Участники уголовного процесса
В СШАосновные участники уголовного судопроизводства – полиция, атторнейская служба (прокуратура), суды (судьи и присяжные), адвокатура, служба пробации, обвиняемые и потерпевшие. При этом практически общепризнанно, что характерный для американской правовой системы дуализм (существование федерального права наряду с правом штатов) привел к ситуации, когда одновременно действуют более 51 системы правоохранительных органов (относительно автономных по отношению друг к другу).[335] Это объясняется историческими причинами, в силу которых американский федерализм не касался многих «внутренних» дел штатов. Однако постепенно ситуация менялась в сторону усиления федерального влияния, что привело, в конечном счете, к созданию разветвленной федеральной системы правоохранительных органов наряду с аналогичными системами штатов (автономными от федерального центра), а также правоохранительными органами, созданными отдельными муниципальными образованиями (автономными от правоохранительной системы штата). Получается, что существует три относительно автономных системы органов.[336] Полиция в США не является единой централизованной организацией, состоит из многочисленных органов, служб и подразделений и существует на трех уровнях: муниципальном, штатов и федеральном.[337] На каждом из них (и между ними) они автономны друг от друга, действуют в пределах своей юрисдикции и территориальной компетенции). Их связывают только отношения межведомственной координации (обмен информацией, передача дел и т.п.). В то же время, сказанное не означает, что полицейские организации не имеют собственной (внутриведомственной) иерархии. Например, Федеральное бюро расследований (ФБР) – ведущий полицейский орган федерального уровня – централизован в масштабах всего государства. Его возглавляет назначаемый Президентом США Директор, в распоряжении и подчинении которого находится центральный аппарат и более 400 агентств на местах.[338]
Функции полиции: (1) принятие, регистрация и предварительная проверка сообщений о преступлениях; (2) применение мер процессуального принуждения (задержание, обыск, арест); (3) решение вопроса об освобождении под залог; (4) сбор доказательств (допросы подозреваемых, свидетелей, потерпевших и экспертов, опознания и т.п.); (5) принятие решения об обвинении (полицейский отчет) и направление его начальнику органа полиции; (6) определение начальником полиции дальнейшей судьбы дела (прекращение ввиду недостаточности доказательств, полицейское урегулирование признанного установленным криминального конфликта, обращение в «местные центры правосудия» для альтернативного разрешения спора путем посредничества или арбитража, направление в суд для рассмотрения в упрощенном порядке, передача дела прокурору для решения вопроса о преследовании в суде).[339] Внутренний контроль за деятельностью полицейского осуществляет начальник органа полиции. Внешний – прокурор и суд (за применением мер принуждения).[340] Прокуратура (атторнейская служба) в США, подобно полиции, существует на трех уровнях. На федеральном уровне речь идет о возглавляемом Генеральным атторнеем Департаменте юстиции США (центральный аппарат, состоящий из нескольких подразделений) и подчиненных ему окружных прокурорах (атторнеях), назначаемых в каждый судебный округ (всего 94). На уровне штатов – об аналогичном аппарате генеральных атторнеев штатов (как правило), которые имеют своих помощников на местах. На муниципальном (местном) уровне – о прокурорах и следователях (детективах), подконтрольных местным органам власти.[341]
Органы прокуратуры не соподчинены между собой, но сотрудничают друг с другом (отношения координации). Их юрисдикция четко разграничена. Однако местные прокуроры могут осуществлять производство по делам подведомственным штатам, если генеральные атторнеи или их помощники «уступают» им свои полномочия по взаимной договоренности.[342] Функции прокуратуры (обвиняющих атторнеев): (1) контроль за законностью полицейского расследования и обоснованностью его результатов; (2) санкционирование некоторых мер принуждения, применяемых полицией (например, задержаний-арестов);[343] (3) проведение дополнительного или самостоятельного расследования; (4) прекращение уголовного дела или смягчение обвинения; (5) принятие решения об уголовном преследовании перед судом и представление обвинительного акта на утверждение в Большое Жюри или заявления об обвинении в суд (с правом отказа от уголовного преследования); (6) представление и обоснование обвинения перед Большим Жюри; (7) заключение сделки с обвиняемым о признании вины; (8) поддержание обвинения в суде; (9) обжалование обвинительных приговоров.[344] Судебная система США также трехуровневая. Причем в силу принципов федерализации и муниципализации каждый из этих уровней автономен.[345] Федеральная судебная система состоит из судов общей юрисдикции и специализированных судов (военные суды, образующие автономную систему, которую мы здесь не рассматриваем). Это иерархическая система, включающая в себя федеральные магистраты (магистратские судьи), окружные (районные) суды, апелляционные суды и Верховный Суд США.[346] Федеральные магистраты являются официальными служащими (юристами-профессионалами) в окружных судах и назначаются на должность путем голосования судей этих судов (§ 631 Свода законов США. Титул 28 – 28 U.S.C., § 631). Их функции: (1) рассмотрение уголовных дел в порядке суммарного производства (о малозначительных преступлениях); (2) выдача приказов об арестах (по делам об опасных преступлениях), обысках, изъятиях имущества, приводах, если они не связаны с вторжением в частную жизнь), а также контроль за законностью арестов, производимых полицией без приказа; (3) освобождение обвиняемых от ареста виде недостаточности доказательств его вины, применение залога (включая определение и изменение его размера) или поручительства; (4) назначение защитников малоимущим гражданам за счет государственной казны; (5) предварительное рассмотрение и участие в подготовке дел к слушанию окружным судом (например, разрешение ходатайств о приобщении доказательств, их истребование и фиксация).[347]
Будучи институционально подчинены районным судам, магистраты функционально зависимы от них, исполняя распоряжения судей. В этом смысле их связывают отношения, как координации, так и субординации. Вместе с тем магистраты организационно подчинены Административному офису федеральных судов – специальному органу, глава (директор) которого назначается председателем Верховного Суда США (общий контроль, дача указаний по правовым и административным вопросам, рекомендации по корректировке численности, размерам должностных окладов, проверка финансовой деятельности).[348] Таким образом, фактически они находятся в двойном подчинении. Окружные суды действуют в 94 судебных округах. Их основная функция – (1) рассмотрение уголовных дел об опасных преступлениях (как правило, единолично или с участием присяжных по желанию одной из сторон) по первой инстанции (18 U.S.C., § 3231; 28 U.S.C., § 81-144) (ознакомление с обвинением и определение отношения к нему обвиняемого; получение разъяснений от лиц, составивших обвинительный акт или жалобу; истребование дополнительных материалов, необходимых для решения вопроса о мере пресечения; прекращение производства по делу и возвращение жалобы при отсутствии достаточных доказательств; содействие сторонам заключить сделку о признании вины; раскрытие и взаимное ознакомление сторон с доказательствами; назначение дела к слушанию и вызов свидетелей; формирование жюри присяжных, руководство исследованием доказательств и инструктирование присяжных перед вынесением вердикта; принятие решения о виновности в случае, если дело рассматривалось без присяжных; отмена обвинительного вердикта присяжных, вынесенного вопреки убедительным или очевидным доказательствам невиновности обвиняемого; предприговорное исследование личности обвиняемого; определение меры наказания).[349] Кроме того, они: (2) пересматривают дела, разрешенные федеральными магистратами (в апелляционном порядке); (3) проверяют законность и обоснованность арестов, контролируют их длительность (сроки); (4) назначают, отменяют, изменяют или оставляют в силе другие меры ограничения; (5) выдают судебные приказы на арест и производство обысков (включая различные виды так называемого электронного наблюдения); (6) пересматривают решения судов штатов в порядке процедуры «habeas corpus» (освобождение из-под ареста); (8) участвуют в рассмотрении дел в апелляционных судах.[350]
Апелляционные суды являются вышестоящими по отношению к районным судам. Они расположены на территории соответствующего судебного округа (всего 12 округов, включающих территорию нескольких штатов) (28 U.S.C., § 41-48). Основная функция – проверка законности и обоснованности судебных решений нижестоящих судов (вступивших и не вступивших в законную силу) путем рассмотрения жалоб сторон на (1) существенную правовую ошибку, в результате которой пострадали интересы обвиняемого; (2) необоснованность меры наказания; (3) серьезные нарушения закона по делам, разрешенным оправдательным приговором. Эта функция предполагает ознакомление с поданной жалобой и ее обоснованием, проведение неформальных слушаний, принятие решения и его мотивировку в мнениях судей. Решение по жалобе может быть в виде ее отклонения, удовлетворения и отмены решения суда нижестоящей инстанции.[351] Обычный состав 3 судьи- профессионала. Для участия в рассмотрении дел этими судами могут быть привлечены окружные судьи.[352] Верховный Суд США – высшая судебная инстанция, в составе которой 9 судей, включая председателя (главного судью) (28 U.S.C., § 1). Он действует в коллегиальном порядке. Его основные функции: (1) пересмотр дел в порядке прямой апелляции на решения районных судов в составе 3 судей (28 U.S.C., § 1253); (2) пересмотр решений апелляционных судов с дачей указаний (разъяснений) по вопросам права или, в некоторых случаях, с разрешением по существу (28 U.S.C., § 1254); (3) пересмотр решений высших (верховных) судов штатов, вступающих в противоречие с Конституцией США и федеральными законами (28 U.S.C., § 1257); периодическое участие (отдельных судей) в рассмотрении дел Апелляционными судами (28 U.S.C., § 42) и районными судами (28 U.S.C., § 132). Реализация функций пересмотра осуществляется путем рассмотрения соответствующих петиций со стороны заинтересованных лиц об истребовании материалов дела и выдаче приказа об этом; проверки обжалуемых решений и обосновывающих их материалов; заслушивании в пленарных заседаниях устных доводов сторон; вынесения мотивированного постановления, обязательного для всех судов страны.[353]
Верховный Суд США рассматривает ограниченное число дел, которые сам отбирает по критерию значимости для всей страны затрагиваемых в них вопросов. Таким способом создаются прецеденты, практически соподчиняющие две параллельные правовые системы (штатов и федерации). Особым органом федеральной судебной власти, независимым от других судов, считается Федеральная комиссия по назначению наказаний (28 U.S.C., § 991). Она состоит из председателя комиссии, трех вице-председателей и трех членов, назначаемых на должность Президентом США (сроком на шесть лет) с согласия Сената Конгресса США после широких консультаций с представителями юридического сословия и гражданского населения. Не менее трех из перечисленных должностных лиц должны обладать опытом судейской работы. В состав комиссии входит также Генеральный Атторней США (или назначенное им лицо), но без права решающего голоса. Основные функции – выработка единых стандартов назначения наказаний, обязательных для применения всеми федеральными судьями (Федеральное руководство по назначению наказаний), их периодическое уточнение и изменение с учетом судебной практики, комментирование и конкретизация в правилах и инструкциях и, таким образом, проведение в жизнь единой политики вынесения приговоров, соответствующей принципам справедливости (наказание должно в максимальной степени учитывать тяжесть преступления, одинаковые преступления должны влечь за собой одинаковые наказания).[354] Обязательность устанавливаемых этой комиссией стандартов в таком важном для правосудия вопросе как определение меры наказания ставит ее в положение органа, стоящего, по сути, над всей федеральной судебной системой, и вместе с тем подчиненной прямым указаниям Конгресса США (оформляемым в виде законов). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Федеральная комиссия по назначению наказаний обладает фактически административными полномочиями в отношении судей и ограничена в принятии своих решений законодателем (то есть ставит под вопрос ее независимость как судебного органа). Каждый штат США имеет свою собственную судебную систему, которая включает в себя суды ограниченной юрисдикции, суды общей юрисдикции, апелляционные суды (промежуточная инстанция, существующая в большинстве штатов) и высшие (верховные) суды.[355] Суды ограниченной юрисдикции (имеющие различные наименования) образованы на муниципальном уровне и потому чаще всего автономны. Они рассматривают дела о малозначительных преступлениях и проступках, а также выполняют иные функции сходные с функциями федеральных магистратов. Остальные суды являются судами штатов. Суды общей юрисдикции (именуемые по-разному) разрешают уголовные дела об опасных преступлениях и пересматривают (проверяют законность и обоснованность) решения судов с ограниченной юрисдикцией. В свою очередь апелляционные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и других решений судов общей юрисдикции, а высшие (верховные) суды занимают в судебной системе штата положение аналогичное Верховному Суду США (в отношении федеральных судов). Конкретные функциональные характеристики этих судов практически совпадают с характеристиками федеральных судов, хотя и регулируются (вытекают) уголовно-процессуальным законодательством (кодексами) или судебной практикой штатов не единообразно (различия не принципиальны).[356] Так, например, в некоторых штатах апелляционные (промежуточные) и высшие суды могут выступать в качестве судов первой инстанции, рассматривая дела особой сложности по существу, в том числе с участием присяжных.[357] Судьи судов штатов и муниципальных судов могут избираться (непосредственно населением, муниципальными выборными органами власти, законодательными собраниями штатов) или назначаться на должность губернаторами штатов. В некоторых случаях предусматривается смешанная процедура получения судейского статуса: назначение на должность губернатором на короткий срок (два, три года) с последующим избранием и утверждением в должности.[358] Присяжные (суд присяжных как форма участия граждан в отправлении правосудия) занимают традиционно особое место в американском правосудии. Право на суд присяжных является фундаментальным конституционным правом (ст. III, поправка VI Конституции США), одним из признаков надлежащей правовой процедуры (поправка XIV Конституции США) и американской демократии вообще.[359] Правосудие присяжными осуществляется в двух формах. Первая из них связана с функцией утверждения обвинительного акта по делам об опасных преступлениях. Для этого в суде первой инстанции (в федеральных судах и в судах некоторых штатов) формируется так называемое Большое жюри (обычный состав - от 16 до 23 человек) из числа граждан, включенных в списки присяжных заседателей. Рассмотрение дела проходит в закрытом судебном заседании с участием прокурора и состоит в исследовании доказательств, представленных обвиняющим атторнеем, который, таким образом, получает возможность эффективно контролировать процесс. Причем обвиняемый и его защитник не могут претендовать на исследование собственных доказательств, а в некоторых случаях даже на заявление о своей версии произошедшего события, равно как и на перекрестный допрос свидетелей обвинения или очную ставку с ними.[360] По-сути, это превращает процедуру утверждения обвинения в пустую формальность, и вызывает сомнения в способности жюри действительно гарантировать «защиту индивидуумов от злоупотребления властью обвинителем».[361] Практически уже давно этот орган представляет собой «спящего наблюдателя, осуществляющего малоосмысленные функции контроля и надзора».[362] Тем не менее, примерно в 3-8 % случаев Большое жюри отказывается вынести вердикт о привлечении к уголовной ответственности, что означает невозможность для атторнея продолжить дело против обвиняемого.[363] Вторая форма связана с функцией рассмотрения дела по существу судом первой инстанции. Она реализуется коллегией присяжных (обычный состав – 12 человек, но может быть и меньше), формируемой в соответствующем суде с участием сторон, и заключается в вынесении вердикта о виновности или невиновности после исследования доказательств обвинением и защитой. Вердикт выносится самостоятельно в условиях конфиденциальности и должен быть принят единогласно.[364] Адвокаты (юристы) занимают важное место в американском уголовном судопроизводстве. Все они члены в принципе единого сословия юристов, объединенных в различные ассоциации (самая влиятельная из них – АВА – Ассоциация американских юристов).[365] Они могут иметь практику в судах, если получат лицензию (разрешение) на это. Вопрос о допуске (лицензировании) решается в конкретном суде (иногда при контроле со стороны прокуратуры) и означает возможность быть поверенным (защитником) и/или консультантом в данном суде либо в судах определенного штата, то есть представлять интересы и консультировать ответчиков (подозреваемых или обвиняемых) по уголовным делам. Многие из этих юристов работают на постоянной (как правило, молодые, начинающие юристы) или временной основе (чаще всего опытные профессионалы, из соображений престижа) в публичных агентствах по оказанию юридической помощи неимущим или малоимущим гражданам и финансируются за счет средств местных бюджетов, ассоциаций юристов и спонсорских вкладов.[366] Сказанное не означает, что они становятся государственными служащими. В любом случае они юристы (адвокаты) защиты, чей долг «сделать все возможное, чтобы охранить интересы своего клиента», то есть «выиграть дело или добиться наилучшего положения в виде мягкого приговора или выгодной сделки с обвинением».[367] Делается это путем: (1) собирания соответствующих сведений, их представления и исследования в суде (равно как и исследования доказательств обвинения); (2) оспаривания доводов обвинения и приведения собственных аргументов;[368] (3) заявления протестов на ведение процесса судьей (редко) и конкретные формулировки вопросов стороны обвинения; (4) представления данных о личности обвиняемого и соображений по поводу целесообразной меры наказания; (5) обжалования приговоров или иных решений суда в вышестоящую инстанцию; (6) обращения к суду с мотивированным прошением (просьбой) о признании ответчика (подсудимого) невиновным (сразу после исследования доказательств обвинения или после исследования доказательств защиты).[369] Еще один участник американского уголовного процесса – служба пробации, организуемая при соответствующем суде или органе судейского управления (в некоторых случаях – служащие пробации аппарата конкретного суда либо работники Бюро тюрем Департамента юстиции США) (правило 32 Федеральных правил уголовного процесса, 18 U.S.C., § 3551). В ее функции входит проведение так называемого «предприговорного расследования» личности обвиняемого, вина которого установлена вердиктом присяжных и составление предприговорного доклада, рекомендации которого учитываются судьей при определении меры наказания.[370] Близкой к службе пробации по своей роли в уголовном процессе является так называемая «служба досудебных услуг», которая организуется в каждом федеральном судебном округе и подчиняется Административному офису судов США (18 U. S. C., § 3152-3155). В ее функции входит: (1) сбор информации, необходимой для выбора или изменения меры пресечения; (2) составление отчета для суда о результатах проделанной работы с изложением своих рекомендаций о мере пресечения; (3) контроль за соблюдением обвиняемым условий его оставления на свободе (при избрании альтернативной аресту меры пресечения); (4) информирование прокурора о случаях несоблюдения условий избранной меры пресечения с изложением своих рекомендаций относительно корректировки этой меры или ее изменения на другую (18 U. S. C., § 3154).[371] Обвиняемый (часто именуется ответчиком) традиционно рассматривается в качестве центральной фигуры, вокруг которой «разворачивается» американский уголовный процесс. Его функции во многом подобны функциям адвокатов-защитников (в силу их естественной взаимосвязи): (1)собирать и представлять доказательства (информацию); заявлять ходатайства (об изменении или отмене меры пресечения, истребовании доказательств, раскрытии информации об обвинении, назначении защитника и т.п.) и жаловаться на незаконные действия государственных служащих (чрезмерный залог, несанкционированный обыск, произвольный арест или лишение свободы и т.п.); (2) заявлять о признании своей вины (заключать сделку с обвиняющим атторнеем); (3) исследовать доказательства в суде (вызывать и допрашивать собственных свидетелей, участвовать в перекрестном допросе свидетелей обвинения и т.п.); (4) обжаловать приговор суда в вышестоящую инстанцию.[372] Потерпевший в уголовном процессе США практически замещен обвиняющим атторнеем и в юридическом смысле неправоспособен. Реально он выполняет функцию свидетеля (служит «ходячей уликой» обвинения) и самостоятельно защитить свой интерес может лишь в гражданском судопроизводстве (если не получил возмещения вреда по решению уголовного суда), которое не связано результатами рассмотрения уголовного дела и способно привести к прямо противоположным выводам (разумеется, с иными правовыми последствиями). В то же время необходимость участия потерпевшего в «своем деле» не отрицается вовсе. В принципе он может лично или с помощью частного детектива собирать соответствующую информацию и представлять ее полиции, прокурору или суду. Кроме того, мнение потерпевшего в определенной мере учитывается на практике при решении вопросов полицейского урегулирования, прекращения преследования и разрешения дела в суде. Его могут информировать об обязанностях (давать показания, содействовать обвинению и правосудию), правовых возможностях и услугах (консультироваться, пользоваться мерами безопасности, требовать компенсации причиненного вреда), ходе и результатах расследования и рассмотрения дела (аресте обвиняемого, освобождении его под залог, переговорах об изменении меры пресечения, вынесении приговора, назначении слушаний об условно-досрочном освобождении).[373] Тем не менее, потерпевший не обладает специальным процессуальным статусом. Единственное, на что он может реально рассчитывать – это оказание материальной и иной поддержки со стороны многочисленных социальных служб, страховых компаний и государственных фондов.[374]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|