Факторы, определяющие успех электронной торговли
Качества, необходимые лидерам электронной торговли, соответствуют рецепту успеха, который описывается концепцией «четырех Си»: — content – commitment – communities - control. Коротко эта концепция может быть сформулирована в виде следующих необходимых компонентов: 1) оригинальная или хорошо зарекомендовавшая себя на электронных рынках развитых стран идея и/или хорошие позиции в специфическом сегменте рынка (содержание — content); 2) энергичность, упорство и настойчивость менеджеров компании в последовательной реализации разработанной политики (приверженность, обязательность — commitment) 3) выделение конкретной целевой интернет - аудитории для реализации предлагаемых товаров и услуг и стимулирование лояльности клиентов, формирование групп по интересам (общности — communities) 4) жесткое управление развитием проекта, включая процесс финансирования проекта в размерах, достаточных для обеспечения его финансовой защиты от недружественного поглощения, и процесс внедрения новых технологий, осуществляемый командой высококвалифицированных специалистов (управление — control). Чтобы удержать завоеванные позиции, компаниям необходимо также уделять пристальное внимание следующим дополнительным факторам, имеющим существенное значение для соответствия концепции «четырех Си»: • установление прочных и долговременных связей с наиболее компетентными и надежными бизнес - партнерами (в области информационных технологий, телекоммуникаций, рекламы и т.д.); • динамичность и гибкость осуществляемого проекта, который должен учитывать возможности дальнейшего развития в соответствии с меняющимися требованиями электронного потребительского рынка;
• способность наращивать активность и обеспечить расширение проекта по мере достижения поставленных целей и появления новых горизонтов и направлений электронной торговли. В качестве примера состояния электронной торговли в конкретной отрасли рассмотрим ситуацию в фармацевтической промышленности. Фармацевтический рынок является одним из перспективных рынков потребительских товаров. По своему объему рынок фармацевтических товаров сопоставим с рынком продовольствия, причем экономисты отмечают его стабильный рост. По некоторым категориям товаров фармацевтического рынка России объем производства в 2000 г. увеличился в 2 раза. К концу 2000 г. доля российских производителей, составлявшая 40%, сократилась, по различным оценкам, на 3—5%. Считается, что снижение доли российских производителей связано не со снижением объемов производства, а с резким ростом рынка. Таким образом, российские производители просто не могут справиться с объемом производства. По некоторым экспертным оценкам, общая емкость российского рынка фармацевтических товаров составляет 2,25 млрд. долл., а совокупный годовой объем производства всех фармацевтических заводов России около 850 млн. долл. Считается, что проблемы российских производите лей связаны не столько с нехваткой мощностей, сколько с не хваткой сырья и упаковочных материалов. Увеличился объем импорта продукции на территорию России: по некоторым показателям — более чем на 56%. Фармацевтическая отрасль является одной из наиболее развитых в области использования информационных технологий. По результатам исследования, которое было проведено компанией <МФД-ИнфоЦентр> в 2001 г., среди предприятий фармацевтической отрасли: 30% уже используют Интернет; 43% имеют или собираются создать свои информационный сервер; 30% используют для рекламы е-таil - рассылку; 43% используют Интернет для размещения рекламы.
Существовавшая на российском рынке фармацевтических товаров проблема отсутствия доступа к необходимой информации в настоящее время постепенно решается. Наиболее востребованными оказываются услуги тематических медицинских порталов, которые предоставляют информационные услуги фармацевтическим организациям. Организации, зарегистрированные на портале www.medprom.ru, характеризуются следующими показателями использования электронной почты, %: • производители — 39,1; • медицинские учреждения — 0,3; • торговые организации — 13,8; • представительства — 2 • профильные издательства — 25. Согласно имеющимся данным о наличии информационных серверов в российском сегменте Интернета только у 20% крупнейших фармацевтических компаний есть собственные русско-язычные полнофункциональные информационные серверы. Практически ни одна фабрика, производящая фармацевтическую продукцию, не имеет собственного информационного сервера. Российский фармацевтический электронный рынок формируется в основном торговыми фирмами, а также фирменными аптеками, осуществляющими розничную торговлю в Интернете. Рынок медицинских услуг и лекарств относится к категории рынков, которые строго регулируются со стороны государства. Основной регулирующий орган — Министерство здравоохранения Российской Федерации. Государство регулирует цены на лекарства, кроме того, Минздрав контролирует процесс выдачи лицензий на ввоз в Россию сырья для лекарств. На фармацевтическом рынке работает несколько основных ассоциаций: Российская фармацевтическая ассоциация (РосФарма) — старейшая и наиболее крупная фармацевтическая ассоциация в России, объединяющая более 1000 организаций; Российская ассоциация фармацевтических фабрик (РАФФ), в которую в настоящий момент входят более 30 отечественных производителей; Ассоциация фармацевтических дистрибьюторов (Фармрос) — занимается проведением работ по лицензированию, контролированию работы дистрибьюторов, координированием снабжения лекарствами регионов и т.д.; «Росмедпром» — российская ассоциация производителей и поставщиков лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения, объединяет производителей и продавцов фармацевтического рынка, научно-исследовательские институты и проектные организации.
Электронный фармацевтический рынок является наиболее развитым сегментом отрасли здравоохранения. Помимо этого направления рынка можно, пожалуй, отметить только стоматологический сегмент и сегмент производства и продажи медицинской техники. Для различных направлений рынка представлены достаточно универсальные информационные решения, которые ориентированы как на специалистов рынка, так и на обычных покупателей I лекарств и препаратов. Большинство решений объединяет сервисное и информационное направление. В основном рынок здравоохранения — это рынок услуг. Одно из самых крупных решений представлено торговой площадкой www.edentworld.ru. Основное ее отличие в комплексном обслуживании покупателей — предоставлении информационно го обслуживания и различных механизмов осуществления торговых сделок. Участники имеют возможность как розничной покупки в электронном магазине, так и оптовых закупок, выставления товаров на аукцион, проведения тендеров. Несмотря на самоопределение информационного сервера как торговой площадки класса В2В, предлагаемая информация направлена не только на участников рынка, но и на конечных потребителей, которым предлагаются консультации, публикации, советы и даже рефераты для студен ческой части аудитории. Основными объектами продажи электронной торговой площадки являются: • оборудование и инструменты; • материалы как для использования врачами, так и для самостоятельного применения пациентами; • информационные и образовательные программы и издания. Иной вариант электронной торговой площадки предложен на информационном сервере www.dentalmarket.ru. В этом варианте посетителю представляется только каталог продукции. Получить доступ к перечню лотов или выставить товар на торги могут толь ко зарегистрированные покупатели и продавцы. Они же имеют доступ к базе цен, закрытой для простых посетителей.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные бизнес - модели, характерные для электронного бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера (В2В). 2. Сформулируйте основные преимущества использования систем электронного управления закупками. 3. Каковы трудности внедрения систем электронного управления закупками? 4. Опишите экономические преимущества использования агрегаторов данных для продавцов и покупателей. 5. Какие задачи решаются системами электронного проведения тендеров? 6. Охарактеризуйте масштабы аукционной деятельности в Интернете и приведите примеры наиболее известных организаторов электронных аукционов. 7. В чем экономическая привлекательность электронных аукционов для продавцов и покупателей товаров и услуг? 8. Каковы особенности технологии проведения электронных аукционов? 9. Сформулируйте и опишите основные типы электронных аукционов. 10. Назовите несколько горизонтальных рынков, для которых электронные аукционы являются предпочтительной схемой продаж. 11. Какие технологии используются в известных вам российских электронных аукционах? 12. Какова экономическая основа деятельности электронных бирж? 13. Сформулируйте понятия вертикальной и горизонтальной электронной биржи. Приведите примеры. 14. дайте классификацию электронных бирж по признаку организации собственности. Приведите примеры для каждого класса. 15. Охарактеризуйте состояние развития электронных бирж в России. 16. Сформулируйте понятие портала. Каковы цели его создания? 17. Какие основные информационные задачи решаются средствами корпоративного портала? Резюме по теме В области электронного бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера, выделить следующие бизнес - модели: • электронное управление закупками (в том числе с использованием электронных каталогов); • электронные аукционы; • электронные биржи; • порталы. Следует отметить, что границы названных моделей достаточно размыты, так что возможны и достаточно широко представлены в конкретной предпринимательской практике конкретные решения, включающие черты нескольких основных бизнес – моделей. В качестве бизнес - моделей, ориентированных на конечного пользователя, можно отметить следующие: • электронная реклама; • электронная торговля; • информационные услуги; • электронное здравоохранение; • дистанционное обучение; • управление взаимоотношениями с клиентами. Не смотря на многообразие моделей электронного бизнеса, наиболее популярным является создание интернет - магазина. По сути, это реализация схемы обычного торгового предприятия с применением информационных технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|