Маркетинговая информация и источники ее получения
В общем случае основными источниками получения информации для маркетингового исследования являются: а) торговая статистика, то есть данные о реализации отдельных товаров через торговую сеть; б) бюджетные обследования, которые дают сведения о доходах, расходах, ценах и фактическом потреблении различных социальных (или потребительских) групп; в) опросы, позволяющие получить оперативную информацию не только о расходах, доходах отдельной семьи, но и потребительские оценки, мнения специалистов о сдвигах в спросе. Обычно в ходе исследования для сбора информации прибегают ко всем из перечисленных способов.
Для проведения выборочного обследования требуется: - сформулировать проблему. Важно определить: 1. Что мы хотим знать после опроса, и с какой точностью 2. Какие конкретные сведения мы хотим получить 3. Каковы сферы, для которых будут эти сведения нужны. Для проведения опроса разрабатывается анкета. Студенты должны уметь составить простейшую анкету, в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к ней. К числу таких требований относятся: 1) Принцип поддержания интереса у опрашиваемого. Необходимо с первых предложений анкеты (во введении) заинтересовать опрашиваемого, вызвать у него желание полно и объективно ответить на предлагаемые вопросы. Вся работа по разработке анкеты должна быть подчинена этому принципу. 2) После формулировки цели исследования определяется количество вопросов, их содержание и форма. При этом важно следить за тем, чтобы вопросы имели однозначные ответы и не вызывали бы нежелания отвечать. 3) Логическая последовательность вопросов. Так, наиболее трудные вопросы, а также вопросы по анкетным данным опрашиваемого должны быть в конце.
- определить размер выборки (сколько будет опрошено). Здесь важно учесть, что выборка должна быть репрезентативна, то есть соответствовать генеральной совокупности. Но есть противоречие: размер выборки определяется с одной стороны требованиями к уровню точности проводимого опроса, а с другой стороны количеством времени, отводимого на исследование, и денег. При определении круга опрашиваемых лиц необходимо решить три вопроса: кого опрашивать, количество опрашиваемых и как их отбирать. От правильности решения этих вопросов зависит достоверность выводов по результатам опроса. Из курса теории вероятности и математической статистики студенты должны знать, что такое генеральная и выборочная совокупность, основные характеристики выборки: среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и т.д. Формирование опросной группы начинается с определения ее численности и состава. Первоначально определяется потенциальное число опрашиваемых, которые удовлетворяют ряду требований в соответствии с целями опроса. Из данной совокупности, которая условно принимается в качестве генеральной, выбирается с помощью методов статистики репрезентативная выборка. По формуле Бернулли определяется ошибка репрезентативности:
- Установить контакт с опрашиваемыми.
Кроме проведения опроса для получения более полных и объективных данных исследователи проводят наблюдения и эксперименты. Наблюдения исследователей за людьми и обстановкой (например, в виде дневниковых записей) позволяют получить информацию об общей социально-экономической обстановке, среде проживания, объективной оценке товара, которым пользуется опрашиваемый. Наблюдения можно охарактеризовать как дополнительную информацию, получаемую исследователем в процессе опроса, которая уточняет результаты опроса и делает их более объективными.
К числу экспериментов, например при изучении спроса, относятся: выставки, фирменные распродажи и т.д. Здесь возможна: 1. Оценка потребителя в системе выбора. 2. Фиксация потребительского предпочтения в условиях прямого контакта с товаром. В результате исследования спроса получают информацию следующего вида: 1) Социально-экономическую. Это данные о социальном положении семьи и роде их занятий, размеры и источники доходов, состав семьи, ее возраст, обеспеченность товарами и потребительские запасы. 2) О товаре (потребительская информация) - отношение потребителей к качеству и эстетическим свойствам товара, упаковке, расфасовке и т.д. 3) Социально-психологическая. Это данные о влиянии на спрос рекламы, причины отказа от покупки, мотивы предпочтения одного товара другому и т.д.
После проведения опроса полученная информация проверяется (правильность заполнения анкет), ответы кодируются и составляются аналитические таблицы. На основе этих данных рассчитываются показатели, такие как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния и т.п., которые позволяют оценить полученные группировки и выявить динамику их развития. Студенты должны познакомиться с наиболее распространенными процедурами анализа данных. К их числу относится классификация. Целью классификации является выделение типов объектов по некоторым значимым с точки зрения гипотез и концепций исследования характеристикам. Сложность социально-экономических явлений, и в частности формирования и развития спроса, требует их многофакторного объяснения, и, как следствие, многомерной классификации. Наиболее распространенный метод многомерной классификации - кластерный анализ. Он позволяет разделить совокупность объектов на однородные группы таким образом, что различия между объектами одной группы оказываются значительно меньше, чем между объектами разных групп в соответствии с выбранной мерой близости. Такой метод, например, может быть успешно применен для выделения потребительских групп, или для сегментации рынка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|