ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ К ТЕМЕ 13 (с элементами повторения)
Методические рекомендации Используйте словарь-справочник (Введение в экологию) для уточнения некоторых терминов и определений, которые понадобятся Вам при выполнении тестовых заданий. Впишите краткие формулировки: Абразия – это ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... Инвариант ландшафта – это ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... Квалиметрия – это ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... Норматив экологический – это ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... Солифлюкция – это ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... 13.1. Эта природная система относится к категории биокосных систем а) почва; б) озоновый слой; в) гранитный валун; г) ананас 13.2. Дано: биосферный заповедник; рисовый чек; ботанический сад; сфагновое верховое болото; яблоневый сад. Разделите эти объекты на две группы: а) природные экосистемы и б) природно-антропогенные экосистемы: а).................................................................................................................................................. б)..................................................................................................................................................
13.3. Взаимодействие человека с другими видами можно условно охарактеризовать как: «мутуализм», «хищничество» «симбиотрофия с элементами хищничества» «симбиотрофия с элементами травоядения», «паразитизм», «комменсализм», «аменсализм», «протокооперация». Подберите наиболее подходящую характеристику для содержания домашней кошки................................................................................................. пчеловодства –.......................................................................................................................... животноводства –..................................................................................................................... растениеводства –..................................................................................................................... вытаптывания трав в походе –................................................................................................
13.4. Подберите противопоставления к этим понятиям: Поступательные изменения экосистемы – ………………………………………………… Первичная сукцессия – ……………………………………………………………………… Аутогенная сукцессия – …………………………………………………………………….. Стадия климакса – …………………………………………………………………………… Дигрессия – ………………………………………………………………………………….. 13.5. Принято различать резистентную и упругую устойчивость (Одум, 1986). Калифорнийский лес из секвойи, имеющей толстую кору, довольно устойчив к пожарам, но если он всё же сгорит, то восстанавливается очень медленно. Калифорнийские заросли чапараля очень легко выгорают, но быстро восстанавливаются. Следовательно, для леса из секвойи характерна.................................. устойчивость, а для зарослей чапараля –.......................................... устойчивость. 13.6. Известно, что в зрелом (климаксовом) сообществе широколиственного леса суммарная величина автотрофного дыхания (Ra) составляет 4500 ккал/м2 в год, а суммарная величина гетеротрофного дыхания (Rh) = 3500 ккал/м2 в год. Рассчитайте величину валовой первичной продуктивности (ВПП) и чистой первичной продуктивности (ЧПП) этого сообщества. Подсказка – вспомните закон Одума-Пинкертона.
Решение:..................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... 13.7. Система, не обменивающаяся с окружающей средой ни веществом, ни энергией, относится к категории а) термодинамически закрытых; б) термодинамически открытых; в) термодинамически изолированных; г) биокосных 13.8. Функциональный механизм, направленный на поддержание относительного постоянства химического состава природной экосистемы, это а) экологическая сукцессия; б) трофическая структура; в) круговорот вещества; г) поток энергии 13.9. Классифицируйте системы, приведенные ниже, используя понятия: материальные системы – абстрактные системы; биологические системы – биокосные системы – системы неживой природы; естественные (природные) системы – природно-антропогенные – искусственные (антропогенные) системы. Пример: почва – это материальная, природная, биокосная система 1) озеро Байкал.........................................................................................................................; 2) песчинка................................................................................................................................; 3) автомобиль............................................................................................................................; 4) кукурузное поле....................................................................................................................; 5) математика............................................................................................................................; 6) аквакультура.........................................................................................................................; 13.10. Приведённые примеры разделите на две группы а) процессы с положительной обратной связью, б) процессы с отрицательной обратной связью: 1) работа термостата; 2) ядерный взрыв; 3) снежная лавина; 4) пожар в сухом лесу; 5) процесс обучения (физиология); 6) процесс обучения (социальный); 7) бег спортсмена; 8) еда 1)................................................................................................................................................; 2)................................................................................................................................................. 13.11. Всё многообразие гомеостатических механизмов в экосистемах Ю. Одум (1986) подразделяет на эти два основных типа:
1)................................................................................................................................................; 2)................................................................................................................................................. 13.12. Классифицируйте эти «экосистемные услуги»: сырьё для шёлка; фотосинтез; боровая дичь; почвообразование; опыление; транспирация; экологическая тропа. а) обеспечивающие услуги –..................................................................................................... б) регулирующие услуги –......................................................................................................... в) культурные услуги –............................................................................................................. г) поддерживающие услуги –.................................................................................................. 13.13. Отнесите каждый из перечисленных ниже процессов к определённому типу деградации (по М.Н. Заславскому): солифлюкция, суффозия; абразия; термокарст антропогенный; землетрясения; дефляция; дегумификация; вторичное засоление почв; загрязнение пестицидами. 1) процессы, проявление которых не может быть предотвращено человеком ...................................................................................................................................................... 2) процессы, интенсивность проявления которых в большей или меньшей степени определяется антропогенным фактором ...................................................................................................................................................... 3) процессы, вызываемые антропогенным фактором ...................................................................................................................................................... 4) антропогенные процессы ...................................................................................................................................................... 13.14. Совокупность присущих ландшафту свойств, которые сохраняются неизменными при преобразовании рассматриваемой категории (вида) ландшафта – это а) рельеф ландшафта; б) инвариант ландшафта; в) деградация ландшафта; г) профиль ландшафта 13.15. Завершите формулу: (Природный потенциал ландшафта) = (..............................................................................) + + (....................................................................) + (..................................................................). 13.16. Расположите эти ландшафты в порядке возрастания их общей устойчивости: тундровые; лесостепные; среднетаёжные; широколиственные. Объясните, какой признак (критерий) Вы использовали:
......................................................................................................................................................
1. Организационно-методические вопросы: · Завершение работы по курсу «Общая экология». · Подготовка к компьютерному тестированию по блоку тем 6 (с элементами повторения). · Требования к экзамену. 2. Обсуждение содержания темы «Устойчивость экосистем к антропогенному воздействию». Контрольные вопросы (с элементами повторения): 1. Охарактеризуйте «системные» свойства природных экосистем. 2. Приведите основные положения, связанные с устойчивостью элементарных экосистем (биогеоценозов) по Н.В. Дылису. 3. В чём экологический смысл закономерных изменений, наблюдаемых в ходе аутогенной экологической сукцессии? 4. Охарактеризуйте особенности кибернетической природы устойчивости экосистем по Ю. Одуму. 5. В чём экологический смысл симбиотрофии? Какое это имеет значение для устойчивости экосистем? Приведите примеры. 6. Проанализируйте преимущества и недостатки различных жизненных стратегий. 7. Каковы экологические следствия закона больших чисел по В.Г. Горшкову? 8. Проанализируйте современные тенденции изменения «экосистемных услуг». 9. Что такое «экологические функции»? Какие функции выполняют природные (естественные) экосистемы в биосфере? 9. Приведите характеристику основных составляющих геоэкологической оценки территории по Б.И. Кочурову. 10. Приведите характеристику основных составляющих оценки природного потенциала ландшафта по Б.И. Кочурову. 11. Приведите классификацию процессов, вызывающие деградацию природных систем по М.Н. Заславскому. 3. Проверка правильности выполнения «обучающих тестов» к теме 13. 4. Обсуждение и оценка домашнего задания по теме 13 «Оценка устойчивости к эрозии элементарных агроландшафтов». · Проверка и оценка правильности расчётов и оформления картосхемы. 5. Аудиторная практическая работа Задание 1. Завершите схему «Функции элементарных естественных экосистем в ландшафте» (рис. 13.5), используя методические рекомендации и рис. 13.3. Рис. 13.5. Функции элементарных естественных экосистем в ландшафте Методические рекомендации: используйте примерный список «функций»: Защита от эрозии (денудации). Образование почвы. Воспроизводство плодородия почв. Сохранение биоразнообразия. Сохранение природного разнообразия. Восстановление биотического контроля окружающей среды после катастрофических внешних воздействий. Восстановление исходных параметров среды в ходе демутационной сукцессии. Утилизация загрязнителей (поллютантов). Влияние на круговорот воды и элементы водного баланса. Замкнутость (степень разомкнутости) биогеохимических циклов биогенов. Контроль состава атмосферного воздуха. Влияние на состав поверхностных и подземных вод. Формирование коры выветривания. Зарядка геохимических аккумуляторов энергии. Депонирование энергии и биогенов в биомассе и детрите. Конкурентное взаимодействие с другими экосистемами. Создание конкурентной среды для вселяющихся организмов. Биологический и биогеохимический фильтр.
Задание 2. Оцените уровень обобщённой антропогенной нагрузки для территории Московской области (в баллах, см. табл. 13.7). Сделайте выводы о возможном уровне деградации и изменения устойчивости природных комплексов (табл. 13.4). Данные по структуре основных земельных угодий Московской области, а также характерные значения оценок антропогенной нагрузки для лесной зоны (Демаков Ю.П. и др., 2004) приведены в табл. 13.6 и 13.7. Таблица 13.6. Структура основных земельных угодий Московской области и коэффициенты антропогенной нагрузки (Кi).
Средневзвешенный коэффициент антропогенной нагрузки (Кср.в.) для территории с общей площадью Sобщ. рассчитывается по формуле: Кср.в. = S (Si/Sобщ.) ∙ Кi где Si – площадь угодий, имеющих коэффициент антропогенной нагрузки Кi. Таблица 13.7. Оценка уровня обобщённой антропогенной нагрузки по Кср.в..
Расчёты и выводы: ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................... Задание 3. Рассчитайте кратность превышения нормативов экологически допустимых рекреационных нагрузок (табл. 13.8) на участок леса, расположенный на склоне крутизной 80, если общая площадь участка составляет 150 га, в выходные дни его посещают в среднем 300 лыжников, а формула состава древостоя на этом участке: 5Е5Д + Ос (Е – ель, Д – дуб, Ос – осина). Приведите расчёт. Сделайте выводы. Таблица 13.8. Нормативы экологически допустимых рекреационных нагрузок (ДН)
* При уклонах 3 – 90 нагрузка уменьшается на 10%, при уклонах 10 – 300 – на 50%. ..................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................... .....................................................................................................................................................
Задание 4. Д. Медоуз (2007) приводит пословицу: «У богатых прибавляются деньги, а у бедных – дети». Очевидно, что речь идёт о двух различных системах с положительной обратной связью. Схематично изобразите обе: Задание 5. В 2009 г. площадь сельскохозяйственных земель агрофирмы «А» составила 2800 га; из них эродированных земель – 300 га. Оцените экологическую ситуацию на сельскохозяйственной территории агрофирмы «А», если известно, что в результате обследования в 1999 г. на этой же площади было выявлено всего 150 га эродированных земель. ..................................................................................................................................................... .....................................................................................................................................................
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|