папской территории вылазки в районы восстания. Пий IX отказался признать итальянское правительство, отвергал все его предложения о примирении и слышать не хотел о том, чтобы Рим стал столицей Италии. В ответ на враждебность Ватикана итальянское правительство конфисковало и пустило в продажу имущество 40 тыс. различных церковных организаций — 750 тыс. га земли, перешедшей в основном в руки буржуазии. Эти и другие меры способствовали ослаблению экономического и политического влияния церкви. Однако, пока папа сохранял власть в Риме, державшуюся только благодаря присутствию солдат Наполеона III, Италия неизбежно оставалась в зависимости от Франции. Таким образом, решение «римского вопроса» являлось жизненной проблемой развития страны.
Завершение объединения Летом 1862 г. Гарибальди прибыл в Сицилию и стал призывать к походу на Рим. Вскоре он переправился с добровольцами в Калабрию. Наполеон III, постоянно оглядывавшийся в своей итальянской политике на французских клерикалов, заявил, что не допустит удаления папы из Рима. Тогда итальянское правительство, сначала занявшее выжидательную позицию, двинуло против Гарибальди войска. В августе у Ас-промонте они встретили его отряд ружейным огнем. Гарибальди был тяжело ранен, взят под стражу, многие его бойцы арестованы. Подавив революционную инициативу как средство окончательного объединения страны, либеральное правительство искало возможность осуществить его путем военно-дипломатических маневров. В 1866 г. с целью освобождения Венеции оно приняло предложение Бисмарка выступить в военном союзе с Пруссией против Австрии. Гарибальди, которому снова предложили возглавить корпус добровольцев, остался верен себе: ведя тяжелые бои в горах Тироля, он заставил австрийские войска отступить. Регулярная же армия из-за бездарности итальянского командования проиграла сражение у Кустоцы, а флот потерпел неудачу в Адриатическом море в бою у острова Лисса. В результате Италии навязали унизительную процедуру получения Венеции из рук Наполеона III, которому ее передала разгромленная пруссаками Австрия. После присоединения Венецианской области Гарибальди с несколькими тысячами добровольцев осенью 1867 г. снова бросился на освобождение Рима. В упорном бою у Ментаны его плохо вооруженные бойцы столкнулись с французскими батальонами, оснащенными новыми скорострельными винтовками, и это привело к поражению гарибальдийцев. Сам Гарибальди был арестован итальянским правительством и отправлен на остров Капреру. В 1870 г., когда началась франко-прусская война, французский корпус был наконец отозван из Рима. Вслед за крушением империи Наполеона III итальянские войска 20 сентября после короткого боя вошли в Рим, который слета 1871 г. стал столицей Италии. Папа, сохранивший за собой Ватиканский дворец, объявил себя «вечным пленником» итальянского государства.
Исторические итоги объединения Италии С освобождением Рима завершилось итальянское национально-освободительное движение — Рисорджименто. Было покончено с иноземным гнетом и светской властью церкви, которые в течение многих веков оказывали пагубное воздействие на исторические судьбы Италии, закрепляя ее раздробленность и отсталость. Разрешение главной проблемы исторического развития страны - ее объединение открыло путь для общественного прогресса и завершения формирования итальянской нации. С самопожертвованием тысяч борцов за освобождение страны и героической гари-бальдийской эпопеей связана революционно-патриотическая традиция итальянского народа. Борьба за объединение Италии затянулась почти на 80 лет главным образом из-за внутренней слабости национального движения, в которое не были вовлечены крестьяне. Преобладание среди итальянской буржуазии землевладельцев и аграриев, втянутых в эксплуатацию сельских масс и соперничавших с ними из-за общинных земель, сделало невозможным даже временный союз буржуазии с крестьянством. Это повлияло и на исход той борьбы, которая развернулась на решающей фазе Рисорджименто в 1859—1860 гг. Тогда после частичного успеха Савойской династии и либералов-кавуристов, осуществивших военным путем («сверху») присоединение Ломбардии к Сардинской монархии, все большую роль в объединительном движении стали играть народные массы, их действия «снизу». В результате народных выступлений произошло слияние основной части Центральной Италии (герцогств и Романьи) с Сардинским королевством. В 1860 г. буржуазно-демократическая группировка сумела перехватить инициативу и благодаря решимости своих сторонников и полководческому таланту Гарибальди добилась революционным путем («снизу») ликвидации абсолютистских порядков в самом крупном государстве полуострова— Неаполитанском королевстве с населением 9 млн. человек — и внесла таким образом важнейший вклад в дело объединения. Однако буржуазные революционеры отказались возглавить развернувшуюся в южной деревне борьбу крестьян за землю, усмотрев в ней угрозу собственности. Лишенные широкой опоры среди крестьянства демократы не имели достаточно сил, чтобы завершить объединение страны революционным путем и придать новому итальянскому государству демократический отпечаток. В итоге либералы-кавуристы завладели плодами побед Гарибальди и осуществили объединение на монархической и консервативной основе.
В социальном плане объединение принесло с собой компромисс между крупной буржуазией и обуржуазившимся дворянством Северной и Центральной Италии и землевладельцами Юга, которые блокировали проведение аграрных преобразований в интересах крестьян. Крупная земельная собственность, включая огромные латифундии, осталась в неприкосновенности. Производственные отношения в южной деревне, отягощенные феодальными пережитками, не претерпели никаких изменений. Таким образом, назревшие задачи буржуазного преобразования итальянского общества были разрешены только частично. Опираясь на господствующий классовый блок, либералы-кавуристы установили в Италии конституционную монархию по образцу Пьемонта с крайне недемократичной цензовой избирательной системой, предоставлявшей право голоса менее чем 2% населения — в основном верхушке буржуазии и землевладельцам. Подавляющая часть итальянского народа — все крестьянство, широкие городские массы, мелкая буржуазия были отстранены от участия в выборах в парламент. Злоупотребление полицейско-бюрократическими методами управления, а также чрезмерная централизация нового государства явились закономерным следствием его узкой социальной базы. Культура периода Рисорджименто События этой героической эпохи оставили глубокий след в итальянской культуре. Передовая общественная мысль, литература и искусство стремились содействовать развитию национального сознания, будить патриотические и гражданские чувства, поднимать людей на борьбу за национальную независимость и свободу страны. Служение этой великой исторической цели, обнаженная политическая направленность представляли характерную черту итальянской культуры той эпохи. На духовное формирование ряда поколений итальянских патриотов, включая карбонариев и Мадзини, оказывали влияние тираноборческие трагедии Альфиери. Исключительную популярность приобрел исторический роман «Обрученные» (1827) Алессандро Мандзони (1785—1873). Изображение в этой книге Ломбардии XVII в., тяжко страдающей под игом испанских захватчиков, воспринималось читателями как протест против всякого национального угнетения. Главные персонажи «Обрученных» — это простые ломбардские крестьяне, чье заветное чаяние — «чтобы хлеба хватило всем — и бедным, и богатым» — находит полное сочувствие у писателя-гуманиста. Книга Мандзони говорила читателям о несгибаемой силе народа, вселяла в современников надежду на то, что дело освобождения Италии восторжествует, несмотря на все неудачи и трудности. Творчество многих итальянских литераторов, актеров, музыкантов было связано с их непосредственным участием в освободительной борьбе. Огромное впечатление как в Италии, так и в других европейских странах произвела книга «Мои темницы» (1832) Сильвио Пеллико, поэта, руководителя журнала «Кончиль-яторе», брошенного в австрийскую Бастилию — крепость-тюрьму Шпильберг. Искренний, лишенный патетики рассказ Пеллико о 8 годах мучительного одиночного заключения стал документом, остро обличавшим австрийское угнетение. В 40—60-е годы выступила когорта поэтов, сражавшихся под революционными знаменами Гарибальди,— Г. Мамели, А. Поэрио (павшие в боях во время революции 1848—1849 гг.), Л. Меркантини и другие. Их стихи, проникнутые духом борьбы и предчувствием долгожданной победы, благодаря своей простоте и героическому пафосу подхватывались, легко запоминались бойцами и становились революционными песнями. Широкую популярность приобрели стихи Меркантини «Гимн Гарибальди» и «Жница из Сапри», посвященная подвигу Пизакане и его товарищей. Однако в целом литература из-за неграмотности основной массы народа (в 1864 г. на 25 млн. итальянцев приходилось лишь 2,5—3 млн., т. е. 10—13% грамотных и полуграмотных) была доступна узкому слою образованных. Огромное воздействие на современников оказывала музыка. Даже в мрачные годы реакции в ряде опер, например в «Любовном напитке» Г. Доницетти (1797—1848), «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (1792—1868), ярко запечатлелись жизнелюбие и природный оптимизм, свойственные итальянцам. В период национально-освободительного движения главной темой творчества композиторов, вдохновляющей их на создание великих творений, стала борьба порабощенного народа против деспотизма, противоборство человека со злом и несправедливостью. На этом пути особых вершин достигли Дж. Россини в «Вильгельме Тел-ле», В. Беллини в «Норме» и «Пуританах» и Джузеппе Верди (1813—1901) в «Битве при Леньяно», «Трубадуре», «Доне Карло-се» и других операх. Их музыка, впитавшая скорбь и боль попранной Италии и одновременно пронизанная духом гнева и мятежа против всякого угнетения, оказывала столь сильное эмоциональное воздействие на современников, что исполнение этих опер неоднократно вызывало бурные патриотические манифестации в залах. Таким образом, оперный театр превратился в активный и действенный фактор национального движения. Недаром Мадзини писал Верди в 1848 г.: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг А. Мандзони делает в поэзии, то Вы делаете в музыке. Теперь Италия как никогда нуждается в ней». Оперная музыка блестящей плеяды итальянских композиторов явилась бесценным вкладом в мировое культурное наследие.
15 15 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|