Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фотосхемы можно классифицировать по нескольким признакам.




В зависимости от числа маршрутов фотосхемы де­лятся на одномаршрутные, создаваемые из снимков одного маршру­та, и многомаршрутные, создаваемые из снимков нескольких мар­шрутов.

В зависимости от способа монтажа различают фото­схемы, изготовленные по способу совместной обрезки (одномаршрутные) и индивидуальной обрезки (одномаршрутные, многомаршрутные).

В зависимости от вида исходных материалов фотосхемы делят на контактные, создаваемые из рабочих площадей контактных снимков, масштаб которых равен масштабу снимков, и приведенные, создаваемые из предварительно увеличенных или уменьшенных до одного масштаба снимков.

В зависимости от наличия и использования опорных пунктов различают фотосхемы свободные, создавае­мые без использования данных о геодезической системе координат изображенной на них местности, и каркасные, монтируемые на основе редкой сети опорных точек.

Фотосхемы готовят путем наклейки на основу вырезанных тем или иным способом рабочих площадей снимков, как правило, в границах землепользовании или трапеций масштабов 1:10000 - 1:50000. В каче­стве основы фотосхем используют картон или тонкую фанеру. Об-


ласть использования фотосхем достаточно широка - от дешифрирова­ния аэроснимков до предварительных изысканий, приближенных коли­чественных оценок и соответствующих измерений в интересах различ­ных отраслей народного хозяйства - землеустройства, лесоустройства, градоустройства, геологии и т. п.

Фотопланом называют фотографическое изобраэ/сение местно­сти, удовлетворяющее по точности требованиям, предъявляемым к плану.

В зависимости от целевого назначения фотопланы делятся на то­пографические и специальные.

Топографические фотопланы составляют в общегосу­дарственной разграфке с соблюдением требований действующих ин­струкций и наставлений по топографической съемке.

Специальные фотопланы составляют, как правило, в про­извольной разграфке и с соблюдением требований по точности, оформлению и т. п., регламентируемым ведомственными инст­рукциями.

Существенным преимуществом фотоплана по сравнению с топо­графическим планом является высокая информационная емкость и наглядность. В то же время фотографическое изображение контуров отличается от условного их изображения на карте. Его оформление зачастую ограничивается подписью номенклатуры и выходов кило­метровой сетки, что до некоторой степени затрудняет измерение по нему координат точек. Для улучшения читаемости фотоплана на нем часто показывают соответствующими условными знаками некоторые объекты (населенные пункты, основные дороги и др.), наносят коорди­натную сетку и проводят горизонтали. Такой документ, сочетающий в себе преимущества фотоплана и топографической карты, называют фотокартой.

Рассмотренная ниже технология изготовления фотопланов устаре­ла и применяется достаточно редко. Пришедшая ей на смену совре­менная цифровая технология рассмотрена в главе 14.

Изготовление фотосхем

Вне зависимости от вида фотосхемы и способа ее монтажа, к линии пореза смежных снимков предъявляется ряд требований, в частности:

линия пореза должна проходить по однотонным участкам изо­бражения обоих-снимков, по возможности минуя населенные пункты, не далее 1-2 см от средней линии перекрытия;

линия пореза не должна проходить через мелкие контуры во из­бежание их выреза;


• линейные контуры должны пересекаться линией пореза под уг­лами, близкими к 90 (не менее 30° и не более 150°).

Способ индивидуальной обрезки применяют только для изготовления одномаршрутных фотосхем. Его сущность заключа­ется в выборе на снимках пары идентичных хорошо читаемых точек вблизи средней линии перекрытия, расположенных по обе стороны от оси маршрута, и их наколке'тонкой иглой. К наколотым точкам при­кладывают тонкую металлическую линейку и острым скальпелем раз­резают снимки по линиям, соединяющим выбранные точки. Вырезан­ные центральные части снимков наклеивают на основу, а обрезки снимков сохраняют для контроля изготовленной фотосхемы.

При совместной обрезке снимков предварительно вы­полняют их монтаж по общим контурам. Смонтированные снимки закрепляют грузиками и выполняют порез с таким расчетом, чтобы оба снимка оказались прорезанными, а приведенные ранее требования к линии пореза были выполнены. Обрезки снимков подписывают и со­храняют для оценки точности. Аналогично выполняют монтаж и об­резку следующих снимков и т. д. После обрезки вырезанные фрагмен­ты наклеивают на основу, точно совмещая линии порезов.

Монтаж многомаршрутных фотосхем выполняют спо­собом мельканий и начинают со среднего маршрута. Затем подориен-тируют к нему снимки верхних и нижних смежных маршрутов, доби­ваясь максимального совмещения контуров, размещенных в зоне как продольного, так и поперечного перекрытия.

Обрезку снимков выполняют по маршрутам; вначале по средним линиям продольных перекрытий, отгибая и прижимая грузиками смежные маршруты, а затем - по средней линии поперечного пере­крытия. Вырезанные рабочие площади снимков наклеивают на основу, начиная со среднего аэроснимка среднего маршрута, а обрезки подпи­сывают и сохраняют для оценки качества фотосхемы.

Приведенные фотосхемы составляют в том же порядке, что и многомаршрутные фотосхемы, но монтажу снимков предшест­вует их увеличение с целью приведения к заданному масштабу. Коэф­фициент увеличения каждого снимка^ определяют как отношение зна­менателя масштаба снимка т^ к знаменателю заданного масштаба М.

Оформление фотосхемы включает подпись ее масштаба, номенклатуры трапеции или наименования землепользования, а также названий населенных пунктов, наименования организации, фамилии исполнителя и даты изготовления.


§ 45. Изготовление фотопланов

Работы по изготовлению фотоплана начинают с подготовки ос­новы, в качестве которой используют листы алюминия или авиаци­онной фанеры толщиной 1-2 мм. Основу оклеивают чертежной бума­гой, на которую наносят координатную сетку и опорные пункты, углы рамки трапеции и трансформационные точки (рис. 4.12).

Далее выполняют подготовку к монтажу фотоплана: подбирают трансформированные снимки, проверяют их фотографическое и метри­ческое качество, опознают трансформационные точки и пробивают пуан­соном отверстия в виде кружков диаметром 1,0 мм. Центры этих отвер­стий должны точно совпадать с соответствующими точками основы.

Для проверки правильности трансформирования аэроснимок с про­битыми отверстиями укладывают на основу так, чтобы центры отвер­стий уклонялись от соответствующих точек основы не более чем на 0,5 мм (для равнинных и всхолмленных районов). Если снимки транс­формированы по зонам, то проверку выполняют с помощью опорного планшетика (рис. 4.16), путем совмещения центров пробитых на снимке отверстий с точками соответствующей зоны. При недопусти­мых расхождениях снимки бракуют и трансформируют заново.

Техника монтажа фотопланов в случае фототрансформирования снимков на одну плоскость и по зонам (на несколько плоскостей) раз­лична и заключается в следующем.

Если местность равнинная и фототрансформирование выполнено на одну плоскость, то монтаж фотоплана вы­полняют в таком порядке.

На основу последовательно, начиная с северо-западного угла, ук: ладывают трансформированные снимки первого маршрута и ориенти­руют их, совмещая центры пробитых пуансоном отверстий с точками основы, и прижимают грузиками. При укладке очередного снимка проверяют, как и при монтаже фотосхем, сходимость контуров спосо­бом мельканий и делают наколы четких контурных точек. При укло­нении точки нижнего (предыдущего) снимка от следа накола более чем на 0,5 мм укладываемый снимок разворачивают, одновременно контролируя совмещение точек основы с центрами пробитых пуансо­ном отверстий. Уложив снимок, выполняют порез обоих снимков, как и при монтаже фотосхемы по способу совместной обрезки. При монтаже фотоплана линия пореза должна отвечать еще одному требованию в дополнение к перечисленным в § 44: ее удаление от центров пробитых пуансоном отверстий должно быть не менее 5 мм.

ИЗ


После этого снимки первого маршрута закрепляют грузиками и приступают к укладке и порезу снимков смежного маршрута в том же порядке. При этом контроль сходимости контуров выполняют в зонах как продольного, так и поперечного перекрытий. После этого выпол­няют порез снимков смежных маршрутов по средней линии попереч­ного перекрытия.

По окончанию монтажа фотоплана аэроснимки обрезают вдоль ра­мок трапеции, сохраняя фотоизображение за рамками в пределах по­лосы шириной 1 см, а по границам обработки - 2 см. Эти обрезки с на­несенными на них линиями координатной сетки сохраняют для кон­троля фотоплана.

Если снимки трансформированы по зонам, то прежде всего на каждом из них исправляют положение трансформа­ционных точек путем введения в их положение поправок, подсчитан­ных по формуле (4.14). При этом положительные поправки откладыва­ются по направлению к центру, а отрицательные - от центра. В полу­ченных точках пробивают пуансоном отверстия диаметром 1,0 мм.

Если все отпечатки, полученные с одного аэронегатива при транс­формировании его на разные зоны, наложить на основу, то центры пробитых пуансоном отверстий должны совпадать с точками основы.

При монтаже фотоплана вначале по трансформационным точкам укладывают на основу отпечаток первой зоны, а затем - второй зоны и контролируют сходимость контуров вдоль границы зон. Если она удовлетворительна, то выполняют порез снимков по границе первой и второй зон и приклеивают к основе снимок первой зоны. Затем укла­дывают снимок третьей зоны с контролем сходимости по трансфор­мационным точкам и контурам вдоль границы второй и третьей зон, выполняют порез второго и третьего снимков и т. д.

Особенностью фотопланов, полученных в результате трансформиро­вания по зонам, является вероятность вырезов и дублетов по линиям по­резов (границам зон), вызываемых остаточным влиянием рельефа мест­ности. Их величины на краях рабочих площадей снимков могут доходить до 1 мм, что отражается на точности измерений по фотопланам.

Оптический монтаж фотоплана применяют в случаях, когда число зон трансформирования более пяти, и выполняют его в процессе фототрансформирования, непосредственно на фототранс­форматоре. Фотобумагу наклеивают на жесткую основу, а поверх ее приклеивают светонепроницаемую бумагу («рубашку») с нанесенным на нее трансформационными точками, положение которых исправлено для каждой зоны (рис. 4.16). На эту же «рубашку» с топографической карты соответствующего масштаба переносят горизонтали, ограничи­вающие зоны трансформирования.


Совместив изображения трансформационных точек с их положе­нием в первой зоне, закрывают объектив светофильтром, выполняют порез «рубашки» по границам первой зоны, отклеивают вырезанные части «рубашки» и производят экспонирование. После этого вырезанные части «рубашки», прикрывающие первую зону, возвращают на место, и все операции повторяют для очередной (второй, третьей и т. д.) зоны.

Закончив фототрансформирование всех зон обрабатываемого снимка, в фотолаборатории снимают с основы «рубашку» и выпол­няют фотографическую обработку, результатом которой является го­товый фотоплан.

§ 46. Контроль фотопланов и фотосхем

Работы по изготовлению фотосхем и фотопланов завершаются их контролем, выполняемым с помощью обрезков снимков.

Контроль фотоплана выполняют по трем показателям: по точ­кам, по порезам и по сводкам со смежными фотопланами. Результаты контроля отражаются в корректурном листе, на который схематически наносят рамку листа, координатную сетку, линии порезов, трансфор­мационные точки, точки по сводкам, линиям порезов, и выполненные контрольные измерения (рис. 6.1).

Контроль по точкам заключается в оценке величин и направле­ний уклонений центров пробитых пуансоном отверстий от соответст­вующих точек основы. Направление, в котором центр пробитого пуан­соном отверстия смещен относительно точки основы, показывают стрелкой и рядом записывают величину этого уклонения, оценивая ее визуально, ориентируясь по диаметру пробитого пуансоном отверстия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...