Вопрос III. Ранняя классика: милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор.
Философское мышление зарождается в античной Греции примерно в VII – VI вв. до н. э. в период формирования классового общества и полисной государственности. Первые попытки философского осмысления мира можно найти уже в мифологических произведениях Гомера, Гесиода, Ферекида. Они еще не выходили за рамки мифологических традиций, но примечательна сама попытка поиска общих принципов мира-космоса. Отличительные особенности досократовской философии: ü ярко выраженный космоцентризм; ü основное внимание на проблему объяснения окружающего мира, природы; ü поиск первоначала, породившего все сущее – в виде конкретного вещества; ü гилозоизм – одушевление неживой природы; ü метод философствования – декларирование собственных взглядов; ü недискуссионный характер философских учений. Первая философская школа – Милетская (VI в. до н. э. ), получившая свое название от города, где была основана: Милет – крупный греческий торгово-ремесленный полис в Малой Азии. К этой школе относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: ü выступали с материалистических позиций, но еще не знали противопоставления материи и идеи; ü занимались не только философией, но и естественными и точными науками. ü пытались объяснить законы природы (за что и получили свое второе название – школы «физиков»); ü искали первоначало-субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (640 – 560 гг. до н. э. ) – основатель милетской школы: ü первоначалом всего сущего считал воду, но воду он понимал не как конкретное вещество, а как аморфное сосредоточие материи. Это первое абстрагирование; ü представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
ü считал, что все вещи неживой природы имеют душу (гилозоизм); ü считал центром вселенной Землю ü допускал наличие множества богов; ü впервые точно определил продолжительность года – 365 дней; ü сделал ряд математических открытий: теорема Фалеса, измерил высоту египетских пирамид. Таким образом, философия Фалеса была первой попыткой увидеть начало всего сущего в самой природе, взяв за первоначало материальную стихию – воду. Анаксимандр (610 – 540 до н. э. ) – ученик Фалеса: ü первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло и все состоит; ü впервые выдвинул идею множественности миров: наш мир – один из многих; ü впервые предложил идею закона сохранения материи и фактически первым предложил принцип атомарного строения вещества: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов. После гибели живых организмов и разрушения веществ элементы-апейроны остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; ü первым выдвинул идею о происхождении человека в результате естественной эволюции от других животных (хотя еще не знал понятия «эволюция»), «вначале человек родился от животных другого вида»; ü а сами животные возникли из морского дна и приняли другую форму, когда перешли на сушу; ü идея относительности: все в мире изменчиво и текуче; бесчисленное количество миров возникает (из апейрона) и гибнет; ü он первым из людей сделал географическую карту. Анаксимен (546 – 526 до н. э. ) – ученик Анаксимандра: ü первопричиной всего сущего считал воздух; ü выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т. д. );
ü проводил параллели между душой человека (психэ) и воздухом (пневмой) – душой космоса; ü отождествлял божества с силами природы и небесными светилами; ü первым пытался объяснить метеорологические явления (дождь, град, снег) природными причинами, в основном – через воздух. Милетская школа важна не столько своими достижениями, а своими исканиями. Она на много веков предопределила основные направления и подходы всей западной философии. Гераклит из Эфеса (520 – 460 до н. э. ): ü первоначалом всего сущего считал огонь (перво-вещество); ü огонь – символ динамики развития, воплощение борьбы /таким образом, огонь трактуется и в онтологическом, и в методологическом смысле/; ü впервые вывел закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики, а также впервые – идею о переходе явлений в свою противоположность; ü считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «все течет»; ü был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; ü признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»); ü всеобъемлющим, всепроницающим божеством считал Logos – мировой разум, который лежит в основе борьбы противоположностей; ü утверждал примат Одного над многим: истинно и реально только одно; ü выступал за материальность человеческой и мировой души; ü был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; ü движущей силой всех процессов считал борьбу: «война есть отец всему и мать всему»; ü враждебно относился к демократии и выступал за аристократию, но аристократию по духовно-интеллектуальному основанию. «Душа (как и все остальное) состоит из определенного соотношение огня и воды. Огонь велик, вода презренна. Если в душе начинает преобладать вода, душа умирает. И когда ради минутной радости человек пьет вино, душа умирает, ибо человек тем самым разжижает свою душу». Стихийная диалектика Гераклита связана с его материализмом. Примечательно положение о несотворимости и неуничтожимости мира. В диалектике Гераклит подчеркивал именно борьбу противоположностей. В то же время он близко подошел к положению о тождестве противоположностей и о «творческом отрицании».
Элеаты – это философская школа из греческого полиса Элея в Южной Италии. Элеаты: ü изучали проблемы познания; ü жестко разделяли и противопоставляли чувственное познание (мнение) и высшее духовное идеалистическое познание; ü были первыми сознательными сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из одного начала; ü считали все сущее лишь материальным выражением идей (они были первыми предшественниками философского идеализма, хотя сами тяготели к стихийному материализму). Парменид (540 – 470 до н. э. ) – один из родоначальников последовательного метафизического монизма, панлогизма и рационализма. Он попытался первым подойти чисто логически к пониманию мира. Он – однозначно за полный приоритет рационального познания над чувственным. Истинное знание может быть достигнуто лишь при помощи разума, который он противопоставлял чувствам, совершенно неспособным познать природу. Отвергнув ощущения в качестве источника познания, оторвав разум от ощущений, Парменид этим проложил путь формированию идеализма в будущем. Эта непроходимая пропасть между чувственным и умопостигаемым выражалась у Парменида в жестком противопоставлении мнения, основанного на чувстве, и истины, основанной исключительно на разуме. Истинное знание проверяется логическими рассуждениями. Все рациональное – реально, а все иррациональное и хаотично-сумбурное – нереально. Существующим поистине Парменид признавал лишь неизменное, неподвижное и единое – « бытие вообще», которое он отождествлял с мыслью. Это бытие не возникает, не уничтожается и не изменяется. Таким образом, бытие у Парменида имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. Основной аргумент и способ рассуждения Парменида: если нечто есть, то оно должно обладать определенными свойствами, которые выводятся из самого понятия бытия и содержания глагола «быть»: одно, непрерывно, вечно, неизменно и т. п. Однако конкретные вещи, явления чувственного опыта не обладают этими свойствами. О них нельзя сказать, что они «есть»: они появляются и исчезают, перемещаются, меняют свой цвет и температуру, форму, но НЕ «ЕСТЬ». Однако нечто по необходимости должно «быть», ибо в противном случае мышление было бы невозможно: нельзя же помыслить то, чего нет. А поскольку есть то, что есть, то оно тождественно самому себе _не различно _ одно. И это одно есть «все» - предметный и независимый от нашего восприятия УНИВЕРСУМ – абсолютно однородный и неделимый континуум. Это интегральное целое бытия дробится нашим чувственным восприятием на множество объектов, которым присваиваются условные имена. Так рождается мир множества и движения, роста и убыли, жизни и смерти. Вера в реальность множества вещей – это результат логической ошибки или допущения. Стоит сорвать с «сущего» ярлыки имен, как иллюзорный мир множества снова растворится в недифференцированной глыбе бытия.
Таким образом, абсолютизированная абстракция бытия превращается у Парменида в потустороннюю сущность (истинное бытие), чуждую всему чувственному и познаваемую потому лишь разумом, теоретическим мышлением. Свое учение о бытии Парменид противопоставлял взглядам всех других философских школ. Парменид различал три пути познания. Из них один правилен, а два ложны. Истинным Парменид считал свое основное положение «бытие есть, а небытия нет». Ложные же пути Парменид формулирует так: 2. «бытие есть, и есть небытие» (дуализм пифагорейцев); 3. «бытие и небытие – одно и то же и не одно и то же» (диалектика Гераклита). Парменид вел борьбу против стихийной диалектики Гераклита, утверждая: «ничто не изменяется», и против его сенсуализма, догадок о роли органов чувств в познании. Ценность философии Парменида – в его разделении чувственного и рационального познания, в его различении достоверного и вероятного знания (мнение). Но самым ярким и известным представителем элейской школы являлся Зенон (490 – 430 до н. э. ), разделявший учение Парменида о бытии. Зенон доказывал, что движение и многообразие явлений относятся не к истинному бытию, но к области мнения и чувственного восприятия. При этом Зенон не отрицал чувственной достоверности движения и множества, но он категорически отрицал возможность достичь истинного познания путем чувственного восприятия. Обосновывая эти свои взгляды и защищая взгляды Парменида, Зенон избирает путь «доказательства от противного». Эти доказательства называются «апории». Всего было 45 апории, но до нас дошли только 8 апорий.
ü Апория «дихотомия»: если предмет движется, то он должен пройти половину пути, прежде чем дойдет до конца. Но прежде чем пройти эту половину, данный предмет должен пройти половину этой половины и так до бесконечности. Таким образом, движение не может не начаться, ни закончиться. Ошибка в рассуждении: Зенон абсолютизирует прерывность движения и игнорирует его непрерывность. Но реальное движение есть единство прерывности и непрерывности: мы, конечно, проходим свой путь по частям, но с каждым шагом мы продвигаемся к цели, и каждая отдельная часть пути неразрывно связана с целым. ü Апория «Ахиллес и черепаха»: Впереди Ахиллеса находится черепаха, и они одновременно начинают бег. Ахиллес никогда не догонит черепаху, т. к. пока он добежит до места, где находилась черепаха, она проползет какое-то расстояние, и это будет повторяться до бесконечности. Ошибка в рассуждении: аналогичная. В действительности Ахилл, конечно, перегонит черепаху. ü Апория «летящая стрела»: летящая стрела всегда будет находиться в покое, т. к. в каждый момент движения она будет занимать равное себе место. Ошибка в рассуждении: Зенон рассматривает движение как простую сумму состояний покоя, игнорируя диалектическое единство движения и покоя. ü Апория «стадий»: два тела движутся навстречу друг другу и относительно друг друга. В этом случае одно из них затратит на прохождение мимо другого столько же времени, сколько оно затратило бы на прохождение мимо покоящегося. Значит половина равна целому, что нелепо. Аргументы Зенона против множества (только два сохранилось): 1. если сущее множественно, то оно должно быть и малым, и большим: настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины и настолько большим, чтобы быть бесконечным; 2. если существует многое, то одно и то же будет ограниченным и беспредельным. Конечно, все апории Зенона легко опровергаются, если принимать во внимание не только прерывность движения и пространства, но и их непрерывность. Однако в них отразилась трудность формирования понятийного аппарата науки, а также противоречивость таких понятий, как пространство, время, движение. Да и сам Зенон не сомневался, что мы воспринимаем движение чувствами. Он формулирует свои апории для того, чтобы логически доказать, что множества не существует, а бытие едино. ЗаслугаЗенона: увидел загадочность в очевидном для всех и впервые разделил сущность и видимость, кажимость.
Пифагор (580 – 500 до н. э. ) создатель религиозно-философской школы орфиков. ü он первый, кто возвестил могущество абстрактного знания: именно разум, а не органы чувств приносит человеку истинное знание _ математика становится главным орудием познания. ü первопричиной всего сущего считал число _ всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа; ü выступал за познание мира через число (при этом считал познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); ü в теории познания опыту и индуктивной логике Пифагор первым противопоставил самоанализ и дедуктивную логику; ü в отличие от других математиков того времени Пифагор тщательно исследует взаимоотношения чисел _ заложил основы арифметики и математической теории; однако ü интерес к изучению чисел привел к мистике чисел: «начало всего – единица, единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых 4 основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля, и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон» [1]; ü отношения чисел – это музыкально-числовая гармония. Символически она выражается в священном тетрактиде – сумме первых четырех чисел: 1+2+3+4═ 10. Эта же сумма содержит и основные музыкальные интервалы: октава (2/1), квинта (3/2), кварта (4/3). Да и все стихии мира связаны музыкальными пропорциями: земля/вода ═ воздух/огонь, а их атомы соотносятся: 6/8/9/12. Вера в гармоническое устройство мироздания, в его стройную организованность, рациональную упорядоченность, симметрию и красоту; ü пытался выделить прото-категории, которые раскрывали бы диалектическое единство мира: четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское; ü особое значение имело противопоставление «предел – беспредельное», где предел – это огонь, а беспредельное – это воздух. По мнению Пифагора, мир состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты); ü отличие от Гераклита: у Пифагора противоположности не переходят друг в друга (дуализм); ü человеческая душа бессмертна, она лишь временно вселяется в смертное тело, а затем после смерти индивида эта душа переселяется в другое тело, перевоплощается (метемпсихоз); ü высшая этическая цель и смысл жизни – очищение (катарсис). Оно достигается: ¨ для души – через самоанализ и самовоспитание (соблюдение заповедей-акусм), через познание музыкально-числовой структуры космоса; ¨ для тела – через вегетарианство (запрет на потребление в пищу мяса, бобов и всего, что ловится в море), через самовоспитание и правильный образ жизни, ориентированный на поддержание порядка и красоты; ü Пифагор – автор первой (простейшей) космологической модели: в центре – Земля, вокруг нее вращаются три сферы – Луны, Солнца и звезд. При этом Земля трактовалась как шар, а траектории планет – окружности; ü Заложил основы теории музыки: впервые обнаружил, что приятные слуху созвучия (консонансы) получаются тогда, когда длины струн относятся как целые числа первой четверки (1/2, 2/3, 3/4). Он же предложил аккорд из совершенных консонансов: «до-фа-соль-до» и понятие гаммы (звукоряда). Заслуга Пифагора: впервые поставил вопрос о значении количественной стороны окружающего мира. Пифагор впервые систематически ввел доказательства в математику, благодаря чему она и стала наукой.
Эмпедокл (490 – 430 до н. э. ) – занимался врачеванием, жречеством, политикой и поэзией. Автор поэмы «О природе». Первым ввел понятие о комплексе четырех стихий или «корней» – огонь, воздух, вода и земля. Они неизменны и вечны, образуют все вещи. Нельзя говорить о рождении и смерти вещей. Вещи образуются смешением стихий в определенной пропорции, например, кость состоит из 2 частей воды, 2 частей земли, и 4 частей огня. Источником движения в природе являются не сами «корни», а две противоположные силы – Любовь и Вражда, которые обладают определенными физическими качествами – влаги и огня соответственно. Весь мир есть процесс смешения и разделения смешанного. Если господствует Любовь, то образуется шар, в котором Вражда находится на периферии. Когда Вражда проникает в этот шар, то происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный процесс, и так до бесконечности. Таким образом, по Эмпедоклу, в мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором попеременно господствуют то Любовь, соединяющая все элементы, то Вражда, разъединяющая их. При господстве Любви в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. При господстве Вражды появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов, разделенных переходными периодами. В философии Эмпедокла содержится много новых идей и удивительных догадок: ü свету требуется определенное время для своего распространения; ü открытие воздуха как особой субстанции: он доказал наблюдением, если любой сосуд (ведро) погружается кверху дном в воду, вода в него не проникает; ü впервые высказал догадку о центробежной силе; ü идея естественного отбора и ее роли в эволюции живых организмов; ü зависимость чувственного восприятия от строения телесных органов: подобное постигается подобным; ü невозможно овладеть врачеванием, если не изучать тело человека _ именно он был основателем итальянской школы медицины. Особо стоит отметить его биологические воззрения. По сути именно Эмпедокл впервые высказал в развернутом и рационально обоснованном виде идею эволюции живых организмов, правда, в довольно фантастической форме: 1. вначале возникли не животные, а одночленные органы будущих животных, т. е. по отдельности глаза, уши, пальцы и т. п. 2. стихийное перемешивание органов дает их хаотичные сочетания; 3. затем появляются уже цельно природные существа, но еще не способные к продолжению рода в силу отсутствия полового деления; 4. появляются цельные организмы (растения и животные), состоящие из элементов и возникшие друг от друга путем размножения. Движущей силой этой эволюции Эмпедокл называл взаимодействие Любви и Вражды. Заслуга Эмпедокла – догадка о роли в природе сил притяжения и отталкивания. Он отвергал монизм. Ход развития мира вещей у него определялся случайностью и необходимостью, а не целью. В этом отношении его философия была даже более научной, чем философия Парменида, Платона и Аристотеля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|