Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая характеристика технико-внедренческих зон




Согласно Закону № 116-ФЗ, под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Согласно законодательству РФ, ОЭЗ технико-внедренческого типа:

- ориентированы на ведение технико-внедренческой деятельности;

- создаются не более чем на двух участках общей площадью не более 3 км2 (Федеральный закон от 03.06.06 г. № 76-ФЗ, ч. 2);

- не могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований;

- не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (Закон № 76-ФЗ, ч. 3);

- срок существования ОЭЗ ТВТ - не более 20 лет. Органы управления ОЭЗ:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

- наблюдательный совет особой экономической зоны.

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных в Законе № 116-ФЗ.

Резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соответствующим соглашением.

На территории технико-внедренческой особой экономической зоны не допускается:

- размещение объектов жилищного фонда (Закон № 76-ФЗ, ч. 4);

- разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча (за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи) и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (Закон № 76-ФЗ, ч. 5, п. 1);

- переработка полезных ископаемых (за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов) и переработка лома цветных и черных металлов (Закон № 76-ФЗ, ч. 5, п. 2);

- производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

На момент создания технико-внедренческой ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, за исключением участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Особую роль в управлении инновационным развитием России, несомненно, играют особые экономические зоны технико-внедренческого, или инновационного типа.

Отличительными особенностями этих зон является следующее:

  • Обязательный критерий получения статуса резидента такой зоны – ведение технико-внедренческой деятельности, а именно деятельности, связанной с высокой долей осуществления разработок (так называемых R&D работ);
  • Зоны расположены в г. Москве (Зеленоград), г. Дубне, г. Санкт-Петербурге и г. Томске. Выбор территориального расположения обусловлен наличием в данных городах научной базы и высококвалифицированных научных специалистов, что создает для каждой зоны уникальное конкурентное преимущество, а также предпосылки для формирования на территории каждой зоны определенного кластера. Так, например, близость ОИЯИ и высокий уровень населения с высшим образованием, имеющего ученые степени, а также занятого в научной сфере (ядерной и ИТ) обусловило формирование на территории ОЭЗ «Дубна» кластера информационных технологий. Наличие в г. Зеленограде Московского института электронной техники – формирование на территории соответствующей ОЭЗ кластера разработки и производства микроэлектроники.
  • Близость к мегаполисам (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск) позволяет ускорить и в определенной степени упростить процесс коммерциализации разработок, а также решить сложные логистические задачи (особенно актуально для резидентов фармацевтического кластера, работающих с биоматериалом).
  • Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополнительные льготы, которые большинство инвесторов называет наиболее привлекательными: льготные ставки по социальным взносам. В настоящее время ставка социального взноса составляет 14%, в то время как общая ставка – 30%. Данная ставка сохранится вплоть до 2017 года, в 2018 году составит 20%, а в 2019 – 28%. Поскольку сотрудниками высокотехнологичных компаний являются преимущественно высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем заработной платы, расходы на оплату труда составляют значительную часть в структуре расходов компании, и льготная ставка социальных взносов приносит компании существенную экономию.
  • Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляется инфраструктура не только в качестве инженерных сетей, но и в виде возможности брать в аренду административные (офисные) помещения: зоны других типов не представляют такой возможности. Данная опция позволяет привлечь на территорию зон ТВТ инвесторов, реализующих мелкие проекты с небольшим объемом финансирования, не предполагающих строительство собственных производственных мощностей или лабораторий.

 

Краткая характеристика каждой технико-внедренческой зоны приведена ниже:

  1. ОЭЗ ТВТ «Дубна» создана в соответствии с Постановлением № 781 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года. В реализации проекта ОЭЗ «Дубна» участвуют Правительство РФ, Правительство Московской области и муниципалитет города. Общая площадь ОЭЗ составляет 187,7 га и состоит из двух участков:
    российский центр программирования (135,7 га) и новая промышленная зона (52 га). ОЭЗ ТВТ «Дубна» находится в 100 км от Москвы. ОЭЗ ТВТ «Дубна» специализируется на развитии таких направлений, как информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, био- и медицинские технологии, а также проектирование сложных технических систем.
  2. ОЭЗ ТВТ «Томск» создана Постановлением №783 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года. В реализации проекта ОЭЗ «Томск» участвуют Правительство РФ, Правительство Томской области и муниципалитет города. Общая территория ОЭЗ составляет 207 га и состоит из двух участков: Северная площадка (14,6 га) и Южная площадка (192,4 га). ОЭЗ «Томск» расположена в географическом центре Сибири (в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины) в 3500 километрах от Москвы. ОЭЗ ТВТ «Томск» специализируется на развитии следующих направлений: информационные технологии и электроника, медицина и биотехнологии, нанотехнологии и новые материалы и ресурсосберегающие технологии.
  3. ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» создана в соответствии с Постановлением № 779 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Зеленоградского административного округа Москвы. Общая площадь ОЭЗ составляет 146,27 га и состоит из двух площадок: «МИЭТ» (4,4 га) и «Алабушево» (141,87 га). К основным целям ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» можно отнести развитие инновационной инфраструктуры; создание прорывных технологий и продуктов конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках; привлечение российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие производства Зеленограда; техническое перевооружение предприятий Зеленограда; коммерциализацию инновационных разработок предприятий и производств Зеленограда. ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» специализируется на развитии следующих направлений: микро- и наноэлектроника, органическая электроника; биотехнологии и фармацевтика; энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии; лазерные и плазменные технологии; информационная и коммуникационная техника.
  4. ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана в соответствии с Постановлением № 780 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года. В реализации проекта ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» участвуют Правительство РФ и Правительство Санкт-Петербурга. Общая площадь ОЭЗ составляет 129,4 га и состоит из двух площадок: «Нойдорф»(19 га), которая располагается в п. Стрельна Петродворцовского района Санкт-Петербурга, и «Новоорловская» (110,4 га), которая располагается в Приморском районе Санкт-Петербурга. К основным целям ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» можно отнести развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, производство инновационного продукта; коммерциализацию достижений в наукоемких областях и повышение конкурентоспособности экономики региона. ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» специализируется на развитии следующих направлений: точное и аналитическое приборостроение, разработка программных продуктов, средств связи различного назначения, автоматизированных систем управления технологическими процессами, военной и гражданской авионики, медицинские технологии, фармацевтика, робототехника, оптоэлектроника, наноматериалы, водородная энергетика, солнечная энергетика, термоэлектричество.

 

В настоящее время развитие зон технико-внедренческого типа активно поддерживается курсом Правительства на модернизацию страны. По ключевым отраслям экономики принимаются стратегии развития до 2020 года, формулирующие основные требования и целевые показатели развития соответствующей отрасли. Например, в фармацевтической отрасли утверждена ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», более известная как «Фарма 2020». Основными целями программы является обязательных переход всех производителей фармацевтической продукции на производство, соответствующее стандартам GMP (Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика) с 1 января 2014 года, к 2016 году 90% жизненно необходимых лекарств планируется производить в России, в целом по рынку объем отечественных препаратов должен достичь 50%, к 2015 году объем производства инновационных лекарств за счет коммерциализации созданных передовых технологий должен достичь 50%, в 2016 году предполагается выйти с лекарственными разработками на мировой рынок – экспорт должен составить не менее 3 млрд. руб. в год. Миссией программы является повышение уровня национальной безопасности в сфере здравоохранения путем создания конкурентоспособных отечественных препаратов, замещающих импортные аналоги. Обязательность соответствия требованиям GMP побуждает инвесторов модернизировать устаревшие производственные мощности. Зачастую в силу специфики требований GMP и занимаемого помещения, а также из соображений экономической целесообразности, поиск новой площадки и строительство новых лабораторий и производственных помещений является лучшим вариантом для инвестора. Пример фармацевтической отрасли является наиболее наглядным, но подобные движущие факторы в настоящее время существуют практически во всех отраслях, в привлечении которых для работы в рамках ОЭЗ заинтересовано государство. Наличие большого количества движущих факторов особенно характерно для приоритетных отраслей технико-внедренческих зон в связи с заявленным руководством страны курсом на модернизацию экономики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...