Глава 3. Франко-прусская война 1870-1871 гг.
3.1. Положение в Германии в 1866-1870 гг. Северогерманский союз. К концу августа 1866 года 22 немецких государства подписали с Пруссией договор о создании Северогерманского союза. Представителями этих государств во время двухмесячного пребывания в Берлине был выработан проект новой конституции. Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего избирательного права, утвердило конституцию, и с 1 июля 1867 года она вступила в силу. По ней во главе северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король. В его руках была сосредоточена вся полнота исполнительной власти – утверждение и отклонение законов, роспуск и созыв палат, назначение и смещение должностных лиц, командование союзной армией и т.д. Союзный совет состоял из министров и уполномоченных союзных государств. Он обладал правом законодательной инициативы, все законопроекты санкционировались им до поступления на рассмотрение рейхстага. Каждое государство обладало количеством голосов, соответствующим его значению (так, Пруссии из 17 голосов принадлежало 43). Председательствовал в Совете постоянный союзный канцлер, коим был председатель прусского совета министров (то есть вплоть до 1890 года канцлером был Бисмарк). Самым «революционным» институтом, созданным новой конституцией, стал рейхстаг, состоявший из 297 депутатов, избранных всеобщим прямым голосованием на три года. Рейхстаг имел право законодательной инициативы и утверждения налогов. Поскольку население Пруссии в четыре раза превышало население остальной части Северной Германии, большинство депутатов были пруссаками. Надо сказать, что в конституции присутствовал особый параграф, позволявший в отдельных случаях правительству издавать законы, минуя все остальные инстанции.
Таким образом, принятая в 1867 году Конституция Северогерманского союза создала самые благоприятные условия для Пруссии в плане полного контроля над ним. В центре Европы возникла новая милитаристская монархия. Положение же на юге страны не очень способствовало скорому объединению Германии. Хотя, как мы помним, южные государства были связаны с Северогерманским союзом рядом соглашений, желания присоединиться к нему по ряду причин у них не возникало. Католики, преобладавшие на юге, не спешили объединяться с протестантами севера, правящие элиты не хотели расставаться с властью. Интересно, что в мае 1868 года Бисмарк заявил: «Все мы носим в сердце идею национального единения, однако для расчетливого политика на первом месте всегда необходимое, а уже потом желательное, то есть вначале оборудование дома, а только потом его расширение. Если Германия реализует свои национальные устремления до окончания девятнадцатого века, я сочту это величайшим событием, а случись то же самое через десять или даже пять лет — это было бы нечто из ряда вон выходящее, неожиданная милость божья» [28]. 3.2. Причины начала франко-прусской войны. Внешнеполитическое положение сторон. Тем не менее ход событий позволил предельно приблизить объединение Германии. После победы в австро-прусской войне Пруссия являлась явным гегемоном в германском мире и ее главная цель была очевидна – включение в свой состав не только северных, но и южных германских земель. В случае решения этой задачи Германия становилась бы одной из мощнейших стран Европы, вполне могущей претендовать на доминирование в ней. Этот факт прекрасно осознавал и французский император Наполеон III, всеми возможными средствами стремившийся помешать созданию в центре Европы мощной монолитной державы. Важно понимать, что к войне стремился не только Бисмарк, но и французы, уверенные в своей быстрой победе над пруссаками (например, военный министр Франции Лебеф открыто заявил, что «прусской армии не существует»).
Формальным поводом к началу войны стали противоречия сторон в вопросе о наследовании испанского престола. Дело в том, что претензии на него предъявил родственник короля Вильгельма Леопольд Гогенцоллерн. В Париже были возмущены его притязаниями, заставив Леопольда отказаться от престола, после чего началось дипломатическое давление Франции на Вильгельма с целью публичного признания отказа Леопольда. К лечившемуся на курорте Эмс Вильгельму был послан французский посол Бенедетти, буквально заставивший того приказать Леопольду Гогенцоллерну отказаться от претензий на испанскую корону. Вильгельм так и сделал, несмотря на энергичное сопротивление Бисмарка. Формально повод к конфликту был исчерпан, но стремившийся к войне Наполеон III велел Бенедетти исполнить крайне дерзкое поручение – сперва посол должен был получить от прусского короля обязательство не разрешать Леопольду принимать испанскую корону, если тому ее когда-либо предложат, а потом Бенедетти и вовсе требовал у Вильгельма обещания «никогда не посягать на достоинство Франции». Раздраженный король обещал рассмотреть этот вопрос в Берлине, и, уезжая, направил из Эмса Бисмарку депешу с изложеием событий дня. Бисмарк в этот день (13 июля 1870 года) ужинал с военным министром Рооном и главой Генштаба Мольтке. Получив депешу от короля, все трое впали в уныние, понимая, что тот готов идти на унижения, лишь бы не ввязываться в войну с Наполеоном. При этом и у Мольтке, и у Роона не было сомнений в победе Пруссии над Францией в возможной войне. Тогда Бисмарк идет на следующий шаг: он вычеркивает из королевской депеши те строки, где говорится о том, что он встретится с Бенедетти в Берлине. Депеша приобретает следующий вид: «Французский посол обратился к его величеству в Эмсе с просьбой разрешить ему телеграфировать в Париж, что его величество обязывается раз и навсегда не давать своего согласия, если Гогенцоллерны снова выставят свою кандидатуру. Тогда его величество отказался принять французского посла и велел передать, что более не имеет ничего сообщить ему». Смысл резко меняется – получилось, что король отказался принимать французского посла с подобными предложениями [29].
Депеша в редактуре Бисмарка была напечатана во всех немецких газетах. Эффект получился таким, какого министр-президент и ожидал: унижение чести Франции повлекло за собой начало мобилизации. А 19 июля 1870 года Наполеон III официально объявил Пруссии войну [30]. Прежде чем перейти к рассмотрению хода военных действий, необходимо оценить политическое положение сторон. Для этого мы поступим так же, как и перед рассмотрением австро-прусской войны, то есть взглянем на позицию великих европейских держав, которые реально могли бы повлиять на ситуацию при вступлении в войну. К таким державам отнесем Россию, Италию, Австро-Венгрию (а с 1867 года Австрия, как известно, являлась дуалистической монархией) и Великобританию. Начнем с последней. Великобритания, как всегда, в этот период была озабочена вопросом подержания баланса на европейском континенте. Между тем известно, что сильнейшей державой Европы в этот момент была Франция, активно претендующая на завоевание и мирового господства (о чем свидетельствует, например, попытка завоевания Мексики, пусть и неудачная). Франция попыталась взять под контроль Суэцкий канал, что создавало угрозу британским владениям в Индии. Наконец, Наполеон III вынашивал планы подчинения Люксембурга и Бельгии, что крайне усиливало страну во внешнеполитическом смысле и ставило британскую торговлю с континентом в прямую зависимость от Франции. Таким образом, мы видим, что для Англии усиление Пруссии не сулило ничего плохого, напротив, появление такого государства создавало серьезный противовес Франции, ставшей основным стратегическим противником Британии. Если то, что Британия будет в грядущей войне нейтральной, было понятно заранее, то вот позиция остальных государств была более неопределенной и оставляла разного рода варианты для дипломатической борьбы.
Италию склоняли к союзу сразу три страны – Франция, Австро-Венгрия и Пруссия. Большие шансы добиться союза были у Франции, однако Наполеон III отказался передать Италии Рим, который итальянцам был нужен для объединения страны. Усилившаяся к этому времени Италия была вполне готова сама начать с Францией войну за Рим, но Бисмарк удержал Виктора-Эммануила от этого шага. Некоторые исследователи пишут, что Бисмарк опасался усиления Италии, некоторые считают, что Бисмарк был уверен в победе Франции и не желал увеличения у основного противника размера территории и ресурсов. Так или иначе, но Виктор Эммануил послушал Бисмарка, Италия осталась в войне нейтральной. Австро-Венгрия также пыталась привлечь итальянцев на свою сторону, но такой поворот событий изначально выглядел малореальным ввиду совсем недавней конфронтации двух стран. Россия, как уже подчеркивалось выше, находилась после неудачи в Крымской войне в состоянии дипломатической изоляции, и фактически поддерживалась только Пруссией. Кроме того, России, как опять же уже отмечалось, было за что ненавидеть и Австрию, и Францию. Тем не менее вариант заключения союза с Францией был, но Наполеон III, уверенный в силе своей армии, к такому договору не стремился (Россия могла бы напасть на Пруссию в обмен на ликвидацию условий Парижского мира). Потом, уже после Седанской катастрофы, в Петербург будет спешно отправлен Тьер, но помогать уже разгромленной Франции смысла не было. Следует отметить, что, как и перед австро-прусской войной, против Пруссии выступил Горчаков, но опять же не был услышан Александром II. Россия осталась нейтральной. Уже после начала войны Россия оказала значительную помощь Пруссии, выступив со следующей нотой: «Императорское правительство всегда готово оказать самое искреннее содействие всякому стремлению, имеющему целью ограничить размеры военных действий, сократить их продолжительность и возвратить Европе блага мира» [31]. Это был явный намек на собиравшуюся «увеличить размеры военных действий» Австрию. Вкупе с нерешительностью Франца Иосифа и нерешенностью вопроса о союзе с Францией, эта нота сильно ограничила внешнеполитическую активность Австрии в период войны. Австрия, резко утратившая авторитет на мировой арене после австро-прусской войны, была самым реальным вариантом союзника для правительства Франции. Однако здесь сказалась нерешительность и медлительность Франца Иосифа, несогласованность действий военных кругов и дипломатии, и, опять же, самоуверенность Франции. До начала войны договор не был подписан, а потом для австрийцев, как и для всего мира, стала очевидной несостоятельность французской армии. После Седана начинать войну с Пруссией Австрия, понятна, уже не могла.
Так, мы вкратце рассмотрели причины тех или иных действий государств, являвшихся потенциальными союзниками сторон, обладавшими возможностями реально изменить баланс сил в грядущей войне. 3.3.Состояние войск. Ход боевых действий. Как уже отмечалось выше, 19 июля 1870 года французский император Наполеон III объявил Пруссии войну. Надо сказать, что, несмотря на внешнюю уверенность в победе, недооценки прусской армии французские военачальники не допускали. Оно и понятно, ведь после ошеломляющей победы в 1866 году над Австрией прусская армия совершенно заслуженно считалась одной из сильнейших в Европе. Предвидя будущую войну, военное министерство Франции предприняло ряд мер по модернизации армии. Срок службы в армии увеличился с 7 до 9 лет, на вооружение была принята новая винтовка Шасспо 1866 года, по боевым характеристикам превосходившая прусскую игольчатую винтовку Дрейзе 1849 года. Также на вооружение французов была принята бронзовая пушка Ла Гитта, значительно уступавшая прусским крупповским орудиям. Поступили в распоряжение армии и 25-ствольные митральезы (предтечи пулеметов), отлично действовавшие против противника, наступавшего плотным строем (а эта черта была весьма характерна для прусской армии) [32]. Однако помимо очевидных плюсов в виде поступления новейшего вооружения нельзя не отметить и явных просчетов французского командования при подготовке к войне. В рамках модернизации армии были отменены все военные премии, что вызвало недовольство ветеранов и их массовое увольнение. Армия лишилась многих опытных бойцов, взамен которых были мобилизованы молодые необстрелянные солдаты. Крупным просчетом было отсутствие в мирное время деления армии на дивизии и корпуса (за исключением гвардейских), что не могло обеспечить должной сплоченности. Характерно также то, что Франция не имела единого плана войны – в отличие от Пруссии, у французов существовал не один генштаб, а несколько независимых друг от друга. Кроме того, французская армия заметно уступала северогерманской в численности. Если пруссаки с союзниками выставили около миллиона человек, то личный состав армии Наполеона III насчитывал всего 340 тысяч, и даже мобилизация резервов сумела довести его численность лишь до 570 тысяч [33]. Преимущество сразу же перешло на сторону германских войск и французы под их ударами начали отступление. Только 16 августа 1870 года, когда прусский командующий принц Фридрих-Карл подошел к населенному пункту Марс-ла-Туре, расположенному в районе Меца, Рейнская армия маршала Базена была вынуждена вступить в первое крупное сражение. Несмотря на превосходство в силах (173 тысячи на 60 тысяч), французы ограничились пассивной обороной. В результате Базен отвел армию на позиции Сен-Прива – Гравелот. 18 августа 1870 года германские войска прорвали оборону французов и вынудили их отступить к Мецу. Вскоре засевшие в городе части Рейнской армии оказались блокированы. Французское правительство вполне справедливо осудило пассивные действия Базена и 22 августа создало новую, Шалонскую армию под командованием Мак-Магона. Численность этой армии, задачей которой стало снятие осады с Меца, была 120 тысяч человек при поддержке 393 орудий и 76 митральез. Но уже 1 сентября новая армия в районе Седана была атакована 3-й и 4-й прусскими армиями (224 тысячи человек, 813 орудий). 2 сентября Шалонская армия была вынуждена капитулировать вместе с находившимся при ней императором Наполеоном III [34]. 3.4. Завершение войны и ее итоги. Положение императора всколыхнуло и политическую борьбу во Франции, что, понятно, было на руку пруссакам. 4 сентября Франция вновь была провозглашена республикой. Во главе государства стал генерал Трюшо, однако созданное им правительство не смогло выработать единой тактики продолжения войны. Распри в генералитете французов позволили германцам фактически без борьбы подойти к Парижу и 16 сентября взять его в осаду. 27 октября 1870 года наконец капитулировала блокированная в Меце армия Базена. Это еще более ухудшило положение Парижа, так как к городу были немедленно брошены из под Меца высвободившиеся прусские части. Французское командование предпринимает попытку контрнаступления: Луарская армия генерала Гамбетты 9 ноября в районе Орлеана громит 2-ю прусскую армию и захватывает город, но к 4 декабря покидает его под ударами 3-ей армии Мантейфеля. Все это время Париж находится в осаде и его положение только ухудшается. В городе происходит несколько восстаний против бездейства правительства, все они были подавлены. Тем не менее Трюшо опасается их повторения и вступает в переговоры с прусским командованием. 26 января 1871 года французское правительство подписывает договор о капитуляции Парижа, а 28 января – перемирие. В феврале главой исполнительной власти Франции становится А.Тьер. 26 февраля 1871 года он подписал в Версале прелиминарный договор. Этот договор был подтвержден окончательно 10 мая во Франкфурте (затяжка произошла из-за событий, связанных с возникновением и подавлением Парижской коммуны) [35]. По Франкфуртскому договору устанавливалась новая франко-германская граница, к Германии отходили Эльзас и Восточная Лотарингия с городом Мец, Франция обязалась выплатить огромную контрибуцию в 5 миллиардов франков. Кроме того, французская сторона должна была нести расходы по содержанию немецких оккупационных войск. Что касается результатов войны для Пруссии, то они были ошеломляющими. 18 января 1871 года в Версальском дворце Бисмарк и Вильгельм I издали акт об объявлении Германской Империи. К Империи присоединялись государства, не входившие в состав Северогерманского союза – Саксония и ряд более мелких южногерманских держав. Австрия частью Германии не стала. В фундамент экономики новой Империи легли пять миллиардов франков контрибуции, которую должны были выплатить французы (но которую так и не выплатили). Таким образом, ряд войн в середине XIX века (датско-прусская, прусско-австрийская и франко-прусская) привели к коренным изменениям не только в политическом балансе сил на европейском континенте, но и к изменениям в политической карте Европы, в середине которой возникло новое мощное государство – Германская империя с площадью в 540 тысяч квадратных километров и с населением в 41 миллион человек. Заключение. Франко-прусская война сделала материальной мечту многих поколений немцев – впервые за долгое время Германия стала единым государством. Удалось ей это сделать в результате трех победоносных войн – вместе с Австрией против Дании (1864), против Австрии (1866) и против Франции (1870-1871). Характерной чертой германского пути объединения стало то, что оно было проведено «сверху», в отличие от итальянского Рисорджименто. Лидером, который вел за собой Германию на пути к единству, был министр-президент Пруссии, позже ставший первым канцлером империи Отто фон Бисмарк – фигура чрезвычайно неоднозначная, в оценках которой историки диаметрально противоположны. Тем не менее, нельзя отрицать больших успехов Бисмарка в политике – как внутренней, так и (особенно) – внешней. Бисмарк умел замечательно использовать текущую ситуацию в мировой политике, всегда был на сто процентов осведомлен о позиции великих держав, умел склонить их на свою сторону. Таким образом, можно отметить, что внешнеполитические аспекты сыграли крайне важную роль в процессе объединения Германии, завершившегося объявлением империи в Версальском дворце 18 января 1871 года. Читать полностью:http://www.km.ru/referats/3DB08A71E1524DCB81CC3CCAC69E0C93
21 21 21
Особенности Венской системы международных отношений Сложное перегруппировки сил завершилось в 1815 году, когда на Венском конгрессе были заложены политико - правовые основы новой модели международных отношений. Это одна из наиболее дискуссионных моделей. Дебаты идут как по ее периодизации, так и по ее ведущих характеристик. Академик Е. Тарле оценил результаты Венского конгресса: «Они (участники) построили сооружение, достаточно быстро развалится» Однако большинство западных исследователей считают, что принципы, одобренные в Вене в 1814-1815 годах, создали основу для более гармоничных международных отношений. Они считают, что до Крымской войны Европа не знала прямых военных конфликтов между великими державами. Отсюда в международной лексике утвердился термин «концерт Европы», «европейский концерт» или «европейская согласие», что символизировало новый уровень управляемости межгосударственными отношениями. Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен, во-первых, имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. При Венской системы окончательно сформировались империи (Британская - 1876 Немецкий - 1871; Французский - середина XIX века, у 1877 году турецкий султан взял себе титул «император османов». Россия стала империей значительно раньше, еще в 1721 году. Во-вторых, началась эпоха «европейского концерта» - баланса сил между европейскими государствами. Новая система свитополитичних отношений установила новый баланс сил великих держав - России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Существует другой подход, суть которого заключается в том, что Венская система международных отношений просуществовала до 1871 года и окончательно распалась в результате франко - прусской войны. Сторонники этой версии утверждают, что после Крымской войны Венская система не претерпела существенных изменений, Россия осталась в геополитическом европейском пространстве, поддерживая то Пруссию против Франции, то Францию в ее противостоянии с Германией. Еще одна версия: Венская система международных отношений просуществовала до начала Первой мировой войны и окончательно была разрушена во время войны. Сторонники этой версии придерживаются мнения, что после серии локальных конфликтов, кульминацией которых стала франко - прусская война, усложнилась конфигурация Венской системы, но опять, вплоть до начала XX века, она набрала устойчивости и стабильности. Венская система оставалась действовать, поскольку, во-первых, никто ни de facto, ни де- юре не отменял ее базовых решений, принятых на конгрессе в Вене. Во-вторых, консервативно-охранительные принципы, которые составляли костяк системы, продолжали определять динамику межгосударственных отношений. В-третьих, баланс сил не был нарушен: вместо Пруссии появилась Германия, которая достигнув своих целей, еще не стремилась просмотра status quo. Правда, на рубеже веков в недрах Венской системы стали накапливаться качественные изменения. Например, вместо «большой пятерки» возникла «большая восьмерка» - Англия, Франция, Россия, Германия, Австро - Венгрия, США, Япония и Италия. Так же система, будучи чисто европейской, стала терять принципы европоцентризма. Она стала постепенно превращаться в глобальную, которая охватывала своим влиянием весь мир. В ней появились новые центры силы, которые находились за пределами Европы, что не было предусмотрено создателями Венской системы. Далее - на рубеже веков завершился раздел мира, резко сократило возможности для маневра, поиска компромиссов в случае возникновения конфликтных ситуаций между великими державами. Как раз тогда, в конце XIX века прокатилась ряд локальных войн. Это отражало конец «согласия», «европейского концерта». Наконец, последнее: серьезные внутренние изменения в развитии ведущих стран мира привели к корректировке и усложнение их государственных интересов. Достичь их реализации наедине было невозможно, как и привести к одному общему знаменателю. Отсюда быстро росла поляризация элементов системы, получившее отражение в создании двух противоположных союзов - Антанты и Тройственного союза. Если за существование баланса сил, союзы создавались для поддержания равновесия системы, то теперь вновь блоки, особенно Тройственный союз, были направлены на слом существующего status quo. Только большой запас прочности, который был заложен в самом начале в этой системе, позволил оттянуть катастрофу. Однако в 1914 году этот запас прочности иссяк и найти решение очередного кризиса не удалось - Первая мировая война.
19 19 19
Государственный строй Третьей Республики во Франции 090. Государственный строй Третьей Республики во Франции Посмотреть ответы на другие вопросы к экзамену или зачету по дисциплине История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)" Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Однако законодательное закрепление её в Конституции произошло лишь в начале 1875 г. Для политического развития Франции конца 70-х — начала 80-х годов характерно определенное изменение формы правления, постепенный отход от положений Конституции 1875 г., касающихся организации государственной власти. Третья республика. Единой конституции в республике не было, а были Конституционные законы (три органических закона), регулировавшие организацию и деятельность учреждений го-сударственной власти: Закон об организации сената от 24 сентября 1875 г., Закон об организации государственной власти от 25 февраля 1875 г. и Закон об отношениях между государственными властями от 16 июля 1875 г. Во всех трех законах насчитывалось всего 34 статьи, поэтому многие вопросы конституционного устройства регулировались текущим законодательством. В это время происходила довольно напряженная борьба и соперничество между несколькими группировками — сторонниками восстановления! монархии и республиканцами. Противостояние было примерно! равным, и первый из названных законов принимался большинством всего в один голос (353 против 352). Президент республики избирался на семь лет и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху, — правом законодательной инициативы, промульгации и контроля за законами. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить?! нижнюю палату, его декреты подлежали контрасигнации одним из министров. Первым президентом Третьей республики стал маршал Патрис Мак-Магон. Законодательство осуществлялось палатой депутатов, избиравшейся на четыре года, и сенатом, составленным из 75 пожизненных и 225 избиравшихся на девять лет особыми коллегиями вы-борщиков депутатов. В отношении министров действовал принцип: "министры солидарно ответственны за общую политику правительства и индивидуально — за свои личные действия". Не избирали депутатов женщины, военнослужащие и лица мужского пола, не достигшие 21 года. Период до начала Первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят со-циалисты. На следующий год в правительстве появляется новое министерство — по делам колоний. К началу Первой мировой войны Франция делается второй державой-метрополией с населением колоний в количестве 55,5 млн. человек. Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой: некоторые правительства существуют не дольше шести месяцев. За 39 лет правительства сменились 48 раз. К концу XIX в. сложилась доктрина и практика так называемой регламентарной власти. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны по своему назначению лишь уточнять законы и носить подзаконный характер, но фактически это были "декреты-законы". В середине 30-х гг. в стране возникает угроза фашистского переворота, и на этой волне победу на выборах одерживает антифашистский Народный фронт. Начиная с 1936 г. депутаты Народного фронта, состоящего из социалистов и других радикалов-реформаторов, добиваются важного перелома в области социального законодательства: принимаются законы о 40-часовой рабочей неделе, об отпусках, о повышении зарплаты, об отмене чрезвычайных декретов. Перед угрозой распространения промышленной депрессии проводится частичная национализация военной промышленности и реформа Французского банка. В результате поражения во Второй мировой войне и оккупации в стране создается "католическое государство" со столицей в Виши во главе с коллаборационистским правительством маршала Петена. (Освободительным движением руководит генерал де Голль из Лондона и Алжира. Организованное в 1944 г. после освобождения Парижа временное правительство имеет в своем составе двух коммунистов. Итак, Третья республика, конституционно оформленная как парламентская республика с наличием отдельных элементов президентской, в ходе эволюции 70-х — 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую республику. Этот процесс характеризовался изменением фактического и юридического статуса некоторых органов власти, а также созданием новых политических институтов, что позволяло французской буржуазии более гибко осуществлять свое экономическое и политическое господство. Таким образом, основной внутриполитической проблемой Франции в 70-х — 80-х годах было сохранение и укрепление республиканской формы правления. И хотя Парижская Коммуна предопределила поражение любых попыток реставрации монархии, борьба за республику затянулась на долгие годы. Она не сводилась лишь к парламентской борьбе буржуазных республиканцев и монархистов, а являлась выражением острых классовых противоречий. В то же время возросло политическое значение демократических сил. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- К III республики во Франции:К 3 республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма. В ней не было 1) Декларации или вводной части (содержавшей изложение принципов гос власти), 2) перечня прав и свобод гр. К полностью была посвящена организации высших гос учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: 1) Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, 2) Закона 25 февраля 1875 г. об организации гос власти, 3) Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между гос властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (всего 34 статьи). Избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерогативами: 1) право законод инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением, 2) мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней), 3) руководил вооруженными силами, 4) назначал на все гр и военные должности. К законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Спец законодат было подтверждено всеобщее муж избират право (с 21 года), но в выборах не принимали участие жен, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избират округе менее 6 месяцев. Источник: http://5fan.info/rnapolyfsmermermer.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|