Процесс принятия решения о покупке
Этапы процесса принятия решения о покупке: 1. Возникновение и осознание потребности в товаре как средстве решения проблемы потребителя. Осознание происходит под воздействием внешних и внутренних раздражителей. К внешним факторам относятся: реклама, семья, референтные группы и т.д., к внутренним - - насущные потребности человека и стремление их решить. На этом этапе необходимо знать, как именно возникло осознание потребности, чем вызвано ее появление. Кстати, зачастую маркетинг критикуют за навязывание, искусственное формирование потребностей в товарах. 2. Поиск информации о товаре. Если информации недостаточно или она труднодоступна, то покупатель переключится на те конкурентные товары, информация о которых вполне доступна. Основные источники информации о товаре можно разделить на несколько групп: • персональные, включающие тех лиц, с которыми связан человек (семья, референтные группы); • коммерческие: реклама, торговые работники, выставки, ярмарки, презентации; • публичные: средства массовой информации; • собственный опыт использования, наблюдения и изучения. Степень влияния каждой из групп источников зависит от вида товара и особенностей покупателей. Например, для некоторых типов покупателей собственное мнение и опыт важнее, чем советы продавца или друзей. Маркетолог должен знать, какие именно источники информации преобладают по данному товару. 3. Оценка вариантов. Потребитель составляет для себя «комплект выбора», в который входят схожие конкурентные товары, каждый из которых может быть приобретен. Важно проанализировать, каким образом формируется комплект выбора потребителя, на основании каких оценок выбор будет сделан в пользу определенных товаров.
4. Покупка, заключающаяся в выборе наилучшего, с точки зрения потребителя, товара из комплекта выбора. Причем • делят расходы на покупку с другими (например, магазин может организовать рекламную акцию «Мы оплачиваем вам 10 % стоимости товара»); • у покупателей нет возможности создавать запасы («Покупайте сегодня, это -- последние экземпляры товара»); • товар воспринимается покупателями как уникальный, у которого отсутствуют конкурентные аналоги; • цена составляет лишь небольшую часть дохода потребителя; • покупатели не осведомлены о наличии на рынке аналогичных товаров; • товар позиционируется как высококачественный, про 5. Реакция на покупку, которая может быть от негативной до восторженной. Исследования показывают, что покупатель, разочаровавшийся в товаре при первой покупке, не будет его приобретать во второй раз. Более того, негативную информацию о товаре в среднем узнают около 40 потенциальных покупателей. Взаимоотношения с потребителями должны строиться на следующих принципах, изложенных зарубежными маркетологами: • потребитель — наиболее важная персона для фирмы, ее цель и смысл; • не потребитель зависит от фирмы, а наоборот — фирма зависит от потребителя; • потребитель оказывает фирме огромное одолжение, приобретая ее продукцию; • нельзя подшучивать над потребителем и спорить с ним.
Конкуренция, виды конкуренции Конкуренция – соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Предметконкуренции – товар. Объект конкуренции – потребитель. Привлечь потребителя можно только предложением товара который имеет преимущества по сравнению в товарами – соперниками по удовлетворению нужд потребителя и такой товар называют конкурентоспособным.
Конкурентоспособность товара – это относительная и общественная характеристика товара выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребностей и по затратам на ее удовлетворение. Виды конкуренции:
Сегментация рынка Сегментация рынка – разделение рынка на однородные в определенном отношении группы потребителей, которые отличаются своими требованиями к данному товару или услуге. Сегмент -это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей товаров или предприятий, обладающих определенными общими признаками. От того, на сколько правильно выбрать цель сегмента рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. При формировании сегмента рынка различают критерии и признаки (принципы) сегментирования. Критерий -это способ оценки обоснованности выбора сегмента рынка для предприятия. Признак – показатель выделения данного сегмента на рынке. При формировании данного сегмента рынка могут быть использованы следующие критерии:
1. различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегмент; 2. сходство между потребителями, формирующее устойчивость данной группы потребителей к товару; 3. наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей, определить емкость рынка; 4. возможность выстоять в конкурентной борьбе; 5. достаточность объема продаж для обеспечения покрытия расходов и получения прибыли; 6. доступность сегмента для предприятия (наличие каналов сбыта и транспортировки). Для сегментирования потребительского рынка используют географический, демографический, психографический, поведенческий принципы. Географическое сегментирование – предполагает разбивку рынка различные географические регионы – округа, города, республики, районы. Демографическое сегментирование – заключается в разбивке рынка на сегменты по таким факторам как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, национальность. Психографическое сегментирование – предусматривает разбивку покупателей по социальному положению, по образу жизни, характеристике личности. Сегментирование по поведенческому принципу – предусматривает разбивку покупателей на группы в зависимости от их знаний о товаре, отношений к товару, характера использования товара, реакции на товар.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|