Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.1: Бухгалтерские и экономические затраты, бухгалтерская и экономическая прибыль




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОРНОМИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

Шляго Н.Н.

ОЦЕНКА РЕСУРСОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ.

Задания к практическим и семинарским занятиям по курсу

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Аннотация

Данное учебное пособие является дополнением к учебному пособию Н.Н. Шляго «Оценка ресурсов и результатов. Конспект лекций» и предназначено для студентов факультета экономики, специальности «Экономика и управление на предприятии» при изучении курса «Оценка ресурсов и результатов».

Задачей данного учебного пособия является развитие у студентов навыков, необходимых для измерения основных параметров деятельности предприятия, обеспечивающих управление им на основе экономических принципов.

Учебное пособие рассчитано как на студентов, основной формы обучения, так и для слушателей ФСППС.

Содержание

Введение 4

Раздел I: Темы практических занятий 5

Тема 1.2: Стоимостные оценки ресурсов и результатов 5

Тема 2.1: Бухгалтерские и экономические затраты, бухгалтерская и

экономическая прибыль 9

Тема 2.2: Классификация затрат 14

Тема 3.1: Себестоимость 27

Тема 3.2: Методы калькулирования себестоимости 33

Тема 4.1: Системы учета затрат, объемов и результата 58

Раздел II: Темы семинарских занятий 69

Тема 1.1: Предприятие как система 69

Тема.2.1: Издержки и экономические затраты 69

Тема 3.2.1: Особенности попроцессного (передельного) метода

калькулирования себестоимости продукции 70

Тема 3.2.2: Калькулирование себестоимости совместно производимой

продукции 71

Тема 3.2.3: Особенности позаказного метода калькулирования

себестоимости продукции 72

Тема 3.2.4: Проблемы расчета допроизводственной ставки

отнесения косвенных затрат 73

Тема 3.2.5.: Калькулирование по видам деятельности 74

Тема 4.1.1: Системы учета 75

Тема 4.1.2: Расчет операционного предпринимательского результата 76

Приложение 1: Методические рекомендации по осуществлению практической оценки зависимости между затратами и выпуском

продукции на предприятии 78

Приложение 2: Методика многоуровневого отнесения косвенных

затрат 86

Приложение 3: Методические рекомендации по применению калькулирования по видам деятельности (АВ-костинг) 95

Литература 102

Введение

Данное учебное пособие представляет собой сборник задач, упражнений и заданий для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Оценка ресурсов и результатов».

В разделе I собраны упражнения и задачи для проведения практических занятий. Нумерация тем соответствует темам лекционного курса. Каждый подраздел начинается с краткого изложения основных теоретических сведений, необходимых для освоения данной темы, и решения типовых задач. Описание наиболее сложных технологий оценки ресурсов приведены в приложениях. Задачи и упражнения для самостоятельного решения составлены на основе литературы, приведенной в конце данного пособия.

Раздел II отражает тематику семинарских занятий. Каждый подраздел содержит перечень предлагаемых тем докладов, вопросов для обсуждения, списки основной и дополнительной литературы.

 

Раздел I: Темы практических занятий

Тема 1.2: Стоимостные оценки ресурсов и результатов

Теоретические положения

Для описания деятельности сложных систем, к числу которых относится и предприятие, часто используется модель “черный ящик” (рис.1). Данная модель используется в тех случаях, когда можно наблюдать только параметры “входа” и “выхода”, а механизм превращения первого во второе не известен.

Когда речь идет о предприятии, то “вход” представляет собой различные ресурсы, которыми оно располагает, а “выход” – результат функционирования предприятия.

Любое предприятие для достижения своих целей должно осуществлять преобразование ресурсов в результат (продукт, услугу), способный удовлетворить определенные потребности.

 

           
   
  Фирма
 
Вход
   
Выход
 
 


       
   
 


 

 

Рис. 1. Модель - “черный ящик”.

 

Для стоимостной характеристики “входа” чаще всего используется термин “затраты” (З). Однако в тех же целях часто используются и такие термины как расходы, платежи, издержки, себестоимость.

Для стоимостной характеристики результата (“выхода”) чаще всего используется термин “доход”. Помимо этого также могут использоваться такие понятия как поступления, приход, оборот, выручка, выручка от оборота, выпуск, маржинальный доход, прибыль, денежный поток, добавленная стоимость.

Примеры

А: Виды параметров “входа” и “выхода”

1. Какие параметры “входа” являются характеристикой процессов обеспечения предприятия необходимыми ресурсами?

2. Какие существуют разновидности параметров “выхода”?

Ответ:

1. Процесс обеспечения предприятия необходимыми ресурсами характеризуется такими стоимостными параметрами “входа” как “выплаты” и “расходы”.

2. Параметры “выхода” могут быть разбиты на две подгруппы: продуктовый результат (например, выручка, доход) и предпринимательский результат (финансовый результат, прибыль).

Задачи

Задача 1.2.1.

Известен перечень операций, совершенных компанией за период:

1. Продажа произведенной продукции по чеку за 112 д.е.

2. Покупка материалов за 18 д.е. с оплатой банковским переводом, которые использованы в производстве в данном периоде.

3. Перечисление через банк начисленной заработной платы производственного персонала за период в размере 56 д.е.

4. Перечисление через банк средств на возмещение затрат на энергию, связанную с производством, в размере 2 д.е.

5. Бухгалтерская запись об амортизации производственного оборудования в размере 6 д.е.

Запись на счетах условной амортизации производственного оборудования в размере 8 д.е.

6. Продажа продукции со склада на сумму 32 д.е.;

издержки производства этой продукции составили 21 д.е.

7. Погашение задолженности поставщикам по кредиту банковским переводом на сумму 8 д.е.

8. Покупка станка за 79 д.е.

9. Получение кредита в размере 95 д.е.

10. Сдача в аренду недвижимости на 18 д.е.; арендная плата начнет поступать в следующем периоде.

Требуется:

а) рассчитать величину поступлений, прихода, доходов, выручки;

б) рассчитать величину выплат, расходов, затрат, издержек;

в) рассчитать сальдо платежей (поступлений/выплат), сальдо приходов/расходов, прибыль, калькуляционный результат (выручка – издержки);

г) указать какие из операции относятся к основной, инвестиционной и финансовой видам деятельности.

 

Задача 1.2.2.

Используя зависимости между параметрами “входа” (затраты, издержки) и “выхода” (доход, выпуск), докажите справедливость выражения:

 

Р = (Дн – Зн) + (П – И) + (Ик – Ип),

где

Р – предпринимательский результат (прибыль),

П – выпуск,

И – совокупные издержки,

Дн – нейтральный доход,

Зн – нейтральные затраты,

Ик – калькуляционные издержки,

Ип – прочие издержки.

Задача 1.2.3.

“Затраты организации могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода. Их можно подразделить на активообразующие, увеличивающие стоимость активов, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода, не относящиеся к расходам вообще”[Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета:Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003, с.169].

. Задание:

а) сравните, использованные в данной цитате понятия, с системой стоимостных характеристик “входа”, применяемых немецкой экономической школой;

б) приведите примеры тех видов стоимостной оценки ресурсов, о которых идет речь в данной цитате;

в) графически изобразите соотношения между понятиями, рассмотренными в данной цитате.

Задача 1.2.4.

Прокомментируйте следующее высказывание: “Затраты - совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятия в течение одного года, которые ведут к уменьшению доли чистого имущества. Под долей чистого имущества понимаются вещественные элементы, которые участвуют в производстве и могут быть обозначены, как имущество, свободное от задолженности” [Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1997, с. 399].

Задача 1.2.5.

Внимательно прочтите приведенные ниже цитаты и выскажите свое суждение:

а) относительно соотношений между понятиями “издержки”, “стоимость”, “себестоимость”, “затраты”, которые, по мнению авторов цитируемого учебника, между ними существуют, а также

б) относительно того, какие процессы, происходящие на предприятии с ресурсами, могут быть охарактеризованы с помощью этих терминов:

“Издержки (стоимость) – это денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой – то целью”[Энтони, Рис, 46];

“Затраты возникают в момент приобретения предприятием товаров и услуг”[ЭР, 47];

“Себестоимость (затраты) – представленная в денежном выражении величина ресурсов, использованных в определенных целях”[ЭР, 311].

 

Задача 1.2.6.

Частный предприниматель Х считает, что информация о конкурентах имеет огромное значение для планирования работы его предприятия. Поэтому в этих вопросах он всегда держит “ушки на макушке”. Недавно он сумел узнать несколько интересных подробностей о балансе и отчете о прибылях и убытках одного конкурирующего предприятия. К сожалению. Его умение анализировать информацию существенно отстает от его способности ее добывать, поэтому он просит вас, своего ассистента, помочь ему разобраться в полученной им беспорядочной информации.

Х сумел получить следующие данные:

1. Валюта баланса (общий капитал предприятия) 10000000 д.е.

2. Средний процент, выплачиваемый за пользование

заемным капиталом 10 %

3. Степень задолженности (соотношение заемного и

собственного капитала) 3: 1

4. Налог (с годового результата до налогообложения) 45 %

6. Рентабельность общего капитала 12,5%

7. Внеплановые доходы 20000 д.е.

8. Внеплановые расходы 70000 д.е.

9. Заработная плата 4000000 д.е.

10. Распределение прибыли собственникам (из годового

результата после налогообложения) 30 %

Определите значения указанных ниже величин и укажите взаимосвязь между ними:

а) вновь созданная стоимость,

б) прибыль на вложенный капитал до налогообложения,

в) предпринимательская чистая прибыль (годовой результат).

 

 

Тема 2.1: Бухгалтерские и экономические затраты, бухгалтерская и экономическая прибыль

Теоретические положения

Бухгалтерские или явные затраты (explict cost – англ.) – “осуществляемые фирмой платежи за использование факторов производства (труда, капитала), которыми она не владеет” [Collins]. То есть это - затраты, которые учитываются системами бухгалтерского (финансового) учета (заработная плата персонала, стоимость сырья, оплата услуг, аренды, амортизация и т.п.).

В экономическом смысле под затратами понимается “плата, необходимая для того, чтобы средства производства не переместились в другой наиболее привлекательный вид деятельности” [1, 444]. В связи с этим с позиции экономического анализа бухгалтерские затраты представляют собой лишь часть тех затрат, которые несет предприятие.

Расчет экономических затрат предусматривает:

1) применение концепции восстановительной стоимости в части бухгалтерских затрат и

2) включение в сферу анализа затрат, которые называют неявными или вмененными (implicit cost or imputed cost – англ.), а также альтернативными или экономическими (opportunity cost or economic cost). Согласно [Коллинз, 327] это “затраты фирмы, связанные с использованием своих собственных ресурсов производства продукции”.

Помимо понятия экономических затрат, используется и понятие экономической прибыли.

Когда экономическая прибыль трактуется как “разность между стоимостью предприятия в денежном выражении в начале и конце периода” [1, 447] выделяют:

а) торговую прибыль (или убыток), которая может быть определена как объем продаж за вычетом текущих расходов и восстановительной стоимости проданных товаров и

б) холдинговую прибыль (или убытки), которая определяется как разность между восстановительной стоимостью и действительными ценами на все товары на момент продажи. Понятно, что этот прирост или потеря капитала обусловлен общим повышением или понижением цен.

Примеры

А: Цены замещения.

Фирма открывается 1 января, имея наличными 1000 д.е.. В тот же самый день эти деньги используются на закупку товара Х по цене 1 д.е. в количестве 1000 штук. 31 декабря того же года весь запас распродается по цене, превышающей закупочную на 20%. Стоимость замещения на данную дату составляет 1,5 д.е. Для простоты предполагается, что никаких иных видов затрат фирма не несет.

Составим баланс, характеризующий положение дел после приобретения запаса:

 

Баланс на 1.01.ХХХХ г.

Запас: 1000 д.е. = 1000 шт.· 1 д.е. | СК: 1000 д.е.

 

А теперь составим баланс, соответствующий положению фирмы, сложившемуся после реализации всего запаса:

 

Баланс на 31.12.ХХХХ г.

Наличные: 1200 д.е. = 1000 шт. 1, 2 д.е. | СК: 1000 д.е.

Прибыль: 200 д.е.

1200 д.е.

 

На первый взгляд возникшая ситуация кажется вполне успешной, так как предприятие по данным бухгалтерии получило прибыль. Но, если менеджеры фирмы захотят повторить данную операцию, то они обнаружат, что в прежнем объеме эта деятельность невозможна, так как на имеющуюся в распоряжении фирмы сумму можно приобрести гораздо меньшее количество товара, поскольку теперь он стоит дороже: 1200/1,5 = 800 шт. Следовательно, фирма имеет не прибыль, а убыток на сумму 300 д.е.

 

Б: Условная амортизация.

Станок был приобретен 1.1.2001 г. за 1200 млн.руб. Ожидаемый срок службы 6 лет. Стоимость списания после 6 лет равна нулю. Предположим, на предприятии принят линейный способ амортизации. Рассчитаем бухгалтерские значения ежегодного износа (таблица 1). Понятно, что накопленная таким образом сумма, учитывая инфляцию, вряд ли позволит осуществить замену оборудования.

Таблица 1:

Бухгалтерская амортизация

 

             
Остаточная стоимость на начало года, млн. руб.            
Износ за год, млн.руб.            
Накопленная стоимость износа, млн. руб.            
Остаточная стоимость на конец года, млн. руб.            

 

Рассчитаем условную амортизацию, которая представляет собой среднегодовую восстановительную стоимость, поделенную на ожидаемый срок службы оборудования (таблица 2).

Таблица 2:

Условная амортизация

 

             
Цена приобретения, млн. руб.            
Ежегодная ставка инфляции для станков данного типа, %            
Восстановительная стоимость на конец года, млн. руб. 1800* 2340*        
Равномерное начисление износа (на 6 лет), млн. руб. 250** 345**        

 

*) для 2001 г.: 1200 · 1,5 = 1800,

для 2002 г.: 1800 · 1,3 = 2340;

**) для 2001 г.: а) (1200 +1800)/2 = 1500, б) 1500/6 = 250;

для 2002 г.: а) (1800 + 2340)/2 = 2070, б) 2070/6 = 345.

 

В: Экономическая прибыль

Допустим, что в ХХХ1 г. компанией были совершены следующие операции:

Продажи: 20000 ед. по 15 д.е. за штуку 300000 д.е.

Покупки: 3000 ед. по 10 д.е. за штуку 30000 д.е.

15000 ед. по 11 д.е. за штуку 165000 д.е.

5000 ед. по 11 д.е. за штуку 60000 д.е.

Текущие расходы 20000 д.е.

Предположим, что баланс компании на 31.12. ХХХХ г. имеет следующий вид:

АП_________________

Наличность: 30000 д.е.

  Капитал владельца: 60000 д.е.
Склад: 3000 ед. товара

по цене 10 д.е. за штуку 30000 д.е.

Общие активы: 60000 д.е.

 

Определим величину экономической прибыли компании на конец ХХХ1 г.

Рассчитаем размер наличности компании на конец отчетного периода:

Наличность на 01.01.ХХХ1 г. 30000 д.е.

+

Выручка отпродаж 300000 д.е.

330000 д.е.

-

Покупки 255000 д.е.

Текущие расходы 20000 д.е. 275000 д.е.

Наличность на 31.12. ХХХ1 г. 55000 д.е.

 

Кроме того, компания имеет запас товара в размере 6000 единиц. Поскольку мы не имеем данных об изменении цен, принимаем восстановительную стоимость равной последней цене, уплаченной за данный товар, то есть 12 д.е. Всего это составит 71000 д.е.

Таким образом, денежная стоимость предприятия в конце периода составит:

Наличность 55000 д.е.

Склад: 6000 ед. по 12 д.е. 72000 д.е.

Денежная стоимость

компании на 31.12.ХХХ1 г. 127000 д.е.

 

Увеличение денежной стоимости компании (экономическая прибыль) рассчитывается следующим образом:

Денежная стоимость компании на 31.12.ХХХ1 г. 127000 д.е.

-

Денежная стоимость компании на 01.01. ХХХ1 г. 60000 д.е.

Экономическая прибыль 67000 д.е.

 

При этом торговая прибыль формируется следующим образом:

Выручка от продаж 300000 д.е.

Текущие расходы 20000 д.е.

Восстановительная стоимость

проданных товаров: 20000 ед. по 12 д.е. 240000 д.е. 260000 д.е.

Торговая прибыль 40000 д.е.

 

Холдинговая же прибыль рассчитывается следующим образом:

Склад на начало отчетного периода: 3000 (12 -10) = 6000 д.е.

Покупки: 3000 (12 – 10) = 6000 д.е.

15000 (12 – 11) = 15000 д.е.

5000 (12 – 12) = 0

Холдинговая прибыль 27000 д.е.

Задачи

Задача 2.1.1.

Агрегат с первоначальной стоимостью 200000 д.е. имеет предположительный срок службы 8 лет. Его стоимость списывается на затраты по методу линейной амортизации. По истечении 5 лет приходят к выводу, что агрегат можно использовать на 2 года дольше, чем предполагалось. Как правильно исчислить амортизацию машины, если ее первоначальная стоимость не подвергалась переоценке?

 

 

Задача 2.1.2.

Станок с предполагаемым сроком службы 10 лет имеет первоначальную стоимость 10000 д.е. Его ликвидационная стоимость равна 0. Вследствие инфляции цены на основные средства увеличиваются в среднем на 5% в год. Рассчитать величину условных амортизационных отчислений.

 

Задача 2.1.3.

Фактические расходы предприятия на исполнение обязательств по гарантийному обслуживанию продукции за последние 5 лет составили в целом 50000 д.е. Себестоимость реализованной части этой продукции составила 1000000 д.е. В текущем отчетном периоде себестоимость реализованной продукции предприятия, по которой предусматривается гарантийное обслуживание, составила 40000 д.е. Чему равна сумма затрат на калькуляционный риск?

 

Задача 2.1.5.

Денис оставил свою прежнюю работу, приносившую ему 36000 д.е. в год и стал работать полный рабочий день в своем расширяющемся оптовом магазине по продаже польской водки. В начале первого года торговли его магазин имел 20000 д.е. наличными и 1400 бутылок товара, закупленных по 7,5 д.е. за штуку. Приведем перечень его закупок, сделанных в течение года:

Дата Количество Цена

бутылок, ед. за бутылку, д.е.

01.01 100 7,50

07.03 500 8,25

14.05 1000 8,50

02.06 800 8,50

03.10 500 9,00

06.12 600 9,50

 

Подсчет, проведенный Денисом в конце года, показал, что общая выручка от продаж составила 72000 д.е., а текущие расходы – 10000 д.е. На складе на конец года находилось 1300 бутылок. Также было получено уведомление от импортера об увеличении цены до 10 д.е. за бутылку.

Требуется определить:

1. Какова стоимость магазина на конец года в денежном выражении?

2. Какова общая годовая экономическая прибыль от операций?

3. Торговую прибыль и холдинговую.

4. Если бы вы были на месте Дениса, то стали бы вы продолжать дело?

5. Проанализируйте ситуацию и обоснуйте ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...