Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет. Становление и развитие древнегреческой философии. Основные философские школы и течение 6-5 вв. до н.э.




 

РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИЛИ “ДОСОКРАТИКИ” (6—5 вв. до н. э.). Основные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сипилия. Южная Италия.

Содержательно для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т. е. о его природе (ср. традиционное название всех сочинений периода: “О природе”). Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии (человек как элемент космоса) и психологии (псюхе человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

Главнейшие философы б в.: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (т. н. Миланская школа), Пифагор, Ксенофая, Гераклит. Философской поэмой Парменида и позже учением Зенона Элейского и Мелисса, объединяемых вместе в Элейскую школу, подводится первый итог и дается первая критика ранних космологии: как обосновать учение о космосе и его начале (будь то вода, как у Фалеса, или огонь, как у Гераклита)? Как можно мыслить множество и движение? Что значит “быть”? После монистической онтологии элеатов, представляющей собой экспликацию понятия бытия и положившей начало метафизической традиции в античной философии (основная линия преемства: Парменид— Платон—Аристотель—Плотин), собственно натурфилософская традиция была возобновлена уже в плюралистических системах 5 в. В них множество и движение были уже исходными постулатами: Эмпедокл учил о четырех “корнях”-первоначалах, Анаксагор, Архелай и атомисты — о бесконечном их множестве, причем движущее начало в одних системах представлялось отделенным от материальных элементов (Эмпедокл, Анаксагор), в других, как в атомизме Левкиппа-Демокрита, самим первоэлементам-атомам приписывалось вечное движение. Уже в этот ранний период греческая философия вполне сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о своеобразной школе мысли: “из ничего ничего не бывает” (т. н. “закон сохранения бытия”) и “подобное познается подобным”. Первый образует фундамент классической античной онтологии и космологии, которая в противоположность христианскому учению не является креационистской (креационизм “Тимея”, давший основание Нумению во 2 в. н. э. назвать Платона “греческим Моисеем”, не допускает творения из ничего). Второй тезис образует фундамент классической теории истины и служит критерием для согласования учения о душе (познающем субъекте) и учения о бытии (познаваемом объекте). Независимо от понимания природы души, истинное познание возможно лишь при условии “подобной” природы познающего и познаваемого (напр., Демокрит считает познание возможным потому, что и предметы, и душа состоят из атомов).

 

Билет 7. Милетская школа.

1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.

Милетская школа

 

Становление собственной греческой философии происходит в 7 в до н.э.Это

столетие ознаменовано важными революционными процессами, переменами. В это

время появляются выдающиеся мыслители, законодатели, художники, которые в

своей деятельности выражали интересы нового общества. Они известны как «7

мудрецов».

Среди них- основатель милетской философской школы Фалес.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был

сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия

в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм

познания(как теоретического,так и практического),главный интерес всех

представителей школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте

здесь стоит Вопрос О Сущности мира. И хотя отдельные представители школы

решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу

мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта

первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но

вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и

духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом проявляется и

«наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и

противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся

постичь мир в динамике его развития и перемен. При помощи принятого ими

материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические

представления о мире. На основной вопрос о первооснове мира они давали

вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...