Уровни интеграции электронного бизнеса
Освоение Интернета в качестве платформы ведения электронного бизнеса всегда начинается с этапа обозначения собственного присутствия в киберпространстве. На первом этапе организация создает набор информационных страниц с данными, характеризующими направления деятельности организации: сведения о товарах и услугах, контактные адреса и телефоны и т.п. Иногда с такой страницей может быть связана некоторая внутренняя база данных организации (например, цен на товары), причем изменения в базе данных приводят к обновлению содержимого информационных страниц. На данном этапе Интернет используется как дополнительный рекламный канал и весь информационный поток направлен вовне организации. Более сложный этап требует организации информационного потока извне. Соответствующий поток может содержать необходимые данные о состоянии рынка (опросы пользователей), а может быть формой экономического взаимодействия, например заполнением формы с заказом на товар. Выход на этот этап сулит более значимый экономический эффект, но для осуществления перехода организации нужно преодолеть барьер безопасности. Необходимо выйти на уровень решений, допускающих взаимодействие внешних пользователей с внутренними структурами организации (как с базами данных, так и с персоналом). При выходе на уровень предоставления услуг пользователю «с улицы» (точнее, с виртуальной улицы) необходимо принимать в расчет возможность его деструктивного воздействия на ресурсы организации. Предоставление персоналу возможности взаимодействия со структурами киберпространства создает условия для нецелевого использования финансовых ресурсов организации, например использования электронной почты и рабочего времени для переписки, не относящейся к служебным обязанностям.
На следующем этапе разрабатываются и внедряются решения, обеспечивающие проведение через Интернет отдельных операций экономической деятельности организации: оформление заказов, заключение договоров, расчеты с поставщиками и покупателями и т.п. Каждое приложение работает как автономная структура и имеет собственный интерфейс с информационными ресурсами организации. Экономическая целесообразность каждого решения становится все более явной, накопленный опыт и подготовка персонала в области обеспечения безопасного ведения бизнеса в киберпространстве вселяют определенный оптимизм в руководство. Вступление в этап реальной интеграции приводит к сквозной координации всех бизнес-процессов. Интеграция происходит на основе единого информационного сервера организации, интегрировавшего информацию из всех предшествующих баз данных, и позволяет координировать работы по снижению затрат при формировании цепочек добавленной стоимости и повышению эффективности при осуществлении внешних и внутренних операций. На следующем этапе осуществляется интеграция всех фирм, участвующих в производстве товаров и услуг в некотором секторе рынка. Интеграция происходит на основе создания единой информационной среды для управления процессом производства, системой договоров и взаиморасчетов. Формируется единое киберпространство электронного рынка. В изложенной схеме развития уровней интеграции электронного бизнеса каждый последующий этап развития формируется как логическое развитие предыдущего этапа. Эволюция бизнес-приложений в ходе интеграционных процессов электронного бизнеса может быть представлена следующей последовательностью этапов: • инструменты серверной интеграции, программные инструменты для анализа производительности, прикладные программы для рабочих групп, внутрифирменные приложения, организованные на основе технологий Интернета, компьютеризованное обучение;
• клиентские приложения для групп по интересам, отраслевые вертикальные и отраслевые горизонтальные приложения; • электронные торговые системы, прикладные программы электронного бизнеса, программные средства, обеспечивающие деятельность виртуальной компании; • управление процессами составления контрактов для организации, глобальный поиск товаров и услуг, национальная и глобальная информационные инфраструктуры. Эволюция технологий управления информацией в ходе интеграционных процессов электронного бизнеса может быть представлена последовательностью следующих этапов: • пересылка файлов, внутренняя электронная почта, электронный обмен данными внутри организации; • универсальный интерфейс обмена сообщениями, базы данных экономических сообществ, технологии обмена данными между рабочими группами сообществ; • организация хранилищ данных большого объема и технологии извлечения аналитической информации из хранилищ данных, управление бизнес-правилами обработки транзакций на основе хранилищ знаний, интеллектуальные поисковые машины; • управление процессами электронной торговли внутри страны, управление информационным сопровождением импорта и экспорта, управление деятельностью межгосударственных торговых союзов. Эволюция процессов управления электронным документооборотом в ходе интеграционных процессов электронного бизнеса может быть представлена примерно следующими этапами: • выставление счетов по предварительно разработанным шаблонам, составление внутренней отчетности на основании автоматизированного анализа информационных потоков, выставление счетов по совершенным сделкам, система сопровождения внутренних отчетов; • выставление счетов, процесс формирования которых управляется клиентом, поддержка онлайновых платежей и электронных переводов денежных средств; • автоматизация ведения местного и регионального налогообложения, банковские услуги государственного уровня, анализ тенденций в электронном бизнесе;
• транснациональные платежи, таможенная и акцизная отчетность, международная банковская деятельность. Эволюция технологий обеспечения безопасности в ходе интеграционных процессов электронного бизнеса представляется следующей последовательностью этапов: • службы сертификации технологий обеспечения безопасности, поддержка внутренних процедур аутентификации, внутренний аудит систем электронного бизнеса, организация технологий шифрования и управление ключами защиты; • организация инфраструктуры общедоступных ключей, электронная цифровая подпись, технологии единого подтверждения подлинности, формирование доверенных инфраструктур, технологии обнаружения вторжений и ликвидации их последствий; • услуги доверенных сторонних организаций, интеграция финансовых систем, глобальный мониторинг безопасности. Эволюция коммуникационных технологий, влияющая на ход интеграционных процессов электронного бизнеса, может быть представлена следующей последовательностью этапов: • локальная сеть организации, организация взаимодействия подразделений организации на технологиях Интернет/интранет, однонаправленный выход в Интернет, единая справочная служба; • каталоги сообществ организаций — партнеров электронного бизнеса, регистрационные технологии и службы поддержки, согласующие технологи и экстранета, электронная почта масштаба сообщества, телекоммуникационные службы, обеспечивающие согласование протоколов • общенациональные сети, поддерживающие выходы на глобальные сети, системы поддержки государственных баз данных, глобальная поддержка мультимедиатрафика: телеконференции, мультимедиапрезентации, интернет - телефония. В заключение сформулируем основные задачи, стоящие перед организацией, выходящей па уровень электронного бизнеса: 1) повышение эффективности организационной структуры; 2) превращение информационных ресурсов организации в средство достижения коммерческих целей; 3) поддержка внедрения информационных технологий во все сферы бизнес - деятельности
4) совершенствование технологий управления, базирующихся па электронном документообороте. Специалисты консалтинговой компании и PricewaterhouseCoopers выделяют четыре этапа процесса интеграции компании в новую экономику. На первом этапе компания использует Интернет только как дополнительный маркетинговый канал. Обычно создаются информационный сервер и база данных клиентов. Никаких принципиальных изменений ни в стратегии, ни в структуре компании на этой стадии еще не происходит. На втором этапе Интернет становится уже инструментом бизнеса, связывая бизнес-процессы трех ключевых фигур рынка — поставщика, самой компании и потребителя. Создается единая электронная цепочка поставок, в которой потребитель может управлять складом своего поставщика, формируя заказ на производство. На этом этапе начинается использование технологий Интернета, обеспечивающих взаимодействие бизнес - партнеров. Единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления производственными процессами резко снижает затраты на взаимодействие, а это, в свою очередь, приводит к сокращению общих расходов на производство. На третьем этапе происходит трансформация компании, когда часть бизнес-процессов полностью автоматизируется, а остальные сильно упрощаются или вообще упраздняются. Руководство определяет основные и не основные функции компании. По не основным процессам принимается решение о целесообразности передачи их на аутсорсинг компаниям, специализирующимся в этой области. Аналитики компании PricewaterhouseCoopers выделили только три основные бизнес-функции, которые компания никогда не должна отдавать: разработка продукта, продажи (прямое общение с клиентами) и обслуживание клиентов. В конце концов происходит переход от модели компании, которой принадлежат все основные функции, к виртуальной компании, которая непосредственно занимается только стратегическими вопросами взаимоотношений с клиентами и развитием продукта. Если для традиционных компаний естественным путем является последовательное прохождение всех трех этапов интеграции, то многие создаваемые компании, изначально ориентированные на использование электронного бизнеса, сразу попадают на третий этап. Наконец, четвертый этап означает создание действительно виртуальной компании, исчезновение компании в традиционном понимании этого слова. Поскольку в новой экономике резко снижаются барьеры входа на рынки и все, что требуется для включения в бизнес нового направления, это раскрученный брэнд, технология производства продукта или услуги и клиентская база, то даже не компании, а их подразделения, отвечающие за соответствующие направления, будут соединяться в цепочки добавления стоимости. Новые технологии приведут к распространению схемы, при которой конфигурацию продукта формирует не производитель, а заказчик. Размещение заказа будет автоматически запускать производство товара в нужной конфигурации.
Вопросы для повторения 1. Сформулируйте основные отличия электронного бизнеса от традиционной экономической деятельности. 2. Какова роль информационной составляющей электронного бизнеса? З. Охарактеризуйте электронный бизнес, ориентированный на бизнес - партнера (В2В). 4. Охарактеризуйте электронный бизнес, ориентированный на конечного пользователя товаров и услуг (В2С). 5. Назовите и охарактеризуйте традиционные каналы получения информации, необходимой для деятельности предприятия. 6. Сформулируйте общие черты и отличия Интернета от традиционных каналов получения информации, необходимой для управления предприятием. 7. Как изменялось число информационных серверов Интернета за последние годы? 8. Какова оценка числа пользователей Интернета? Сколько пользователей приходится на США и Канаду, Европу? 9. Опишите динамику роста числа пользователей российского сегмента Интернета. Дайте характеристику интенсивности использования Интернета в различных регионах России. 10. Сформулируйте особенности процесса формирования цепочек добавления потребительской стоимости в киберпространстве. 11. Каковы основные задачи, стоящие перед компанией, планирующей развитие электронного бизнеса? 12. Сформулируйте основные вопросы, характеризующие существо бизнес - решения в сфере электронного бизнеса. 13. Опишите структуры предпринимательского, содержательного, управленческого, технологического решений в сфере электронного бизнеса. 14. Каково содержание начального этапа интеграции предприятия в экономическую деятельность в киберпространстве? 15. Какие проблемы решаются при организации информационных потоков из киберпространства к информационным ресурсам организации? 16. Опишите эволюцию бизнес-приложений, технологий управления информацией и эволюцию электронного документооборота в ходе интеграционных процессов, реализуемых при вхождении организации в электронный бизнес. 17. Сформулируйте особенности мобильного доступа в Интернет, обеспечивающие расширение клиентской базы для ведения электронного бизнеса. Резюме по теме Процесс развития общества привел к рождению новой среды — информационного пространства, или киберпространства. Информационное пространство, подобно иным объективным явлениям, существует самостоятельно независимо от замыслов и воли людей, участвовавших в его создании. Оно развивается по собственным законам, создавая новый фактор человеческого существования — виртуальную реальность. Электронный бизнес можно определить как приложение информационных технологий к сфере купли-продажи услуг, продуктов и информации с использованием стандартных общедоступных сетей. Электронная коммерция — это маркетинг, покупка и продажа продуктов и услуг на технологической основе Интернета. Средства информационного обеспечения экономической деятельности оказывают радикальное воздействие на технологии ведения бизнеса. Постоянно растущая конкуренция в жестких условиях экономической деятельности на рубеже тысячелетия ставит задачу информационного обеспечения бизнеса. Интернет может не только использоваться как альтернативный канал получения соответствующей информации, но и рассматриваться как экономически оправданная альтернатива телефону, почте, средствам массовой информации. Таким образом, развитие сетевой экономики обусловлено потребностями общества и предприятий различной сферы человеческой деятельности в более гибком, быстром и качественном обслуживании с минимальными издержками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|