Основные модели электронного бизнеса
Развитие сети Интернет привело к существенным изменениям способов ведения бизнеса. Интернет используется не только как новый канал рекламы товаров и услуг, но и как канал взаимодействия компании с ее клиентами, обеспечивающий изучение спроса, организацию заказов и реализацию сопровождения приобретаемых товаров и услуг. Наличие достоверной и постоянно корректируемой информации о состоянии рынка помогает руководству организации оперативно реагировать на изменения ситуации как в отношении бизнес - партнеров, так и конечных потребителей товаров и услуг. В условиях жесткой конкуренции рынка успех организации в значительной степени зависит от умения взаимодействовать со своими имеющимися и потенциальными клиентами. Получение необходимой информации о запросах и предпочтениях клиента, а также ее умелое использование позволяют создать долговременные и взаимовыгодные отношения с ними. Совершенствование взаимоотношений с клиентами является организационной дисциплиной, которая помогает распознавать и формировать классы клиентов и обеспечивать более эффективное взаимодействие с ними. Совершенствование информационного обеспечения экономической деятельности может осуществляться как за счет деятельности представленных на рынке продавцов информационных услуг, или информационных посредников, так и за счет изменения существа бизнес-процессов внутри организации, инициированного менеджерами высшего звена управления. Согласно прогнозам Forrester Research, к 2004 г. общий объем электронной торговли в мире превысит 6,8 трлн. долл. США и Канада пока имеют наибольшую долю в этом секторе экономики, но ситуация постепенно выравнивается. Наблюдается существенный рост электронного бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. Причем, по мнению большинства аналитиков, темпы роста в сфере В2С в ближайшие годы будут возрастать.
Хорошо известным способом повышения качества управленческих решений является уменьшение времени получения информации, необходимой для принятия решений, при повышении достоверности этой информации. Широкое использование информационного обмена, построенного на технологиях Интернета, приводит к повышению оперативности доступа к необходимым сведениям и их более высокой достоверности. Электронный бизнес объективно характеризуется определенными информационными диспропорциями. Наличие информационных диспропорций, т.е. ситуации, когда участники экономического взаимодействия обладают различной по качеству информацией для принятия решений, приводит к соответствующим рискам, связанным с принимаемыми решениями. Использование Интернет -технологий обеспечивает простой и экономически оправданный доступ к источникам требуемых данных, наличие которых повышает вероятность принятия решений, близких к оптимальным. Снижение стоимости получения информации, необходимой для осуществления бизнес - деятельности, позволяет реорганизовать бизнес-процессы с целью оптимизации цепочки добавленной стоимости. В частности, могут быть усовершенствованы системы снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими компонентами, сбыта и доставки товаров и услуг конкретной организации, уменьшены накладные расходы. Обеспечение эффективного и экономически оправданного доступа к достоверной экономически значимой информации приводит к повышению конкурентоспособности организаций и их продукции на рынке электронного бизнеса. По данным компании IDS (www.ids.com), в 2001 г. 83% всех онлайновых продаж пришлись на сектор В2В. По прогнозам специалистов IDS, доля продаж в этом секторе вырастет к 2006 г. до 88%. Несмотря на то что потребителей в Интернете существенно больше, чем представленных предприятий, объем сделок между бизнес - партнерами намного превосходит розничные продажи.
В области электронного бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера, достаточно четко обозначились следующие бизнес - модели: • электронное управление закупками (в том числе с использованием электронных каталогов); • электронные аукционы; • электронные биржи; • порталы. Следует отметить, что границы названных моделей достаточно размыты, так что возможны и достаточно широко представлены в конкретной предпринимательской практике конкретные решения, включающие черты нескольких основных бизнес - моделей. При создании электронных торговых площадок используются различные технологии организации взаимодействия между продавцами и покупателями. Это могут быть технологии с фиксированными ценами, типичные для продаж по электронным каталогам, или системы динамического ценообразования, характерные для аукционной и биржевой торговли. Технология торговли по каталогам или агрегаторам данных концентрирует продавцов и покупателей в одном месте. Она является наилучшей для отраслей, характеризующихся сильной фрагментацией продавцов и покупателей, которые часто проводят сделки с относительно недорогими товарами. При этом не имеет смысла согласовывать цены, и они фиксируются продавцами. Технология торговли по каталогам также хорошо работает, если большинство продаж осуществляется известным и поставщиками и по определенным правилам, а покупателю для выбора продавца необходимо ознакомиться с предложениями большого числа мелких поставщиков. И наконец, эта технология хорошо работает на рынках, где спрос достаточно предсказуем, а цены меняются редко. Аукционная технология обеспечивает пространственное сведение продавцов и покупателей. Она хорошо работает в случаях, когда нестандартные, единственные в своем роде или скоропортящиеся товары или услуги продаются или покупаются компаниями, которые имеют различные подходы к определению стоимости товара. В эту группу попадают редкие предметы, капитальное оборудование, товары, бывшие в употреблении, складские остатки и тому подобные продукты.
Биржевая технология обеспечивает временное согласование спроса и предложения. Такая технология требует создания механизмов согласования спроса-предложения в реальном времени, определения рыночной цены, а также процесса регистрации и проведения сделок. Эта технология является наилучшей для стандартизированной продукции, имеющей несколько легко стандартизируемых характеристик. Биржевая технология привлекательна для рынков, где спрос и цены нестабильны. Она позволяет участникам рынка управлять избытками или пиками спроса. Дополнительно отметим наличие широко распространенной в России несколько лет назад бартерной технологии. Бартерная технология позволяет свести две стороны, владеющие взаимно привлекательными ресурсами. Бартер традиционно используется в инфляционной экономике, испытывающей нехватку в наличности. В то же время эта технология экономически оправдана и как инструмент минимизации финансовых рисков, существующий в таких формах, как бартерный обмен производственными ресурсами, услугами и технологиями. Важным фактором для успешного ведения бизнеса в условиях конкуренции является умение взаимодействовать со своими партнерами. Оперативное получение необходимой информации о реальных возможностях и планируемых действиях бизнес - партнеров, а также отлаженные технологии электронного обмена данными позволяют создать долговременные и взаимовыгодные от ношения. На фоне замедления развития В2С в Северной Америке (в связи с общеэкономическим спадом в США) онлайновая активность розничных продавцов Азиатско-Тихоокеанского региона все возрастает. Рост этого рынка превышает 100% в год. По данным компании Boston Consulting Group (www.bcg.com), успех электронных розничных магазинов в Японии, Австралии, Тайване, Корее и других странах региона обусловлен прежде всего усилиями крупных авторитетных участников рынка. Дальнейшее развитие розничного электронного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона зависит от двух основных факторов. Первый — это темп расширения аудитории Интернета. Согласно прогнозу Boston Consulting Group, к 2004 г. 50% населения индустриально развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона будут пользоваться сетью. Второй фактор — стремительное развитие дополнительных служб электронного бизнеса, ориентированного на конечного пользователя: оплата счетов за услуги, обмен информационными сообщениями (бронирование билетов, мест в гостиницах, участие в туристических группах и т.д.).
В случае если ситуация будет развиваться именно так, как прогнозируют аналитики, к 2004 г. доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в электронном бизнесе, ориентированном на конечного пользователя, приблизится к доле Северной Америки, превысив долю ЕС, и составит 24%. В настоящее время мировые тенденции свидетельствуют о том, что доля сектора В2С в общем обороте электронного бизнеса будет снижаться и в 2004 г. составит около 15%. Сейчас в США 25% общего объема электронного бизнеса приходится на сектор, ориентированный на конечного пользователя, в Европе соответствующая доля — 20%. За короткий период существования экономически значимой деятельности организаций в области электронного бизнеса до статочно четко обозначились следующие бизнес - модели, ориентированные на конечного пользователя: • электронная реклама; • электронная торговля; • информационные услуги; • электронное здравоохранение; • дистанционное обучение; • управление взаимоотношениями с клиентами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|