Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс принятия решения о покупке




Этапы процесса принятия решения о покупке:

1. Возникновение и осознание потребности в товаре как

средстве решения проблемы потребителя. Осознание происходит под воздействием внешних и внутренних раздражителей. К внешним факторам относятся: реклама, семья, референтные группы и т.д., к внутренним - - насущные по­требности человека и стремление их решить. На этом этапе необходимо знать, как именно возникло осознание потребности, чем вызвано ее появление. Кстати, зачастую маркетинг критикуют за навязывание, искусственное формирование потребностей в товарах.

2. Поиск информации о товаре. Если информации недостаточно или она труднодоступна, то покупатель переключится на те конкурентные товары, информация о которых вполне доступна. Основные источники информации о това­ре можно разделить на несколько групп:

• персональные, включающие тех лиц, с которыми связан человек (семья, референтные группы);

• коммерческие: реклама, торговые работники, выставки, ярмарки, презентации;

• публичные: средства массовой информации;

• собственный опыт использования, наблюдения и изучения.

Степень влияния каждой из групп источников зависит от вида товара и особенностей покупателей. Например, для не­которых типов покупателей собственное мнение и опыт важ­нее, чем советы продавца или друзей. Маркетолог должен знать, какие именно источники информации преобладают по данному товару.

3. Оценка вариантов. Потребитель составляет для себя «комплект выбора», в который входят схожие конкурентные товары, каждый из которых может быть приобретен. Важно проанализировать, каким образом формируется комплект выбора потребителя, на основании каких оценок выбор будет сделан в пользу определенных товаров.

4. Покупка, заключающаяся в выборе наилучшего, с точки зрения потребителя, товара из комплекта выбора. Причем
важно учитывать как потребительские характеристики товара, так и ценовой фактор. Покупатели не так чувствительны к цене товара, если:

• делят расходы на покупку с другими (например, магазин может организовать рекламную акцию «Мы оплачиваем вам 10 % стоимости товара»);

• у покупателей нет возможности создавать запасы («Покупайте сегодня, это -- последние экземпляры товара»);

• товар воспринимается покупателями как уникальный, у которого отсутствуют конкурентные аналоги;

• цена составляет лишь небольшую часть дохода потребителя;

• покупатели не осведомлены о наличии на рынке аналогичных товаров;

• товар позиционируется как высококачественный, про­
даваемый по высокой цене.

5. Реакция на покупку, которая может быть от негативной до восторженной. Исследования показывают, что покупа­тель, разочаровавшийся в товаре при первой покупке, не будет его приобретать во второй раз. Более того, негативную информацию о товаре в среднем узнают около 40 потенци­альных покупателей. Взаимоотношения с потребителями должны строиться на следующих принципах, изложенных зарубежными маркетологами:

• потребитель — наиболее важная персона для фирмы, ее цель и смысл;

• не потребитель зависит от фирмы, а наоборот — фирма зависит от потребителя;

• потребитель оказывает фирме огромное одолжение, приобретая ее продукцию;

• нельзя подшучивать над потребителем и спорить с ним.

 

Конкуренция, виды конкуренции

Конкуренция соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предметконкуренции товар.

Объект конкуренции потребитель.

Привлечь потребителя можно только предложением товара который имеет преимущества по сравнению в товарами – соперниками по удовлетворению нужд потребителя и такой товар называют конкурентоспособным.

Конкурентоспособность товара – это относительная и общественная характеристика товара выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребностей и по затратам на ее удовлетворение.

Виды конкуренции:

  1. Функциональная конкуренция – возникает, по сколько любую потребность можно удовлетворить по разному, следовательно товары, с помощью которых возможно удовлетворение выступают конкурентами друг к другу (диски и кассеты).
  2. видовая конкуренция – конкуренция по выпуску аналогичных товаров, но разного по оформлению (автомобили одного класса, но с разной отделкой) фирмами или одной фирмой.
  3. Предметная конкуренция – возникает по тому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а не редко одинаковые по качеству (например фирма – Адидас – спортивная одежда).
  4. ценовая конкуренция – наиболее простой вид конкуренции. Снижая цену можно осуществить захват рынка. Японцы при выходе на новый рынок часто снижают цены до 10%.
  5. Скрытая ценовая конкуренция – продукция более высокого качества продается по такой же цене, как у конкурирующей фирмы. Это в основном проявляется в снижении цены потребителя, увеличении экономичности, уменьшения энергопотребления и т.д.

Сегментация рынка

Сегментация рынка – разделение рынка на однородные в определенном отношении группы потребителей, которые отличаются своими требованиями к данному товару или услуге.

Сегмент -это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей товаров или предприятий, обладающих определенными общими признаками.

От того, на сколько правильно выбрать цель сегмента рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. При формировании сегмента рынка различают критерии и признаки (принципы) сегментирования.

Критерий -это способ оценки обоснованности выбора сегмента рынка для предприятия.

Признак – показатель выделения данного сегмента на рынке.

При формировании данного сегмента рынка могут быть использованы следующие критерии:

1. различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегмент;

2. сходство между потребителями, формирующее устойчивость данной группы потребителей к товару;

3. наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей, определить емкость рынка;

4. возможность выстоять в конкурентной борьбе;

5. достаточность объема продаж для обеспечения покрытия расходов и получения прибыли;

6. доступность сегмента для предприятия (наличие каналов сбыта и транспортировки).

Для сегментирования потребительского рынка используют географический, демографический, психографический, поведенческий принципы.

Географическое сегментирование – предполагает разбивку рынка различные географические регионы – округа, города, республики, районы.

Демографическое сегментирование – заключается в разбивке рынка на сегменты по таким факторам как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, национальность.

Психографическое сегментирование – предусматривает разбивку покупателей по социальному положению, по образу жизни, характеристике личности.

Сегментирование по поведенческому принципу – предусматривает разбивку покупателей на группы в зависимости от их знаний о товаре, отношений к товару, характера использования товара, реакции на товар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...