Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методические рекомендации по применению калькулирования по видам деятельности (АВ-костинг)





Традиционно косвенные затраты накапливаются в себестоимости единицы продукции на основе:

- потребления ресурсов, обусловленных изменением объема деятельности (прямая заработная плата, прямые материальные затраты, суммарные прямые затраты) или

- на основе показателей объема деятельности (количество отработанных человеко- часов, наработка оборудования в станко-часах, количество единиц произведенной продукции и т.п.).

Подобные методы отнесения косвенных затрат приводят к искажению себестоимости продукции, если возникновение и величина косвенных затрат обусловлены не объемом деятельности, а иными факторами. Производство состоит из множества видов деятельности, которые и определяют форму и размер косвенных затрат.

Значение данного обстоятельства усиливается в силу ряда причин:

1) уменьшение доли прямых затрат в себестоимости продукции,

2) расширение ассортимента выпускаемой продукции,

3) увеличение доли непроизводственных затрат в себестоимости продукции.

Калькулирование себестоимости методом АВ-костинг является

инструментом, позволяющим учесть причинно-следственные связи при возникновении затрат и повышающим, таким образом, точность расчетов себестоимости производимой продукции.

 

Основные понятия

Вид деятельности – совокупность отдельных работ и задач; может быть

описан действиями, связанными с этими задачами.

Драйвер (функциональный фактор) затрат – “потребитель” ресурсов в

процессе реализации вида деятельности.

 

Основные этапы реализации методики

1. Выявление видов деятельности.

 

2. Аккумулирование затрат по видам деятельности.

 

3. Выбор драйверов затрат.

 

4. Формирование агрегированных видов деятельности.

 

5. Расчет коэффициентов отнесения на основе драйверов.

 

6. Распределение косвенных затрат по видам продукции (объектам калькулирования).

Предпосылка успешного внедрения и использования методики

 



Предпосылкой успешного внедрения и использования методики АВ-костинг является соблюдение принципа первого руководства.

 

Характеристика этапов

 

Этап I. Выявление видов деятельности.

 

Выявление видов деятельности при внедрении метода АВ-костинг на предприятии предполагает проведение аналитических исследовании.

Для проведения исследований должна быть создана специальная аналитическая группа, отвечающая за данный проект. В состав группы должны быть включены сотрудники предприятия (экономисты, управленческие бухгалтеры, специалисты). Полезно ввести в состав аналитической группы временных внешних консультантов.

Деятельность аналитической группы по выявлению видов деятельности можно разбить на две фазы:

- сбор первичной информации о видах деятельности,

- формирование агрегированных видов деятельности.

 

В ходе первой фазы анализа деятельность аналитической группы заключается в:

1) изучении рабочих мест,

2) изучение платежных ведомостей по заработной плате,

3) проведении интервью или анкетирования.

Изучение рабочего места предпринимается с целью выяснения

направлений его использования. Сходную информацию можно получить и в процессе изучения ведомостей по заработной плате.

Интервью или анкетирование также проводится с целью сбора информации о тех процессах (видах деятельности), которые происходят на предприятии. Участниками интервью (анкетирования) являются ключевые сотрудники предприятия, отвечающие за основные виды деятельности на предприятии. Среди вопросов, которые должны быть выяснены в процессе интервьюирования (анкетирования) можно назвать следующие:

- какие процессы осуществляются на предприятии в настоящее время,

- какие виды деятельности выполняются для осуществления

процессов,

- какие ресурсы (активы, технологии, люди) задействованы для

выполнения процессов,

- каково взаимодействие видов деятельности в процессах,

- какие виды деятельности выполняются для отдельных покупателей и

заказчиков,

- что является входом (входными условиями, ресурсами) и выходом

(результатом) процесса, а также вида деятельности?

 

Типичными примерами видов деятельности являются:

а) в составе основных производственных процессов:

- обработка продукции,

- сборка продукции;

б) в составе вспомогательных процессов:

- виды деятельности, связанные с материально-техническим

снабжением (например, размещение заказов, логистика),

- виды деятельности, обусловленные проблемами качества

(например, проектирование, проверка качества и т.п.),

- виды деятельности, вызванные переходом от одного типа

производства к другому ( например, переналадка оборудования).

 

Вторая фаза процесса изучения видов деятельности выполняется после проведения этапов II и III.

 

Этап 2. Аккумулирование затрат по видам деятельности.

 

После того, как виды деятельности выделены, по каждому из них должны быть распределены затраты, соответствующие тем ресурсам, которые были потреблены за рассматриваемый период.

Многие затраты могут быть непосредственно (впрямую) отнесены к соответствующим видам деятельности, но иные разновидности затрат (например, арендная плата, оплата освещения и отопления помещений) могут быть косвенными, так как вызваны осуществлением сразу нескольких видов деятельности.

Для распределения косвенных затрат необходимо провести работу по выявлению причинно-следственных связей между этими затратами и факторами их динамики, чтобы избежать условного распределения затрат.

Наиболее распространенным методом выявления соответствующих факторов является проведение собеседований с персоналом, который может дать обоснованные оценки затрат ресурсов по отдельным видам деятельности. Для определения соответствующих показателей возможно использование методов экспертных оценок.

 

Этап 3.Выбор драйверов затрат.

 

При выборе драйвера (функционального фактора) затрат для конкретного вида деятельности необходимо соблюдать условия:

- драйвер должен хорошо объяснять величину затрат, обусловленных

протеканием данного вида деятельности,

- драйвер должен позволять легко осуществлять его измерение, то

есть получать данные о нем, и легко идентифицироваться с видами

продукции (объектами калькулирования).

 

Выделяются следующие типы драйверов:

1) операционные (например, число заказов, число наладок); эти разновидности драйверов являются наименее точными, но самыми дешевыми;

2) временные, отражающие продолжительность времени выполнения вида деятельности (например, время проведения наладки);

3) интенсивные, оценивающие ресурсы, непосредственно используемые каждый раз, когда выполняется анализируемый вид деятельности (например, когда учитывается не только время работы, но и квалификация работника).

 

Для установления драйверов соответствующих видов деятельности

аналитической группой также должно быть проведено интервьюирование или анкетирования с целью выявления ответа на вопрос: “Каковы факторы, влияющие на динамику затрат по видам деятельности?”.

 

Этап 4.Формирование агрегированных видов деятельности.

 

Количество видов деятельности, выявленных на этапе I, может оказаться слишком большим, поэтому имеет смысл осуществить агрегирование некоторых видов деятельности.

Окончательный выбор числа видов деятельности должен осуществляться после соответствующего анализа и обсуждения. На окончательный выбор видов деятельности оказывают влияние следующие факторы:

- общие затраты агрегированного вида деятельности должны быть

достаточно большими (чтобы оправдать выделение этого вида

деятельности в качестве самостоятельного параметра),

- для видов деятельности с одинаковой интенсивностью потребления

ресурсов в процессе изготовления продукции можно пользоваться

одним и тем же драйвером (функциональным фактором),

- виды деятельности, к которым применяется один и тот же драйвер,

могут быть агрегированы.

Для проведения анализа интенсивности потребления затрат продуктами следует провести следующий анализ (таблица 1):

 

Таблица 1:





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.