Вопрос VI. Философия эпохи эллинизма: стоицизм, Эпикур, скептицизм, кинизм, неоплатонизм.
Со второй половины III в. до н. э., после установления Александром Македонским единой централизованной государственности во всей Греции и во всей цивилизованной тогда Ойкумене, в духовной жизни античного общества начался период декаданса. Это выразилось, прежде всего, в росте скептицизма и цинизма, что символизировало распад полисного гражданства, разрушение философской рефлексии и рационалистического дискурса. Наступает эпоха мистицизма и индивидуализма. Отличительные признаки эллинистической философии: 1. Сохранение наследства классической античной философии при утрате ее творческого характера. Доминирующей формой философствования становится комментирование классических текстов Þ догматизм и снижение теоретического уровня философии. 2. Отказ от былой системности и теоретической обоснованности (на уровне Платона и Аристотеля). Вместо всеобъемлющих энциклопедических философских систем – господство эклектики. 3. Утрачивается тесная и непосредственная связь с науками. Науки все больше специализируются и постепенно отдаляются от философии, которая, соответственно, утрачивает свои монопольные методологические и мировоззренческие позиции. 4. Смещение внимания философов с глобальных проблем бытия и познания на этическую проблематику. 5. Главным ориентиром становится не объективная истина, а согласие человека с самим собой. Соответственно, философия превращается из рационально-теоретической системы в умонастроение. Такая философия выражает самоощущение человека, потерявшего себя в мире, утратившего или не нашедшего свою идентичность и смысл жизни. 6. Сужение проблемного поля философского плюрализма. Свободная борьба школ и направлений заменяется борьбой самолюбий и кланово-политическими схватками.
Эпикур (341 – 270 до н. э. ) – древнегреческий философ-материалист. Для Эпикура философия – это такая деятельность, которая посредством размышлений приводит человека к счастливой жизни, свободной от страданий Þ упор на практическую отдачу философии. Для Эпикура все люди равны, ибо все одинаково жаждут духовного мира и покоя. Новизна «сада Эпикура» – в его просветительском духе. Да и в самом Эпикуре было нечто от пророка или святого, но в светском духе. И звал он к жизни непривычной… Учение Эпикура делится на три больших раздела: 1. физика – учение о природе и космосе; 2. каноника (логика) – учение о познании; 3. этика – учение о человеке и его поведении. Первые две части являются обоснованием третьей части – этики. Основные положения учения Эпикура о природе и космосе ( физика ): ü ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (по сути, это – закон сохранения материи); ü вселенная вечна и бесконечна; ü все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; ü атомы и пустота вечны; ü атомы неделимы, различаются по форме, величине и весу (последнее – добавление Эпикура к теории Демокрита); ü атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с произвольными отклонениями, сталкиваются друг с другом [7]); ü более диалектичное понимание причинности по сравнению с Демокритом: включение случайности в теорию причинности снимает фатализм Демокрита; ü мира «чистых идей» не существует; ü существует множество материальных миров во Вселенной. Основные положения учения Эпикура о познании ( логика ): ü окружающий мир познаваем; ü основным видом познания является чувственное познание (позиция сенсуализма);
ü невозможно созерцание разумом каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; ü ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни; ü общие понятия являются обобщением опыта, накопленного чувственным познанием; ü ясность и точность понятий является основой любых рассуждений; ü как чувственные восприятия, так и общие представления всегда верно отражают мир. Поэтому они являются критериями знания; ü заблуждения и ошибки возникают, когда разум что-то прибавляет к нашим восприятиям или переносит их на другой объект Þ источником ошибок оказывается разум. Основные положения учения Эпикура о человеке и его поведении ( этика ): ü своим появлением на свет человек обязан самому себе (и своим родителям); ü человек есть результат биологической эволюции; ü общество – это совокупность индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу; ü соблюдение этого договора есть справедливость; ü боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; ü судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; ü основной источник возникновения и существования религии – это страх смерти и незнание естественных законов; ü душа является особым видом материи; ü душа человека смертна, как и тело; ü человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; ü счастье человека состоит в удовольствии, наслаждении (греч. гедоне Þ «гедонизм»); ü при выборе удовольствий надо руководствоваться принципом благоразумия; ü под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а вовсе не чувственное удовольствие – наслаждение); ü нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость; ü человек должен быть свободен. И если он не может быть свободен в общественной жизни, то ему следует добиться свободы внутренней – от страхов и предрассудков Þ надо избавиться от:
а) страха перед богами и потусторонним; б) страха перед смертью, которая есть ничто; в) страха перед злом, которое либо кратковременно, либо легко переносится. Эпикур указывал людям новый путь к счастью, который был вызовом судьбе и фатальности. Счастье рождается изнутри. Только став хозяином самому себе, человек не будет ничего бояться. Однако, с другой стороны, учение Эпикура вело к замкнутости в частной жизни. На смену человеку-гражданину приходил человек-индивидуальность. Из всех связей между индивидами единственно действенной остается дружба – союз свободных людей. Эпикуреизм укрепился больше всего в римском обществе – вплоть до начала IV в. н. э., когда против него выступило христианство. Наиболее известный сторонник Эпикура в Древнем Риме – Тит Лукреций Кар (I в. до н. э. ), написавший поэму «О природе вещей».
Стоицизм. Философская школа стоиков возникла в III в. до н. э. как реакция на идеи киников. Основная идея стоиков – дать человеку свободу и внутреннюю независимость – но без вызова обществу, путем постоянного самосовершенствования и воспитания мудрости. Ее основоположник – Зенон из Кития – не имел афинского гражданства и не мог арендовать никакое общественное здание в Афинах для занятий. Поэтому он проводил философские занятия в портике (греч. Стоя – портик). Философская система стоиков состоит из трех частей: логики, физики и этики. Сами стоики сравнивали философию то с организмом (жилы, душа, мясо), то с садом (ограда, деревья, плоды), то с яйцом (скорлупа, белок, желток). Логика. Именно стоики развивали логику как науку после Аристотеля. Они положили начало логике высказываний, выделив основные формы умозаключения. Логика стоиков – это логика слов. Вокруг нас существуют только тела. Слово – это тоже тело, оно относится к вещи. Для стоиков общее существует только в слове, но не в вещах. Учение об обозначаемом – лектоне. Лектон – определенное содержание мышления, которое существует только в словесном выражении. Но само слово (знак) не существует без лектона. Þ теория лектона – это теория значения слов. Стоики впервые поставили эту проблему.
Теория познания – сенсуалистическая. Все знание рождается из ощущений. Ощущения и восприятия, закрепляясь в памяти, порождают представления. При переработке представлений выделяются повторяющиеся, так и формируются общие понятия. Понятие – это некое подобие предмета, его отпечаток в душе. Процесс познания состоит из трех стадий: 1. возникновение ощущений и восприятий существующего предмета; 2. «каталепсис» – это запечатлевание предмета в душе; 3. возникновение согласия субъекта – волевой акт, присутствующий в познавательном процессе. Это логическое постижение как результат деятельности разума. Истина обеспечивается лишь ясностью и отчетливостью чувственного восприятия. Онтология. Существуют только тела, которые имеют субстрат (субстанцию). Тела материальны. Все в мире состоит из 4-х стихий: огня, воды, воздуха и земли. Но основой мира, его первоначалом является огонь. Сочетание огня и воздуха – пневма – определяет степень разумности тела: холодная пневма – неживых тел, а наиболее горячая – у мудрого человека. Пневма не просто наполняет тела, но и направляет их в этом мире Þ физика стоиков переходит в теологию: пневма оказывается одухотворенной материей, а бог – мировой разум и одновременно – чистый огонь. Стоики понимали бога как растворенного в природе: бог – это все и во всем. Такой подход называется пантеизм. Стоики различали в мире два начала: пассивную материю и движущее начало – Logos (бог). Стоики – последовательные сторонники жесткого детерминизма: все в мире подчинено причинной зависимости. Они доходили даже до фатализма. Мир развивается периодическими циклами, постоянно возвращаясь к начальной стадии. После того, как он исчерпает свои возможности, он превращается в огонь, погибая в мировом пожаре. Космос – это разумное существо. Мир един, конечен и шарообразен с виду. Ведущая часть в нем – эфир. Душа – это теплая и огненная пневма, имеющая свои части. Всего стоики насчитывали 8 частей души: 1) ведущая часть – это способности восприятия, согласия, желания, разума; 2) пять чувств; 3) способность речи и 4) сперматическое начало. Стоики признавали бессмертие души, но только души целого – Бога. Этика является сердцевиной учения стоиков. Основные положения этики стоиков: ü высшее благо – это счастье. А счастье – это жизнь согласно природе, т. е. согласно с добродетелью. Добродетель – это то, что совершается в соответствие с разумом. Соответственно, зло – это все, что противоречит добродетели и разуму;
ü все блага стоики делили на 4 добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Зло – это пороки: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость; ü между добродетелями и пороками находится все то, что от нас не зависит, т. е. безразличные вещи: жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье; ü в этическом плане для людей нет промежуточных состояний между добродетелью и пороком, все люди или добродетельны или порочны Þ стоики делили всех людей на: а) мудрецы – обладают всеми добродетелями, счастливы и свободны. Счастье мудреца в том, что «он не желает никакого счастья»; б) глупцы – порочные и жалкие люди; ü стоики впервые разработали теорию страстей. Страсти делились на положительные и отрицательные. Положительные страсти – это радость, осторожность, воля. Отрицательные страсти – это печаль, страх, вожделение, наслаждение; ü необходимо бороться со страстями. Главное – наше эмоциональное отношение к самим себе и к миру Þ ü основной принцип этики стоиков: обстоятельства нашей жизни от нас не зависят, от нас зависят лишь наше отношение к этим вещам Þ человек должен мужественно подчиняться судьбе, ведь противиться ей бессмысленно Þ ü идеал стоика – это смирение с судьбой, покой (атараксия) или терпение [8]; ü стоики – предтечи идеи свободы как познанной необходимости. Более всего надо уважать самого себя. Мудрец – хозяин своей судьбы, ведь внешнее бессильно лишить его добродетелей Þ ü неучастие в жизни государства, игнорирование законов, философии и культуры, если они служат злу; ü оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла, пороков и невозможности делать добро; ü признание официальных законов и государственной власти лишь в случае, если они добродетельны; ü призыв к социальному единству, негативное отношение к национальным и государственным барьерам Þ космополитизм; ü признание стремления к счастью и самосохранению высшими целями человека; ü восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; ü высокий эстетизм в мыслях и поступках; ü осуждение бедности, болезней, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков.
Скептицизм был основан греческим философом Пиррон (III в. до н. э. ). Пиррон первым провозгласил в качестве основного метода философствования принцип «эпохэ» – воздержание от суждений. Второй принцип – невозмутимость в жизни. Предметом философии становятся этические вопросы. Главное, как жить в этом неустойчивом мире, а не как произошел этот мир? Философия должна помогать бороться с опасностями, освобождать человека от волнений. Þ Философ – это человек, стремящийся к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. ü о вещах нельзя сказать ничего определенного. О каждой вещи можно высказать любое утверждение, даже самое противоречивое Þ следует воздерживаться от категорических суждений о вещах; ü но чувственное впечатление конкретного человека не могут вызвать скептицизма. Если человек считает: это кажется мне сладким, горьким и т. п., то так оно и есть. Но из этого нельзя делать вывод, что это существует в действительности. Ведь чувства сами по себе не несут истины. Формой истины являются именно суждения; ü скептицизм уравнял все философские направления: все они не правы, ибо твердо установленная истина невозможна; ü однако скептики не смогли соединить в своей диалектике противоположности. Они предпочли воздержание от всякого суждения. Крупнейший представитель скептицизма в Древнем Риме – Секст Эмпирик (вторая половина II в. н. э. ) – создал этику здравого смысла. Эта этика предписывает уже не полную апатию, но соразмерность аффектов. Опыт реабилитирован. Þ 4 регулярные правила жизни: 1) следовать указаниям природы; 2) следовать импульсам наших аффектов (повиноваться чувству голода, жажды); 3) уважать законы и обычаи собственной страны; 4) не оставаться инертным, но упражняться в умениях. Отказ от суждений по поводу истины Секст Эмпирик распространяет уже не только на философию, но и на математику, астрономию, грамматику. Þ Своеобразный атеизм.
Неоплатонизм стремился согласовать учения Платона и Аристотеля на основе принципа приоритета единого духовного начала. Плотин (204 – 270 н. э. ), создавший собственную школу в Александрии, считал: ü структура бытия – это иерархия трех субстанций – Единого, Ума и Души; ü на высшем месте – Единое. Это первосущее, оно лишено границ и формы, каких-либо определений, стоит над любым существованием и мышлением. Познавать Единое возможно только особым сосредоточенным созерцанием, через экстаз; ü Ум возникает из Единого. По сути, это платоновский «мир идей». В Уме различаются: вещество (но это не материальное вещество, а форма сущности); мыслимое бытие; само мышление; ü из Ума возникает Душа. Все отдельные души возникают из Души как божественного начала. Душа постоянно остается неделимой и находится во всех частях тела; ü таким образом, Ум – порождение Единого, а сам Ум порождает Душу, которая состоит из божественной и земной Души. Но при этом душа человека не связана органически с телом; ü это порождение обозначается у Плотина как переполнение Единого, как истечение, как эманация – переход идеального в материю; ü материя есть некий субстрат, лишенный каких-либо качеств, форм, красоты. Это – злое начало; ü небесные светила обладают разумом. Наша Земля тоже одушевлена; ü душа человека находится в связи и с Душой божественной, и с чувственным миром; ü цель земной жизни – отрешиться от телесности и возвратиться к первоначальной жизни, когда душа была связана с Умом и созерцала идеи. Путь к этому – нравственное совершенствование человека. Души тех людей, которые пошли по этому пути и сумели отрешиться от всего чувственного, после смерти тела становятся божественными; ü теория Плотина предполагала и обратный процесс восхождения от материального к идеальному: Душа – Ум – Единое. В этом восхождении Плотин намечает путь от единичного к всеобщему. Но диалектика Плотина носит мистический характер и не имеет рационального содержания. Продолжателем неоплатонизма выступил Порфирий (234 – 304), который много сделал для издания и популяризации Платона и Плотина. Он занимался и изучением проблем логики, положил начало спору об универсалиях. Порфирий был противником христианства («Против христиан»). Он резко критиковал Ветхий и Новый заветы, отрицал подлинность некоторых книг Библии, указывал на противоречия в Евангелиях. Но он не был настроен вообще против религии, он, скорее сторонник политеистической религии: мифы в аллегорической форме выражают философские истины. Порфирий делал упор на практической стороне неоплатонизма, на нравственных вопросах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|