Тема II. Античная философия.
Стр 1 из 7Следующая ⇒
Тема II. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. 1. Возникновение и развитие философии. Типология историко-философского процесса. 2. Античная философия, ее основные особенности и этапы развития. 3. Ранняя классика: милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор. 4. Средняя классика: Левкипп, Демокрит, софисты, Сократ. 5. Высокая классика: Платон, Аристотель. 6. Философия эпохи эллинизма: стоицизм, Эпикур, скептицизм, кинизм, неоплатонизм. 7. Влияние античной философии на развитие европейской культуры и медицины.
Вопрос I. Возникновение и развитие философии. Типология историко-философского процесса. Возникновение философии – это крутой поворот в духовном развитии человечества, переход его на качественно новый уровень – от мифологического наивно-образного мировосприятия к рационально-теоретическому мышлению. Уже в самые древние времена у людей были представления о мире вокруг. В мировоззрении древнего человека господствовали разнообразные формы первобытной мифологии: культ предков и матери-земли, одушевление предметов, многочисленные боги и духи, управляющие силами природы. Эти взгляды были порождены слабостью человека в борьбе с природой. Свое особое отношение к миру человек еще даже не осознавал. Поэтому для мифологии характерна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления мира на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действиями богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие. Философия как дисциплина начинается с само отделения себя от некой божественной мудрости. Она – лишь скромное стремление к ней, любовь к ней, исследование мудрости вещей, человека и мироздания в целом. Если в мифологии мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта, то философия делает их предметом специального размышления и анализа. Именно поэтому в философии сразу же на первый план выдвигаются исследования методов познания. Следовательно, мифология и философия противостоят друг другу в своем отношении к разуму и мудрости. Философия – это формирование и развитие разума самого человека. К тому же разума самокритичного. Поэтому одним из первых сугубо философских вопросов стал вопрос о мудрости, ее природе и истоках. Это – во-первых.
Во-вторых, становление философского мировоззрения означало также переход от характерного для мифологии образно-эмоционального, красочно-художественного восприятия мира к мышлению рациональному, понятийному. В любом мифе окружающий человека мир художественно описывается, а философия ориентирована на знание мира. Знание должно быть объективным, поэтому философское знание опосредуется рядом логичных рассуждений и выражается в обобщенной понятийной форме. В-третьих, мифология предполагает единство информативного и нормативного содержания. Иначе говоря, любое сообщение, изложение событий является не просто информацией, но заодно и предписанием как себя вести. Поэтому мифологический текст по своей сути императивен, безусловен и категоричен. А вот присущий философии отказ от абсолютного понимания мудрости имел своим естественным следствием разброс в трактовке того, что такое мудрость и как ее найти. Данный разброс зачастую оценивается обыденным сознанием как очевидное доказательство бесплодности философского мышления. Обыденное сознание просто не в силах заметить, что все эти точки зрения имею нечто существенно общее: они выражают собой движение философской мысли к истине. В различных философских концепциях раскрывается противоречивость исторической эпохи, борьба различных общественных тенденций, уровень развития науки и осмысления окружающего. И ни одна из этих концепций не уклоняется от рационального поиска и объяснения сущего. Этот поиск и объединяет их. Ответ об истине дает не отдельная философская концепция, а их целостная совокупность. Поэтому-то философское знание и носит аккумулятивный характер.
И, наконец, в-четвертых, миф отражает вполне конкретную ступень духовного и социально-экономического развития человека. В нем выражается родовая жизнь человека. Переход к классовому обществу с частной собственностью требовало совсем другого мировоззрения. Данные обстоятельства не только выступают объективной основой различий между мифологией и философией, но объективнымипредпосылками перехода к философскому мировоззрению. Сюда же надо добавить рост торговых и иных контактов между народами, разделение труда на физический и умственный, а также образование государственности и права, становление зачатков научного мировоззрения. В частности, важную роль сыграли математические и астрономические знания древних цивилизаций. Ведь изобретение чисел (в целях подсчета скота, ведения торговли) ввело первый абстрактно- идеализированный, условный, символический объект в культуру. Правда, количество при этом не сразу отделилось от качества (3 овцы не равны 3 баранам). Субъективным мотивом перехода к философскому типу мировосприятия выступает человеческое любопытство и удивление перед миром, его разнообразием, сложностью и упорядоченностью. Причины возникновения философии: 1) общественное разделение труда, в первую очередь отделение умственного труда от физического; 2) потребность в систематизации и обобщении возникающих конкретных научных знаний; 3) кризис мифологического мировоззрения: формирование представлений об относительности мифа, о его слабой объяснительной силе, а также о различии между действительностью и мнением о ней; 4) потребность в разработке и теоретическом обосновании нового, более рационального мировоззрения эпохи частной собственности, рыночных отношений и государственности.
История философии – это процесс возникновения, развития и смены философских идей. Любой творческий процесс всегда открыт для будущего, всегда незавершен, заключает в себе не одно-единственное, а множество возможных продолжений. Философские идеи и системы в истории мысли находятся в сложных соотношениях друг с другом: иногда они находятся в соподчинении (субординации), выстраиваясь вслед друг другу, но чаще они связаны множеством линий друг с другом «по горизонтали», т. е. на равных. Именно разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений. Существует огромное количество различных типологий. Выделим основные и наиболее распространенные из них. Первый способ типологизации – по содержанию: 1) по онтологическому основанию (решению основного вопроса философии) на материализм и идеализм; 2) по соотношению чувственного и рационального познания – на сенсуализм и рационализм; 3) по методу – на диалектический и метафизический подходы; 4) по отношению к религии – на атеистические и религиозно-идеалистические; 5) по отношению к науке – на сциентические и антисциентические ориентации; 6) по психо-мировоззренческой ориентации – на оптимистические и пессимистические подходы и концепции. Второй способ типологизации – по (историческому) типу философствования: 1. созерцательный тип философствования (на Древнем Востоке и в античности), который предполагает: ü безмятежность и невозмутимость духа; ü спокойное созерцание вечной истины; ü социальная роль философа – объяснительная. Здесь философ приходит вслед за событиями, когда страсти уже улеглись, успокоились; ü минимальная доказательность и системность, но максимальная образность; 2. умозрительный тип философствования – поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс на рубеже XIX – XX вв.:
ü ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуиция, откровение); ü цель – выход за пределы чувственно воспринимаемого мира и поиск интимной связи между верой и знанием, религией и наукой; ü принципиальная неудовлетворенность преходящим и устремленность к вечному, тоска по трансцендентальному; 3. рационально-критический тип философствования – эпоха Нового времени и Просвещения (Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель): ü максимальная логическая стройность и системность; ü теоретическая строгость; ü доказательность и аргументированность; ü развитая саморефлексия; 4. деятельностный, социально-преобразовательный тип философствования (марксизм): ü цель и смысл философии – быть орудием изменения мира; ü доминирование радикально-критического аспекта, нигилистическое отношение к прошлому; ü повышенная идеологизация и политизация; ü субъект социального действия и познания – не личность, а народные массы, эксплуатируемые, прежде всего пролетариат; 5. новейший, социально-экологический тип философствования. Его истоки – учение Н. Федорова и В. Вернадского, сегодня – размышления Римского клуба: ü главная задача – не изменение, а сохранение мира, цивилизации; ü упор на сохранение именно естественной природной среды обитания, сложившегося экологического равновесия в биосфере и человеческого генофонда; ü плюралистичность и диалогичность философствования. Третий способ типологизации – по социально-историческим эпохам: 1. этап зарождения философской мысли на Древнем Востоке – акцентированная этическая направленность; 2. античная философия – формирование основных направлений и школ философской мысли, мировоззрение космоцентрическое; 3. средневековая теоцентрическая философия – постановка проблем: человек и бог, человек и мир, свободы человека; 4. философия Возрождения – утверждаются идеи гуманизма и личности; 5. эпоха научной революции XVII в. – разработка основ методологии научного познания; 6. эпоха Просвещения – энциклопедизация знания, борьба с теологией; 7. классическая немецкая философия – создание универсальных всеобъемлющих философских систем; 8. философия XIX в. включает в себя три различных направления: ü становление строго научной методологии позитивизма; ü марксизм; ü иррациональная философия, заново поставившая проблему человека; 9. философия ХХ в. включает в себя: ü философия естествознания (неопозитивизм); ü марксизм разделился на три течения: а) социал-демократический;
б) революционный (большевизм); в) анархо-бунтарский; ü религиозная философия (неотомизм); ü иррациональные и мистические философские школы; ü философская антропология. По мере своего развития философия все больше расщепляется на школы, направления и дисциплины. Постепенно философия уходит от универсального и всеобъемлющего взгляда на мир ко все более и более специализированному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|