Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос VII. Влияние античной философии на развитие европейской культуры и медицины.




В античной философии были поставлены главные философские проблемы, сформулированы основные подходы и представления о предмете философии, был поставлен и основной вопрос философии. Первоначальная нерасчлененность философии и науки обусловили особое место философии в античном обществе. Философия поистине являлась «душой» культуры античного общества, во многом определив направленность и характер дальнейшего развития цивилизации Европы. Именно благодаря ей цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе интеллектуальном и практическом. Античная философия заложила такую особенность цивилизации Запада как плюрализм, установку на конкуренцию различных мировоззренческих позиций.

Влияние философии на древнюю медицину – явление естественное и даже необходимое. Исторически сложилось, что медицина (она постарше) и философия развивались всегда вместе. Ведь основным интересом мудрецов всегда было осмысление тайн мира, жизни, особенно человеческой.

Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Согласно мифологии первым стал обучать людей искусству врачевания кентавр Хирон. Асклепий, ученик Хирона, был сыном бога, носил титул «медика», «спасителя», а его символом была змея. Ему были посвящены особые храмы в местах с целебными источниками. Этим медикам разрешалось лечить в миру: в лавках, на площадях. Со временем светские медики обрели собственный статус и право на специальную подготовку. Для такой подготовки возникли медицинские школы вблизи храмов Асклепия.

Влияние философии на медицину началось под воздействием пифагорейцев, в первую очередь Алкмеона. У пифагорейцев философия здоровья была тесно связана с проблемами гигиены, правилами содержания души и тела в чистоте. Врач-мыслитель Алкмеон рассматривал человеческое тело как микрокосм. Практически он и ввел в научный оборот понятия «эмбриология», «физиология», «теория ощущений», «психология». Под явным влиянием пифагорейцев Алкмеон определил здоровье человека как гармонию противоположных сил. В более конкретном плане равномерное сочетание основных жидкостей организма означает состояние здоровья, а преобладание (или недостаток) какой-либо одной из них и нарушение всего баланса влекло за собой патологическое состояние. Именно Алкмеон впервые ввел в медицинскую практику рассечение трупов. Он первым указал на мозг человека как сосредоточие мышления. А нервы он называл путеводными каналами органов чувств. При этом он, как и Демокрит и Платон, противопоставлял мышление ощущениям.

Следующий шаг в развитии медицинского знания делает врач и философ Эмпедокл, который первым ввел в медицинский обиход теорию 4-х элементов: огонь, воздух, вода и земля. Наиболее равномерны 4 элемента смешаны в крови. Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элементов.

Принципиально новый шаг в развитии медицины сделал Гиппократ (460 – 377 гг. до н. э. ) с о-ва Кос. Именно Гиппократ придал медицине статус науки, что тогда означало род занятий, использующий точный метод. Вообще научность была создана философией ионийских физиков. За точным методом гиппократовой медицины стояло усилие милетских философов объяснить любой природный феномен естественными причинами. Именно эта натурфилософская методология беспристрастного наблюдения за явлениями и их рационального упорядочивания была взята на вооружение Гиппократом. Впрочем, Гиппократ и его ученики не ограничились этим. Впервые в медицинской практике они прямо указали на исключительную роль философии. Они определили и морально-этический устав медика. Труд врача становится с тех пор нравственным долженствованием, которое побуждало его действовать в рамках моральных норм врачевания, вытекающих из философии человеческого бытия.

В своем трактате «О водах, ветрах и местностях» Гиппократ открыл структурную соотнесенность между болезнью, характером человека и окружающей средой. Человек представлялся как вплетенный естественным образом в контекст всех систем, образующих сферу его жизни: времен года, атмосферных потоков, водных ресурсов и характеристик данной местности. Для правильного понимания части необходимо понимание целого, к которому эта часть принадлежит. Природа местности накладывает свой отпечаток на конституцию и характер людей, проживающих здесь, на их здоровье. На здоровье влияют и политические институты: демократия закаляет характер и здоровье, деспотизм же вызывает противоположный эффект.

Гиппократ в основном солидаризировался с идеей Алкмеона о значении соотношения жидкостей в организме. В центре его медицинской теории стал тезис о смешении четырех основных жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. Но наряду с этим школа Гиппократа обладала и более подробной теорией анатомии и физиологии. В первой главное внимание обращалось на отношение к человеческому мозгу и нервной системе, а во второй – на учение о прирожденном тепле. Именно в этом он видел причину жизни. Источником же ее был дух, двигающийся по жилам как воздухообразное вещество. Это можно считать предвосхищением значения кислорода.

В последние века античного мира развитие медицины связано с именем великого врача и философа Клавдия Галена (129 – 200 н. э. ), личного врача императора Марка Аврелия. Истинный врач должен быть философом. Гален попытался заново переосмыслить и систематизировать уже известные медицинские знания. Теоретические представления Галена не были умозрительными, а основывались на анатомических исследованиях, изучении животных и растений, переосмысленной теории элементов Гиппократа и учения о рациональной, гневной и вожделеющей душе. Медикам своего времени он обоснованно предъявил три жестких обвинения: в невежестве, коррупции и в абсурдной разобщенности.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Чем определяется исторический тип философствования?

2. В утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных идей. Каковы они?

3. В чем состоит основное достижение школы Пифагора?

4. Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?

5. Чем отличается древний атомизм от современного атомистического учения?

6. В чем сущность майевтики как метода?

7. Почему Платона считают основателем системы объективного идеализма?

8. В чем суть критики Платона Аристотелем?

9. Как вы понимаете идею Аристотеля о форме как источнике движения?

10. В чем жизненная сила стоицизма, эпикуреизма и неоплатонизма?

Темы рефератов:

1. Философия милетской школы: сущность и главные идеи

2. Гераклит как отец диалектики

3. Элеаты о тождестве бытия и мышления

4. Атомическая концепция Демокрита

5. Сократ – основоположник этического рационализма

6. Система объективного идеализма Платона

7. Логика Аристотеля

8. Эпикуреизм

9. Античные стоики

10. Неоплатонизм как идеологическое выражение эпохи эллинизма

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Марков Б. В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2012.

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2017.

Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2018.

Хрусталев Ю. М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.

 

       Блинников Л. В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. – М., 2005.

       Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.

Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

Драч Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. – М., 1982.

Желудь Л. Я. Пифагор и его школа. – СПб, 2009.

Иванов О. Е. История философии. Курс лекций. – СПб., 2017.

       История философии: Запад – Россия – Восток. – Кн. 1. Философия древности и средневековья. – М., 1995.

       Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

       Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991.

       Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996. – Т. 1.

       Чанышев А. Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

 


[1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 338 – 339.

[2] Здесь в скрытом виде уже видны контуры идеи разделения труда, хотя по Платону различия между сословиями определяются нравственными задатками и преобладанием той или иной части души.

[3] В частности, Платон предусматривал весьма жесткую идеологическую диктатуру государственной власти. За «безбожие» полагалась смертная казнь. Строгой цензуре подвергалось любое искусство, которое не было направлено на развитие морального совершенства в интересах государства. Музыка не должна расслаблять людей и вызывать печаль. Литература не должна описывать богатые пиры (это порождает зависть) и вызывать страх смерти.

[4] Он происходил из г. Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя. В 17 лет он уехал в Афины и стал учеником Платона на 20 лет. Через некоторое время он стал учителем Александра Македонского. Через 3 года Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины, где создает свою школу – Ликей. Обучение там проводилась обычно в аллеях, поэтому Ликей назвали школой перипатетиков (прогуливающихся). Умер в изгнании на о. Эвбея.

[5] Аристотель. Сочинения: В 4 т. – Т. 3. С. 103.

[6] Телеология постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающий на вопрос – для чего, ради какой цели совершается данный природный процесс. Телеологичность означает идеалистическую антропоморфизацию природных процессов: приписывание цели природе, перенос на нее способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеку. Именно Аристотель заложил основы телеологии.

[7] С помощью идеи само отклонения атомов Эпикур объясняет столкновения атомов и свободу, присущую им. Так Эпикур уходит от внешней механической необходимости движения атомов по Демокриту.

[8] Бесстрастное терпение – путь к блаженству. В человеческих страданиях есть смысл, и значит, их нужно уметь мужественно переносить Þ Сенека: «покорного судьба ведет, а непокорного тащит».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...