Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участники уголовного процесса




В Германии участниками уголовного процесса являются суды (судьи и шеффены), органы расследования (полиция и прокуратура), защитников (адвокатов), обвиняемых и потерпевших.

Особенности правовой системы Германии определяются ее федеративным государственным устройством: она состоит из ряда автономных субъектов (земель). Сказанное означает, что в принципе разделение властей (в организационно-правовом и содержательно правовом смыслах) должно производиться как на уровне земель, так и на уровне федерации (§ 3 ст. 20, § 1 ст. 28 Основного закона Германии – GG). Однако в силу образования ФРГ на началах кооперативного федерализма подавляющее большинство вопросов правового регулирования в Германии относится к предмету ведения федерации либо к совместному ведению федерации и входящих в нее субъектов. В особенности это касается вопросов судоустройства, уголовного права и процесса. Об этом свидетельствует наличие общего для всех земель и государства в целом федерального законодательства по этим вопросам, решаемым ими сообща (в кооперации) или централизованно (путем «уступки» землями части своей компетенции федеральному центру).[376] Иначе говоря, германская правовая система, является единой для всей страны (хотя и предполагает определенное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Вот почему органы уголовной юстиции Германии образуют общую согласованную кооперированную систему, исключающую какой бы то ни было правовой дуализм или высокую степень автономности правоохранительных учреждений (как в США или в Англии и Уэльсе).

Суды в Германии, рассматривающие уголовные дела, относятся к судам общей юрисдикции.[377] Они представляют собой вертикально интегрированную систему,[378] возглавляемую Федеральным Верховным судом и состоящую из 706 участковых (местных) судов, 116 земельных (окружных) судов и 24 высших земельных судов.[379] Подобный характер интеграции объясняется тем, что судебная власть независима ни от федерации, ни от земель и принадлежит только судьям (ст. 92, § 1 ст. 97 GG).

Уголовное правосудие в Германии осуществляется профессиональными судьями и шеффенами (непрофессиональными судьями или судебными заседателями) (§ 22, 31 I StPO).

Профессиональные судьи занимают свою должность пожизненно. Судьи Федерального Верховного суда назначаются президентом по предложению федерального министра юстиции и Комиссии по выборам (министры юстиции земель и 16 членов, избираемых Бундестагом). Судьи земель – премьер-министром земли или министром юстиции (по-разному в различных землях). Причем обычно требуется одобрение правительства земли, а в некоторых случаях – предварительные выборы кандидата особой комиссией, состоящей из депутатов земельного законодательного органа и представителей судейского и адвокатского сословий.[380] Перевод в другой суд или отставка судьи возможны только на добровольных началах или в особо оговоренных законом случаях по решению суда (ибо они подчиняются только закону - § 1 ст. 97 GG).[381]

Участие шеффенов в разрешении уголовных дел считается почетной обязанностью, с помощью которой граждане оказывают влияние на практику отправления правосудия. В пределах судебного разбирательства они имеют права и несут обязанности наравне с профессиональными судьями (за исключением организационных вопросов), принимая совместно с ними все решения по делу (в том числе о виновности подсудимого и его наказании, что означает отсутствие в Германии «классического» суда присяжных).[382] Правда, фактически роль шеффенов весьма не велика в силу высокого и подавляющего для них авторитета профессионального судьи.

Германские суды могут выступать в качестве судов первой инстанции (разрешать уголовные дела) и судов второй инстанции (пересматривать приговоры нижестоящих судов). Судом первой инстанции являются все суды, второй – земельные и выше.[383]

Участковый суд действует лишь как суд первой инстанции в единоличном или коллегиальном составе. В отношении малозначительных преступлений (наказание – не свыше 2 лет лишения свободы) – единолично (§ 25 Закона о судоустройстве Германии - GVG), в отношении преступлений средней тяжести (наказание – не свыше 4 лет лишения свободы) – одним профессиональным судьей и двумя шеффенами (§ 28, 29 GVG) (судом шеффенов) или по ходатайству прокуратуры ввиду большого объема и сложности дела – двумя профессиональными судьями и двумя шеффенами (§ 29 II GVG) (расширенным составом суда шеффенов).[384]

Земельный суд является судом первой и второй инстанций и действует только коллегиально.

По первой инстанции в земельном суде уголовные дела рассматриваются палатами: большой палатой по уголовным делам, судом присяжных (обычный шеффенский суд), судебной палатой по рассмотрению дел в сфере экономической деятельности и палатой суда земли, рассматривающей дела, связанные с охраной от преступлений против государства (последняя палата существует не во всех судах, а только в тех). К их компетенции относятся тяжкие преступления (максимальное наказание – пожизненное лишение свободы). Обычный состав – два профессиональных судьи и два шеффена. В особых случаях по решению суда допускается третий судья. Однако в суде присяжных он обязателен по закону.

Большая палата по уголовным делам рассматривает все уголовные дела данной категории, за исключением тех, которые подсудны другим палатам, а также дела о малозначительных преступлениях, признанных прокуратурой особо значимыми (§ 74 I GVG).

Суду присяжных подсудны дела об особо тяжких преступлениях (таких как убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование, причинение вреда здоровью) (§ 74 II GVG), судебной палате по рассмотрению дел в сфере экономической деятельности – об экономических преступлениях (§ 74с GVG), палате суда земли, рассматривающей дела, связанные с охраной от преступлений против государства – государственные преступления (§ 74а GVG).

Органом земельного суда как второй инстанции является малая палата по уголовным делам (§ 74 III, 76 I GVG). Она действует в составе одного профессионального судьи и двух шеффенов, рассматривая жалобы (признанные самим судом законными и допустимыми - § 313, 322а StPO) на приговоры участкового суда в апелляционном порядке (§ 312 StPO), то есть путем судебного разбирательства вопросов факта и права.

Жалобы на иные решения участкового суда разрешаются большой палатой по уголовным делам, но без участия шеффенов (§ 76 I GVG, § 304 StPO), то есть вне судебного разбирательства.

Высшие суды земель рассматривают уголовные дела по первой инстанции в отношении государственных преступлений, а также иных тяжких преступлений, покушающихся на целостность германского государства, при условии поддержания обвинения генеральным прокурором (§ 120 I, 120 II GVG). Действуют они в составе трех или пяти профессиональных судей, образующих судебную коллегию (122 II GVG).

Как суд второй инстанции Высший суд земли (судебная коллегия в составе трех профессиональных судей - § 116 I, 122 I GVG) проверяет кассационные жалобы (только вопросы права - § 304 StPO) на решения малой палаты по уголовным делам земельного суда (§ 121 I GVG) и в ревизионном порядке (минуя земельный суд и только заявленные требования - § 74 III, 121 I GVG, § 335, 352 StPO) – на решения участкового суда. Кроме того, он пересматривает дела в порядке частной жалобы, поданной в интересах лица, чьи защищаемые права и свободы были ограничены решением суда первой или апелляционной инстанции (§ 121 I GVG, § 304, 310, 311 StPO).

Федеральный Верховный суд в качестве суда первой инстанции разрешает дела, переданные ему Высшим судом земли. Это происходит в тех случаях, когда Высший суд земли может принять решение, не соответствующее судебной практике Высших судов других земель и/или Федерального Верховного суда (§ 121 II GVG).

По второй инстанции Федеральный Верховный суд рассматривает кассационные жалобы на решения земельных судов и Высших судов земель, вынесенных ими по первой инстанции (§ 135 I GVG, § 333 StPO). Производство по делу осуществляется судебными коллегиями в составе пяти профессиональных судей (§ 130, 139 I GVG). Некоторые виды жалоб рассматриваются коллегиями в составе трех профессиональных судей (§ 135 II, 139 II GVG). Например, в таком составе работает большая судебная коллегия (председатель Федерального Верховного суда и два члена - § 135 I, V GVG), формируемая в том случае, когда одна судебная коллегия Федерального Верховного суда придет к выводу, что ее решение будет отличаться от решения другой коллегии или решения большой судебной коллегии (§ 132 II GVG). Предусмотрено также создание объединенных больших судебных коллегий (председатель Федерального Верховного суда и члены больших судебных коллегий по уголовным и гражданским делам - § 132 V GVG) для рассмотрения жалоб в случае, когда возможное решение судебной коллегии связано с отклонением решения судебной коллегии по гражданским делам или объединенной большой судебной коллегии (§ 132 II GVG).[385]

Таким образом, в функциональном плане суды Германии занимаются рассмотрением дел по существу и пересмотром дел в порядке апелляции и кассации, то есть, иначе говоря, они функционально интегрированы или содержательно однородны как по первой, так и по второй инстанции (за исключением участкового суда, который не является судом второй инстанции). Причем в участковом суде рассмотрение дел по существу возможно по ходатайству прокуратуры в упрощенном (без исследования доказательств) (§ 407-409 StPO), в ускоренном порядках (без предания суду и письменного обвинения, с существенным ограничением непосредственности исследования доказательств) (§ 417-420 StPO) и в порядке частного обвинения (без дознания) (§ 374, 380 I StPO).[386]

Конкретные (основные) функции судов первой инстанции многообразны и выходят за пределы собственно судебного разбирательства (разрешения по существу). Основные из них: (1) контроль за применением мер принуждения и самостоятельное их применение (санкционирование, дача согласия, вынесение постановления) (ст. 19 IV GG, § 98 II StPO); (2) производство следственных действий в стадии дознания (допросов, осмотров) по ходатайству прокуратуры или без него в целях обеспечения допустимости использования доказательств в судебном разбирательстве (§ 162 I StPO); (3) дача согласия прокуратуре прекратить производство по делу (§ 153 I StPO); (4) прекращение процесса по мотивам целесообразности (§ 153 II, 153а StPO); (5) контроль за договоренностью прокуратуры и подсудимого о признании вины; (6) открытие или отклонение открытия судебного разбирательства (§ 203, 204 StPO); (7) допрос подсудимого и исследование доказательств (§ 243-257 StPO); (8) рассмотрение гражданского иска (§ 403 StPO); (9) изменение (при условии предварительного информирования обвиняемого) и дополнение (с согласия обвиняемого) обвинения (при условии предварительного информирования обвиняемого) (§ 265 I, II, 266 StPO); (10) вынесение приговора (§ 260 I, 263 I, 264, 267, 268 StPO); (11) производство по требованию о принуждении к исполнению обязательств (§ 172 StPO); (12) возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам (по делу, оконченному вступившим в силу приговором суда) (§ 359, 362, 364, 366-370 StPO).[387]

Конкретными функциями (основными) суда второй инстанции являются: (1) принятие апелляционной жалобы на приговор нижестоящего суда, проверка ее допустимости и фактических оснований, повторное исследование доказательств в судебном разбирательстве, вынесение приговора (§ 312-332 StPO); (2) определение допустимости кассационной жалобы на приговор нижестоящего суда, проверка ее обоснованности, заслушивание заявлений и ходатайств прокурора, подсудимого и защитника в судебном разбирательстве, вынесение приговора и возвращение дела на новое судебное рассмотрение (§ 333-358 StPO); (3) рассмотрение частных жалоб на иные процессуальные решения, включая применение мер принуждения (§ 304-311а StPO).[388]

Прокуратура в Германии подразделяется на федеральную прокуратуру и прокуратуры земель (субъектов федерации). Это учреждение строго иерархическое, построенное на началах централизации и субординации (§ 141-152 Закона о судоустройстве ФРГ – GVG), где праву вышестоящего работника давать указания корреспондирует обязанность нижестоящих работников исполнить это указание (§ 146, 147 GVG). Каждый прокурор, действующий в пределах своей компетенции самостоятельно, всегда представляет своего руководителя (§ 144 GVG), а вышестоящая прокуратура вправе принимать на себя обязанности и передавать свои обязанности нижестоящей прокуратуре (§ 145 GVG). В то же время в силу федеративного устройства Германии федеральные служащие прокуратуры не могут отдавать распоряжения служащим прокуратур земель, то есть федеральная прокуратура не стоит выше прокуратуры земли, глава которой не может быть назначен федеральными властями. Сказанное означает, что в Германии нет единой централизованной государственной прокуратуры.

Общую ответственность за организацию и деятельность прокуратуры на федеральном уровне несет министр юстиции ФРГ, на уровне земли – министр юстиции земли. При этом федеральный министр юстиции вправе давать указания федеральным прокурорам, а министр юстиции земли – служащим прокуратуры соответствующей земли (§ 147 GVG). Эти министры вправе также в определенных случаях возлагать какие-то из своих обязанностей на прокуратуру, но не могут принимать ее обязанности на себя (§ 145 GVG). Однако своими властными полномочиями они пользуются весьма не охотно и только в исключительных обстоятельствах.[389]

Прокуратура Германии действует на всех уровнях судебной системы (параллельно) как независимое учреждение (§ 150 GVG). Она является своего рода «рукой правосудия», полностью не принадлежащей ни исполнительной, ни судебной власти. Прокуратура не зависит от судов, но исполняет функции в судебной сфере, стремясь вместе с судом обнаружить истину и способствовать справедливому решению. Это объективный участник процесса, не стоящий ни на стороне потерпевшего, ни на стороне обвиняемого, в связи с чем прокуратуру нередко именуют органом правосудия или квазисудебным органом, занимающим промежуточное положение между судебной и исполнительной властью.[390]

При каждом суде создан отдел судебного преследования (коллегия государственных обвинителей) (§ 141 GVG). Всего в ФРГ насчитывается 141 коллегия прокуроров (обвинителей). Их компетенция предметно и территориально зависит от компетенции соответствующего суда. Вот почему их часто именуют прокуратурами суда.

На общегосударственном уровне (при Верховном Суде ФРГ) существует Федеральная прокуратура, возглавляемая федеральным генеральным прокурором, в подчинении которого находятся другие федеральные прокуроры (§ 142 GVG). Кроме того, к федеральным органам прокуратуры относятся два ее особых оперативных подразделения. Одно из них занимается расследованием насильственных преступлений, совершенных национал-социалистами (центральное ведомство в Людвигсбурге), а другое – расследованием насильственных и политических преступлений, совершенных государственными служащими бывшей ГДР (центральное ведомство по сбору доказательств и документации при генеральной прокуратуре в Брауншвейге). Поскольку образование подобных подразделений выходит за пределы полномочий федерации, их созданию предшествовало заключение соглашения с исполнительными и законодательными органами земель.

На уровне земли прокуратуры созданы при Верховном Суде земли (генеральная прокуратура), при судах земли (прокуратуры земли) и при участковых судах (участковая прокуратура) (§ 142 GVG). Вместе с тем значительная часть полномочий в участковых судах осуществляется прокуратурой земли.[391]

К числу общих функций прокуратуры относятся: проведение расследования в форме дознания; поддержание обвинения в суде; руководство исполнительным производством.

Первая функция осуществляется путем (1) возбуждения уголовного преследования (§ 152, 158 I StPO); (2) исследования обстоятельств дела (сбора доказательств в интересах обоих сторон – потерпевшего и обвиняемого) (§ 160 StPO); (3) применения мер принуждения (например, § 163d II StPO); (4) решения о предъявлении государственного обвинения (о направлении в суд обвинительного заключения или ходатайства об издании приказа о назначении наказания) (§ 170 I, 407 StPO) или отказа от уголовного преследования и прекращения дела (ввиду не подтверждения начального подозрения или по соображениям целесообразности) (§ 153, 154, 170 II StPO).[392] Это предполагает совершение различного рода следственных и процессуальных действий (допросы, обыски, выемки, экспертизы, освидетельствования, истребование информации от организаций и учреждений, задержания, заключения под стражу и т.п.). Кроме того, как квазисудебный орган, содействующий правосудию, прокуратура может (5) защищать интересы свидетелей на допросах(§ 68в StPO).

Вторая функция реализуется (6) принятием мер к получению предметов и письменных материалов при подготовке дела к судебному разбирательству (§ 214 IV StPO); (7) участием в исследовании доказательств в судебном разбирательстве (постановка вопросов, заявление ходатайств) (§ 240 II, 244 StPO); (8) выступлением в судебных прениях (§ 258 I StPO); (9) заключением «соглашения» с подсудимым о признании вины; (10) апелляционным и кассационным обжалованием приговоров (§ 296 StPO), а также (11) подачей частной жалобы в интересах защищаемых прав и свобод (§ 304 StPO).

Третья функция связана с (12) ведением федерального государственного реестра судебной статистики (§ 492 StPO).[393]

Полиция в Германии как участник уголовного процесса официально рассматривается в качестве помощника прокуратуры. По-сути, это оперативное подразделение прокуратуры, действующее по ее указаниям (§ 152 GVG, § 161 I StPO).[394]

Организационно полиция отделена от прокуратуры и находится в сфере ответственности Министерства внутренних дел (таким образом, происходит ограничение прокурорского контроля). Это строго иерархическая система.

На федеральном уровне образовано два уголовно-полицейских ведомства: Федеральное управление уголовной полиции и Федеральное ведомство по охране Конституции. Первое из них расследует ограниченную категорию уголовных дел, имеющих общегосударственное значение (фальшивомонетничество, терроризм, международная организованная преступность и т.п.), а также осуществляет розыскные и следственные действия по линии Интерпола (является национальным Центральным бюро Интерпола). Однако основная роль данного органа – сбор и анализ информации о преступлениях, и проведение технико-криминалистических экспертиз по запросам органов прокуратуры и уголовной полиции земель. Второе из названных ведомств не занимается расследованием преступлений вообще. Оно лишь уполномочено собирать и оценивать соответствующие данные, и информировать об обнаруженных преступлениях против конституционного строя Федеральное управление уголовной полиции или органы уголовной полиции земель.

На уровне земель также существуют управления уголовной полиции. Они подчиняются Федеральному управлению уголовной полиции, которое координирует их деятельность, оказывает организационную, информационную и методическую поддержку.

В административных единицах земель уголовная полиция действует как отделение общих полицейских органов: полицейских президиумов (крупные города), полицейских дирекций (малые города, сельские районы и деревни).[395]

В силу Основного закона Германии (ст. 30, 70 GG), вопросы организации уголовной полиции относятся к ведению земель, в то время как федерация имеет в данном отношении ограниченную компетенцию. Поэтому основная тяжесть по расследованию (дознанию) преступлений лежит на полицейских органах земель. По общему правилу полиция обязана предпринимать все меры по выявлению и исследованию всех обстоятельств совершения преступления и обеспечивать сохранность полученных данных (§ 163 I StPO). По закону (в идеале) она должна произвести неотложные процессуальные действия, необходимые для закрепления следов преступления, после чего немедленно уведомить прокуратуру об этом и продолжать расследование уже под ее руководством (§ 163 I, II StPO). Тем не менее, практически в большинстве случаев полиция по заявлению о преступлении (§ 158 I StPO) ведет расследование самостоятельно и передает материалы прокуратуре тогда, когда они уже достаточны для составления обвинительного заключения и предъявления обвинения в суде.

Конкретные (основные) функции полиции по дознанию определены законом. Это (1) уголовная регистрация (§ 81в, 163в I StPO); (2) кратковременное задержание (§ 127 I, 163в StPO); (3) длительное наблюдение (§ 163f StPO); (4) розыск преступников при помощи электронной системы обработки данных (§ 98а, 98в StPO); (5) наблюдение с помощью технических средств (§ 100с, 100d StPO); (6) внедрение тайного агента (§ 110а StPO); (7) всеобщая полицейско-розыскная проверка (cбор, оценка и хранение информации, полученной в результате проверок на границах и общих местах - § 111, 163d StPO); (8) установление личности (§ 163в StPO); (9) допрос обвиняемого, свидетелей и экспертов (§ 163а I, IV, V StPO); (10) телесное освидетельствование и взятие пробы крови у обвиняемого и свидетеля (§ 81а II, 81с V StPO); (11) выемка и обыск (§ 98 I, 105 I StPO); (12) установление системы контроля в общественных местах (§ 111 II StPO); (13) объявление в розыск (§ 131 I StPO); (14) контроль за телекоммуникациями (§ 100а StPO).

Большинство из указанных действий связано с существенным ограничением прав и свобод и потому может быть произведено только с разрешения суда или по постановлению прокуратуры (с последующим уведомлением суда). В то же время полиция вправе, руководствуясь § 161 I, 163 I StPO, самостоятельно осуществлять такие действия как объявление в розыск и наведение справок о разыскиваемом лице, краткосрочное наблюдение.[396]

Защитник в Германии не относится к числу ключевых фигур уголовного процесса. Его назначение, как и прокурора, – служить правосудию (содействовать ему оказанием юридической квалифицированной помощи - § 137 I StPO) «посредством осуществления своей односторонней деятельности, чтобы соблюсти все процессуальные нормы и … бороться за обнаружение материальной правды».[397] Отсюда его относительно слабая процессуальная позиция в уголовном деле (его права только частично урегулированы законом и в большей мере определяются судебной практикой),[398] а также формальная независимость от обвиняемого. Например, вопрос о предоставлении доказательств может быть решен защитником вопреки мнению обвиняемого. Вместе с тем, в некоторых случаях (подача жалобы в порядке § 297 StPO; и др.) закон прямо указывает на необходимость согласования позиций защитника и его подзащитного. Однако практически такое согласование, как правило, производится всегда, так как считается, что непременным условием эффективной защиты являются доверительные отношения между адвокатом и его клиентом.[399]

Защитниками в Германии могут быть адвокаты и профессора права (§ 138 I StPO). Однако основная роль в оказании юридической квалифицированной помощи обвиняемым принадлежит адвокатам, которые вправе участвовать в отправлении правосудия в любом суде.[400]

Адвокатура является независимой профессиональной организацией и представляет собой объединение адвокатов в форме коллегий, образуемых на юрисдикционной территории Высшего суда земли или земельного суда. Особая коллегия действует при Федеральном Верховном суде. Все адвокатские коллегии входят в Федеральную ассоциацию адвокатов.[401]

Основное назначение защитника – дача обвиняемому советов и юридических консультаций, а также совершение юридически значимых действий (от своего имени и от имени подзащитного). Реализация этого назначения определяется конкретными функциональные возможностями защитника, который вправе: (1) присутствовать при проведении определенных следственных действий (§ 163а III, 168с I, 168с II, 168d StPO);[402] (2) заявлять ходатайства о предоставлении доказательств (§ 244, 245 StPO); (3) собирать информацию в защиту своего клиента; (4) доводить свое мнение в пользу обвиняемого до служащих полиции и прокуратуры (§ 137 StPO); (5) знакомиться с материалами дела (§ 147 StPO) и информировать об их содержании подзащитного; (6) добиваться прекращения уголовного процесса по мотивам целесообразности; (7) участвовать в судебном следствии (постановка вопросов подсудимым, свидетелям, экспертам, например) и судебных прениях (защитительная речь) (§ 145 III, 239, 240 II, 257 II, 258 StPO); (8) просить о приостановлении судебного разбирательства в целях наилучшей подготовки к защите (§ 145 III StPO); (9) договариваться с прокуратурой о признании вины подсудимым; (10) обжаловать процессуальные решения по делу.[403]

Обвиняемый в немецком уголовном процессе рассматривается как субъект во многом не самостоятельный, хотя и способный влиять на ход и результаты дела. В формальном смысле обвиняемым считается лицо, в отношении которого есть конкретные данные (начальное подозрение), указывающие на совершение им преступления (§ 152 II StPO). Такое подозрение должно быть достаточным для обоснования возможности его участия в деле и признания (объявления) в качестве заинтересованного лица (в том числе путем производства процессуального действия, предусмотренного только в отношении обвиняемого). В собственно юридическом (строго процессуальном) смысле обвиняемый (после открытия судебного разбирательства именуется подсудимым) – это лицо, вина которого в инкриминируемом ему деянии установлена в обвинительном заключении, доведенном до его сведения (§ 157, 170 I StPO).[404]

Конкретные (основные) функциональные права обвиняемого: (1) давать показания (§ 133-136а, 163 III, IV, 243 IV StPO) или по не сложным делам письменно выражать свое мнение (§ 163а I StPO);[405] (2) ходатайствовать о собирании оправдывающих или смягчающих его вину доказательств (§ 136 I StPO); (3) пользоваться услугами защитника (§ 137 I StPO); (4) знакомиться с материалами дела при отсутствии адвоката (получать справки и копии - § 147 VII StPO); (4) присутствовать в судебном разбирательстве (§ 230 I StPO);[406] (5) ходатайствовать о предоставлении доказательств (§ 244, 245 StPO); (6) задавать вопросы свидетелям и эксперту (§ 240 II StPO); (7) давать объяснения по ходу исследования доказательств (§ 257 I StPO); (8) выступать с последним словом (§ 258 II StPO).[407]

Потерпевший в германском уголовном процессе, как и обвиняемый, является субъектом уголовного процесса, хотя еще относительно недавно их признавали лишь в качестве истцов. Основные функциональные права потерпевшего: (1) осуществлять уголовное преследование по делам частного обвинения (§ 374 StPO); (2) выступать сообвинителем (наряду с прокурором) по делам дополнительного частного обвинения (§ 395-402 StPO); (3) заявлять гражданский иск (§ 403 StPO); (4) пользоваться услугами адвоката (§ 406f, 406g StPO); (5) знакомиться с материалами дела через своего адвоката (§ 406е StPO); требовать компенсации вреда от государства (§ 1 Закона об оказании помощи жертвам преступлений – BGB).[408]

 

Уголовный процесс Франции

Общая характеристика

К целям уголовного процесса Франции, определяемого как публично-исковое (и предметно связанное с ним гражданско-исковое) производство, можно отнести: (1) установление преступлений, выявление и осуждение лиц, виновных в их совершении; (2) возмещение причиненного потерпевшему ущерба; (3) защита общества и частных лиц от преступлений; (4) социальная защита обвиняемых (как общая цель суда, прокуратуры и адвокатуры).[409]

Уголовный процесс осуществляется путем прохождения нескольких стадий: дознание, предварительное следствие (первой и второй инстанции), возбуждение уголовного преследования, судебное разбирательство, апелляционное производство и кассационное производство. Причем предварительное следствие предусмотрено только по делам о преступлениях (по делам о проступках и правонарушениях – нет)[410] и лишь после прохождения стадии возбуждения уголовного преследования.

К принципам французского уголовного процесса относят следующие основополагающие положения: принцип официальности, обвинение по усмотрению, принцип законности, принцип равенства, обеспечение достоинства личности, защита потерпевшего, безотлагательность судебного разбирательства, презумпция невиновности, гласность, устность и состязательность судебного разбирательства, принцип свободной оценки доказательств и принцип контроля.

Официальность означает, что обвинение является прерогативой государства, органы которого обладают исключительным правом инициирования уголовного судопроизводства. Правда, потерпевший, если органы обвинения будут бездействовать, может заявить перед уголовным судом гражданский иск. В этом случае государство будет вынуждено «запустить» механизм уголовного преследования.

Обвинение по усмотрению предполагает полную свободу действий органов прокуратуры в решении вопроса о возбуждении уголовного преследования. Причем решение отказаться от обвинения обжалованию не подлежит. Только вышестоящий прокурор вправе пересмотреть его. Иначе говоря, обвинение не обязательно. Однако, если оно было возбуждено перед судом, то отзыву не подлежит.

Принцип законности запрещает выдвигать обвинения и назначать наказания, не основанные на законе. Данное положение рассматривается как важная гарантия против произвола.

Принцип равенства понимается как равенство перед законом и судом всех правонарушителей, то есть с ними нужно обращаться одинаково (исключение – несовершеннолетние правонарушители, в отношении которых делается упор на реабилитацию).

Обеспечение достоинства личности – принцип, направленный на защиту личности от пыток, другого бесчеловечного и унижающего обращения. Такое обращение находится под уголовно-правовым запретом и, в случае его допущения в уголовном процессе, приводит к аннулированию полученных в его результате доказательств.

Защита потерпевшего как принцип уголовного процесса придает важное значение участию жертвы преступления в деле. Хотя потерпевшему отводится роль только гражданской стороны, практически он может инициировать уголовное преследование и отстаивать свои интересы наравне с обвиняемым (лицом, привлеченным к рассмотрению).

Принцип безотлагательности судебного разбирательства требует обеспечить доступ к правосудию всех обвиняемых без неоправданных промедлений. Это требование обращено прежде всего к следственному судье, чья деятельность по производству предварительного следствия не ограничена конкретными временными рамками. То есть волокита не допустима и срок следствия должен быть разумным, учитывающим конкретную ситуацию.

Презумпция невиновности является неотъемлемой частью французского уголовного судопроизводства. Ее суть состоит в том, что основное бремя доказывания лежит на органах обвинения, необоснованность обвинения влечет вынесение оправдательного приговора и все сомнения толкуются в пользу защиты. В некоторых случаях обязанность доказывания невиновности может быть возложена на обвиняемого (например, при обвинении в незаконной парковке автомобиля).

Гласность, устность и состязательность относятся к принципам судебного разбирательства. Гласность указывает на открытость суда для населения и свободу информирования о результатах судебных процессов (может быть ограничена в интересах безопасности, морали и порядка). Устность – на необходимость использования в доказывании, главным образом, устных выступлений свидетелей. Состязательность – на право обвиняемого быть представленным в судебном разбирательстве и принимать участие в исследовании доказательств.

Принцип свободной оценки доказательств выражается в отсутствии формальных правил об исключении из числа доказательств, в приоритете для французских судей «весомости», «ценности» доказательств над их допустимостью, в использовании внутреннего убеждения как единственного критерия истинности итоговых выводов по делу.

Принцип контроля касается пересмотра судебных решений в апелляционном порядке и решений следственного судьи в порядке разбирательства в следственной камере. Данный принцип направлен на обеспечение независимости и объективности судебного разбирательства путем разделения судебных органов на: следственных судей, осуществляющих предварительное следствие; следственные камеры, осуществляющими контроль над следственными судьями; суды, рассматривающие дела по существу; и суды, пересматривающие уголовные дела (то есть путем иерархического и функционального деления).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...