Налоговые полномочия органов власти различных уровней.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Классификация налогов. Налоги являются основным источником государственных и муниципальных доходов. Налог - обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в пользу государства для обеспечения функций управления государственной и муниципальной власти. Налог представляет собой форму отчуждения принадлежащих на правах собственности денежных средств. сбор -обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого дает плательщику право на определенную деятельность (лицензия, регистрация). налоги безвозмездны, сборы - возмездны. Вместе с тем сборы неэквивалентны тем доходам, которые могут быть получены в результате экономической деятельности. Налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Функции налогов: ü Фискальная - формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. ü Распределительная - перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики, ü Стимулирующая - государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса (посредством налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности), ü Контрольная - контроль финансовой деятельности, выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.
Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. ü налоги подразделяются на две подсистемы: прямые - взимаются с конкретного физического или юридического лица и косвенные - взимаются в виде надбавки к цене товара. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. ü Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты: налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. ü По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления. ü По источнику уплаты налогов. Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость. ü Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления – федеральные, региональные, местные.
Налоговые полномочия органов власти различных уровней. Построение налоговой системы определяется налоговыми полномочиями - правами уровней бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления” и другими нормативно-правовыми актами, налоговыми полномочиями обладают: ü Российская Федерация, ü субъекты Российской Федерации, ü органы местного самоуправления. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на: Ø закреплённые налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;
Ø регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством. В мировой практике широко применяются три основные модели распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы: q распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз); q последующее разделение (расщепление) части доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников; q совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз). В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова (таблица 1): Ø д оминирует распределение федеральных налогов между бюджетами всех уровней, Ø второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, Ø роль раздельного использования источников крайне незначительна. В соответствии с изменениями в Бюджетном кодексе РФ собранные с физических и юридических лиц налоги, сборы, платежи и пошлины распределяются между Ø федеральным бюджетом, Ø бюджетом субъекта РФ, Ø муниципальных районов и поселений следующим образом: Федеральный бюджет аккумулирует 100%: а) налогов на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (горючего природного газа); б) налогов на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе России; в) регулярных платежей на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции; г) платежей за пользование лесным фондом, платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий; д) водного налога и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, платы за пользование водными объектами; е) единого социального налога (ЕСН); ж) налога на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; з) налога на операции с ценными бумагами; и) акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого), табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы, на подакцизные товары и продукцию, ввозимые на территорию Российской Федерации;
к) пошлин за госрегистрацию актов гражданского состояния и за другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; л) сборов за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе словосочетаний. Так же: 95% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением природного газа) и роялти при выполнении соглашений о разделе продукции; 40% налога на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых); 50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и на спиртосодержащую неалкогольную продукцию; 40% акцизов на автомобильный бензин, на дизельное топливо и на моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей; 70% сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты). Бюджеты субъектов РФ аккумулируют 100%: Ø налога на игорный бизнес, на имущество организаций, на наследование и дарение, на добычу общераспространенных полезных ископаемых; Ø акцизов на алкогольную продукцию, на вина и пиво; Ø сбора за пользование объектами животного мира; Ø ряда государственных пошлин с исковых и иных заявлений в суды и за регистрационные действия регионального масштаба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|