Глава 1. Предпосылки и попытки объединения Германии.
1.1.Положение в Германии в первой половине XIX века. Германская революция 1848-1849 гг. 8 июня 1815 года на Венском конгрессе был подписан акт, предусматривавший создание Германского союза в составе 34 независимых государств и 4-х вольных городов – Бремен, Гамбург, Любек, Франкфурт-на-Майне. Членами германского союза были признаны три иноземных монарха, а именно короли Англии, Дании и Нидерландов. Дело в том, что они являлись правителями соответственно Ганновера, Гольштейна и Люксембурга. Крупнейшими государствами союза стали Австрия и Пруссия. Часть их земель не включалась в состав объединения (Венгерское королевство, Ломбардско-Венецианское королевство и Галиция, входившие в состав Австрии, а также Восточная Пруссия и Познань со стороны Пруссии). Необходимо отметить, что существование подобных территорий за рамками союза укрепляло независимость от него обоих государств и являлось дополнительным препятствием на пути к объединению Германии. Верховным органом союза стал Союзный сейм, собиравшийся во Франкфурте-на-Майне. Деятельность этого образования не была эффективной – так, согласно уставу германского союза, наиболее важные решения должны были приниматься единогласно, что приводило к излишней реакционности и медлительности сейма. В народе Союзный сейм прозвали «собранием мумий» («Versammlung der Mumien»). У германского союза не было ни общей армии, ни единого законодательства, ни общих финансов, ни дипломатического представительства. Кроме того, постоянным председателем германского союза был австрийский уполномоченный, следивший за тем, чтобы устои религии и монархизма не подрывались ни в одном германском государстве. Такое деление Германии вытекало из принципа легитимизма, установившегося в Европе после падения Наполеона и заключавшегося в нерушимости границ под управлением традиционно правящих династий.
Таким образом, проблема объединения Германии, на которое возлагались большие надежды немецкой общественности перед Венским конгрессом, осталась нерешенной. Эта проблема стала тем более насущной под влиянием быстро проходившего развития буржуазии. Оно, вкупе с развитием капиталистического производства, парламентаризма и общественной мысли, привело к постепенному пониманию необходимости приоритета интересов нации над монархическими феодальными интересами. Немецкая буржуазия нуждалась в единых рынках сбыта, ей мешали феодальные границы и существование феодальных порядков на большей части территории Германии. Середина XIX века известна в историографии как «весна народов» - период, когда во многих европейских странах пробудились мощные движения за основание национальных государств. В 1830 году революционным путем от голландского короля отделилась Бельгия. В этом же году произошло польское восстание, участники которого стремились к выходу Польши из состава Российской империи. В 1859 году началось объединение Италии вокруг Пьемонта – Рисорджименто. В 1862 году объединилась в единое королевство Румыния, две революции (1830, 1848) пережила Франция. Такая ситуация не могла не повлиять и на германскую общественность, имевшую целый ряд претензий к своим правительствам. Дело в том, что 30-е годы стали временем индустриализации страны, породившей серьезный экономический подъем. Этот подъем еще больше обострил противоречия буржуазии с феодальным строем общества. В 1834 году образовался Таможенный союз (Zollverein), объединявший практически все крупные германские государства за исключением Австрии и устранявший таможенные барьеры между государствами – участниками союза. Германия опередила Францию по протяженности железных дорог, количество паровых машин, задействованных в производстве изменилось с двух в 1822 году до 1139 в 1847 году.
В 1848 году, под влиянием проходившей параллельно революции во Франции, по всей Германии прокатилась волна выступлений. Лейтмотивом этих выступлений стало требование либерализации политической обстановки в стране и создание единой Германии. Под угрозой отторжения от Пруссии Рейнской области(!) либеральной стороне удалось добиться от короля Фридриха Вильгельма IV созыва национального всегерманского собрания. Это собрание заседало во Франкфурте-на-Майне, за что и получило в историографии название «Франкфуртский парламент» [1]. 28 марта 1849 года парламенту удалось принять имперскую конституцию. Согласно ней, прусский король Фридрих Вильгельм IV должен был принять императорскую корону, и стать, таким образом, конституционным правителем всей Германской страны, которая должна была отныне именоваться империей. Имперскую конституция признали 29 германских государств, однако самые крупные и влиятельные государства, а именно Пруссия, Австрия, Бавария, Ганновер и Саксония (!) конституции не приняли [2] Следует поподробнее остановиться на позиции Пруссии. Она отказалась принять конституцию несмотря на то, что именно прусскому королю была предложена имперская корона. Однако ярый реакционер и монархист Фридрих Вильгельм IV был недоволен тем обстоятельством, что корону ему предлагает революционный парламент. Напрямую не отказавшись от принятия власти, он поставил этот вопрос в зависимость от «свободного соглашения коронованных правителей, князей и вольных городов Германии»(!). Резко против конституции и ее параграфов выступил и будущий объединитель Германии, а ныне представитель Пруссии в парламенте Отто фон Бисмарк: «Франкфуртская корона, может быть, очень изящна, но золото, которое делает ее блеск подлинным, должно быть еще добыто посредством вплавления прусской короны, и я не верю, что переплавка в форме этой конституции удастся!»(!) [3]. Таким образом, Фридрих Вильгельм IV отказался от императорской короны и отозвал прусских представителей из парламента. То же самое сделала и Австрия. Сама революция в этот период уже находилась в стадии угасания, франкфуртский парламент лишился политической поддержки. Вскоре он распался. Часть депутатов покинула парламент добровольно, часть была изгнана вюртембергскими войсками в июне 1849 года. В некоторых германских государствах в знак протеста против разгона парламента вспыхнули волнения, однако они были подавлены прусскими войсками.
Прусский союз. То, что Фридрих Вильгельм IV отказался возглавить Германию по предложению франкфуртского парламента, означало лишь неприязнь короля к революции и всякого рода попыткам объединения страны «снизу». Однако он был совсем не против, используя определенное влияние, приобретенное при подавлении революции, объединить Германию «сверху». В мае 1849 года состоялась конференция [4], созванная по инициативе Фридриха-Вильгельма, на которой Саксония и Ганновер вступили в Прусский союз. Прусский союз представлял собой федерацию, в которой главенствующее положение в вопросах внешней политики и международных отношений занимала Пруссия, а остальные вопросы решала коллегия из государей крупнейших монархий и совет правительств немецких государств. Вскоре под влиянием настроений в германских массах, требовавших объединения страны, Прусский союз пополнился целым рядом других государств. Теперь в него входили все германские земли, за исключением Австрии, Баварии и Вюртемберга. Кроме того, за рамками союза осталось несколько маленьких княжеств. Подобное устройство германских земель недвусмысленно означало переход приоритета в деле объединения Германии к Пруссии. Австрия такого стерпеть не могла. Но в силу ограниченности военного потенциала после подавления венгерского восстания и германской революции была вынуждена ограничиваться активной дипломатической деятельностью. По инициативе официальной Вены, 10 мая 1850 года во Франкфурте-на-Майне собрались представители немецких государств под председательством Австрии и предложили восстановить старый союзный сейм. Утвердилось положение, по которому поочередно председательствовать в сейме должны были Австрия и Пруссия.
Даже такой компромиссный вариант ни в коей мере не устраивал Пруссию. Она не признала сейм, а в ноябре 1850 года Фридрих Вильгельм объявил мобилизацию. Началась, как выразился Николай I, «немецкая склока» [5]. Она осложнялась вялотекущей прусско-датской войной за независимость Гольштейна и внутренним конфликтом в гессенском курфюршестве. По решению союзного сейма, австро-баварский корпус должен был подавить восстание в Гессене, однако пруссаки не пропустили корпус через свою территорию. Трудно сказать, сколько бы продолжалась «немецкая склока», если бы не вмешательство императора Николая I. Под давлением России и Австрии Пруссия в ноябре 1850 года отказалась от идеи объединения Германии в составе Прусского союза, что подтвердил министр внутренних дел Пруссии Мантейфель, подписавший так называемое Ольмюцкое соглашение. 29 ноября 1850 года было подписано австро-прусское соглашение, по которому Пруссия отказывалась от вмешательства в дела Гессена и Гольштейна. В декабре 1850 года состоялась Дрезденская конференция, установившая прежние отношения в рамках Германского союза. Ольмюцкое соглашение завершило попытку объединения Германии Пруссией в рамках Прусского союза, однако стало удобным поводом для будущего развязывания войн. Бисмарк сказал по поводу Ольмюца: «Мы имеем дело с таким вопросом, по поводу которого можно во всякое время начать войну, как только это позволит политическое положение в Европе» [6]. 1.3. Внутриполитическая обстановка в Пруссии в 1860-х гг. Совершенно очевидно, что для лучшего понимания последующих событий, мы должны более детально проанализировать политическую обстановку как в Пруссии, так и за ее пределами. Между тем к концу 50-х годов XIX века во внутренней жизни Пруссии произошли значительные перемены. Во-первых, в государстве сменился король. Дело в том, что Фридрих Вильгельм IV впал в слабоумие и физически больше не мог управлять государством. Официально он, конечно, оставался прусским королем, но на деле страной управлял назначенный 7 октября 1858 года регентом 60-летний принц Вильгельм, имевший печальную репутацию душителя революции (именно Вильгельм командовал войсками, подавлявшими баварское восстание). Вскоре он стал полноправным королем, так как 2 января 1861 года Фридрих Вильгельм IV отошел в лучший из миров. Политика Вильгельма I поначалу разительно отличалась от политики его предшественника. Если Фридрих Вильгельм IV совершенно открыто заявлял, что никогда не допустит того, «как какая-то бумажка станет между ним и его народом» (намекая на конституцию), то Вильгельм I учитывал перемены, произошедшие в стране. «Конституционная идея проникла в народное сознание, и противодействовать этому очень опасно. Правительство нужно укреплять мудрым послаблением и натягиванием поводов», - в таком духе выражался новый король. Вскоре он перешел от слов к делу – реакционный кабинет Мантейфеля был заменен кабинетом Ауэрсвальда (который входил во франкфуртский парламент 1848 года) [7]. Этот шаг оказался очень успешным в плане улучшения отношений с буржуазией, ибо та заговорила о «новой эре» в истории Пруссии, и в восторге прославляла Вильгельма.
Еще большее оживление в общественную жизнь внес 1859 год, год начала австро-французско-итальянской войны. Эта война вызвала горячие дебаты в прусском обществе по поводу вопроса, чью же сторону Пруссия должна занять – с одной стороны, Австрия состоит в Германском союзе, да и о захватнических планах Наполеона III в отношении Эльзаса и Лотарингии было хорошо известно. С другой, противники Австрии предлагали воспользоваться ее занятостью и прибрать к рукам Северную Германию, осуществив, таким образом, «малогерманский» вариант династического объединения Германии под властью Гогенцоллернов (в отличие от «великогерманского» плана объединения под властью Австрии). Степень накала страстей была велика, но правительство, памятуя о Ольмюцкой пощечине, не спешило предпринимать никаких действий. А вскоре стало очевидным, что период «новой эры» был всего лишь непродолжительной популистской мерой со стороны Вильгельма I, основной целью которого, как и его предшественников, было ограничение престола от угрозы в виде парламента и конституции. Особенно заметно это стало во время прений насчет военной реформы, предложенной министром Рооном в 1860 году. Военная система Пруссии строилась на законодательстве 1814-1815 года, принятого в эпоху освободительных войн. Мобилизованная армия состояла не только из регулярных корпусов, но и из народного ополчения – ландвера. Ландвер призывался лишь с началом войны и отличался относительно слабой выучкой и дисциплиной. Для ведения наступательной же войны ландвер был и вовсе совершенно непригоден. Кроме того, ландвер во время революции 1848-1849 гг. неоднократно отказывался выступать против повстанцев, что также вызывало недовольство буржуазно – юнкерских кругов. А ведь не секрет, что Вильгельм I и его военный министр Роон хотели создать армию, которая была бы твердой опорой монархии и юнкерства. Роон предложил: упразднить ландвер, удвоить число линейных полков, увеличить срок действительной военной службы с двух до трех лет [8]. Естественно, реформа требовала денег. Несмотря на мощное давление со стороны правительства, буржуазное большинство ландтага отказалось утвердить военные расходы. Роспуск палаты и новые выборы не изменили положения. Наивысшей точки напряжение достигло в 1862 году. Оппозиция нашла поддержку в широком революционном движении. Размах его был таким, что Вильгельм I уже составил проект отречения в пользу своего сына, кронпринца Фридриха Вильгельма, известного свои либеральными взглядами. Печать упорно прочила Вильгельму I участь Карла I и Людовика XVI. 23 сентября 1862 года на пост министра-президента был назначен 47-летний Отто фон Бисмарк (о его судьбе до этого поворотного в ней момента я напишу в специальной главе). Вызванный телеграммой из Парижа Бисмарк явился к королю и на вопрос, готов ли он управлять страной вопреки воле большинства парламента, ответил утвердительно [9]. Собственно, это он и делал в период с 1862 по 1864 гг., производя расходы на реорганизацию армии, не утвержденные ландтагом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|