Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие




Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, — деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Задачи прокурорского надзора заключаются в том, чтобы:

обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод;

лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;

соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.д.);

выявлялись причины совершения преступлений и способствовавшие им условия, принимались меры к их устранению.

Правовую основу прокурорского надзора составляют:

Закон о прокуратуре (ст. ст. 29,30);

УПК РФ;

приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;

приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» и др.

 

3. Должностные лица, осуществляющие прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок предоставления соответствующим прокурорам оперативно-служебных документов руководителем органов, осуществляющих ОРД.

 

В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 13) дан перечень государственных органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокуроры осуществляют надзор. К ним относятся: 1) органы внутренних дел; 2) органы Федеральной службы безопасности;

3) Федеральные органы налоговой полиции; 4) Федеральные органы государственной охраны; 5) органы Федеральной пограничной службы; 6) таможенные органы; 7) Служба внешней разведки; 8) Министерство юстиции. Правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий обладают также оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки Федерального агенства Правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ. Но оперативно-розыскная деятельность этих органов может осуществляться только в целях обеспечения их собственной безопасности и не должна вторгаться в компетенцию вышеперечисленных государственных органов. Этот перечень исчерпывающий. Он может быть изменен — расширен или сужен только федеральным законом. Осуществляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы ни один из этих органов не вышел за пределы полномочий, установленных законодательными актами РФ.

Рассматривая особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, следует также отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности регламентируется не одним, а несколькими законами: Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"»; специальным Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; законами, регламентирующими деятельность отдельных органов, правомочных проводить оперативно-розыскные мероприятия (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации», Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О Федеральных органах налоговой полиции», Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 4 мая 2000 г. № 55-ФЗ «О пограничной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (этот закон к указанной группе можно отнести условно, поскольку он в большей степени касается режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых), Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации»); кодексами, регулирующими отдельные виды деятельности (Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ); законами, регулирующими отдельные сферы отношений, в которых допускается возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий и предусматривается осуществление прокурорского надзора (Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и другие); ведомственными нормативными актами: 1) акты прокуратуры (специальные акты, посвященные надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; акты, регламентирующие деятельность прокурора в отдельных отраслях или направлениях, в которых затрагиваются лишь некоторые аспекты надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; акты, посвященные узким проблемам, к разрешению которых одновременно привлекаются прокуроры, осуществляющие надзор в различных отраслях); 2) акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность; 3) совместные акты прокуратуры и органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что некоторые нормы законодательства не согласованы, а порой и противоречивы. В частности, имеет место различный подход к определению статуса работника прокуратуры, имеющего право на осуществление надзора, объекта прокурорского надзора, предмета надзора и его пределов.

Весьма важным является определение оснований для проведения проверок исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности. В ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральным законом от 4 декабря 1998 г. № 6-ФЗ внесены существенные изменения. В соответствии с этими изменениями в ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставляют им оперативно-следственные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого следует, что основаниями для прокурорских проверок служат не только жалобы или иные сведения о нарушениях законности, но и в определенных случаях — собственная инициатива прокурора.

Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений следует осуществлять:

по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствием положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступления, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

До момента использования прокурором конкретных методов надзора должны быть решены вопросы общего характера. Во-первых, необходимо определить конкретную цель: методы надзора, используемые для предупреждения, выявления или устранения нарушений законности в сфере оперативно-розыскной деятельности, или же преследуется несколько целей. Во-вторых, определить форму (либо формы) надзора, которая будет наиболее эффективной в данном случае. При использовании нескольких форм надзора нужно определить их последовательность. В-третьих, требуется определить время, когда целесообразно использовать надзорные полномочия. В-четвертых, в зависимости от того, какая форма надзора будет использована, определить и методы надзора.

Методы надзора имеют свою специфику в зависимости от того, осуществляются оперативно-розыскные мероприятия для раскрытия преступления либо розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, или розыска без вести пропавших граждан и т.д.

Для выработки эффективных методов выявления и устранения нарушений законов в оперативно-розыскной деятельности необходим глубокий анализ допускаемых при осуществлении этой деятельности нарушений.

По мнению опрошенных оперативных сотрудников, следователей и прокуроров, наибольшее количество нарушений требований законов допускается при исполнении законодательства об установлении обстоятельств преступления, об обнаружении вещественных доказательств и других следов преступления, по обнаружению лица, совершившего преступление. Допускаются отступления от требований законов при проведении осмотров, прослушивании телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий, необъективном информировании следователей о результатах оперативно-розыскных мероприятий, собирании компрометирующих материалов в целях соответствующего воздействия на гражданина.

В оперативно-розыскной деятельности не решаются должным образом задачи, прежде всего, по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и др.

С учетом того, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора за исполнением законов в этой сфере составляют значительное количество законов и ведомственных нормативных актов уполномоченным прокурорам следует при подготовке к проведению проверки при необходимости изучить те положения, которые представляют интерес относительно цели проверки.

В связи с тем, что материалы о результатах оперативно-розыскной деятельности могут содержать сведения, отнесенные к государственной тайне, уполномоченный прокурор может их истребовать для изучения в прокуратуру, если в этом помещении созданы соответствующие условия. Кроме того, необходимо, чтобы нахождение оперативно-служебных документов в прокуратуре не создавало проблем для эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, в зависимости от ситуации, может оказаться предпочтительнее изучать оперативно-служебные документы непосредственно в органе, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В зависимости от цели проверки (проверка исполнения требований законов в оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и предусмотренных законом правонарушений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; проверка исполнения требований законов в оперативно-розыскной деятельности при проведении розыска без вести пропавших граждан и иных лиц, исчезнувших при неизвестных обстоятельствах; проверка исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности по установлению личности граждан по неопознанным трупам; проверка исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности при осуществлении розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и т.д.) определяется методика конкретной проверки. Так, при проверке исполнения требований законов в оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений необходимо:

—> изучить статистические показатели, характеризующие динамику и структуру преступности либо конкретных видов преступлений за определенный (нужный) период времени;

—> из этого объема преступлений установить количество преступлений, выявленных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

—> изучить оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, включая и дела оперативного учета.

При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора РФ уполномоченные прокуроры должны обращать внимание на:

законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом;

наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом (срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать 6 месяцев, но при необходимости срок может быть продлен на основании вновь представленных материалов);

соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований — привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Большой объём работы уполномоченного прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной составляют надзор за розыском без вести пропавших граждан, надзор за исполнением законов о розыске обвиняемых.

Как уже отмечалось, надзор за исполнением законов на этих конкретных направлениях также имеет свою специфику.

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в установленном порядке.

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Способ фактической передачи результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

К передаваемым документам могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

 

 

4. Требования, предъявляемые к порядку предоставления соответствующим прокурорам сведений о лицах, внедренных в ОПФ, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.

5. Раскрытие преступлений в ходе оперативного поиска.

Оперативный поиск, осуществляемый оперативными аппаратами, ведется, как правило, с целью выхода на личность, то есть на лиц и факты, являющиеся объектами оперативно-розыскной деятельности. Речь идет об оперативном поиске на определенных территориях, где совершаются различного рода криминальные акции (например, угоны автотранспорта, нападения на граждан и т. п.); на экономических и иных объектах, где должностные лица или иные сотрудники могут совершать различного рода действия, противоречащие закону, где замечена активность иностранных разведок.

Поэтому выделяются направления и места проведения оперативного поиска. Так, оперативные подразделения ОВД ведут его среди граждан, проживающих на обслуживаемой ОВД территории, в местах концентрации преступного элемента, в криминально активной и иной криминогенной сфере, в местах вероятного сбыта похищенного, в криминогенных группах (воры, мошенники, сбытчики наркотиков, наркоманы, контрабандисты, валютчики, антиквары), на государственных хозяйственных объектах, среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступления.

Оперативный поиск, осуществляемый адекватно вышеперечисленным направлениям, обеспечивает установление потерпевших от латентных преступлений, граждан, которым что-либо известно о преступных посягательствах, остроконфликтных ситуациях, способных вызвать совершение преступлений, лиц, отличающихся состоянием криминогенной опасности и криминальной активностью (особо опасные рецидивисты, лидеры преступного мира, в том числе имеющие межрегиональные и международные преступные связи; ранее судимые, подлежащие взятию под административный надзор; ранее судимые за бандитизм, убийство, разбои, грабежи; лица, совершившие тяжкие преступления с оружием, квалифицированные кражи и т. п.; лица, намеревающиеся совершить преступления, формирующиеся в преступные группы; склоняющие других к преступному соучастию; лица, пытающиеся приобрести оружие и технические средства для совершения преступлений; лица, в прошлом судимые и не вставшие на путь исправления, условно осужденные за умышленные преступления и с отсрочкой приговора; наркоманы; содержатели притонов; женщины легкого поведения; лица, занимающиеся скупкой краденого; лица, подозреваемые в причастности к организованной преступности, осведомленные о ней лица — работники и завсегдатаи объектов, где преступники проводят досуг, лица, обслуживающие преступников). Помимо перечисленных граждан объектами оперативного поиска являются “ центры ”, контролирующие и направляющие преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных хулиганствующих группировок; отдельные этнические группы; коррумпированные связи устойчивых преступных сообществ; преступные структуры, возникшие в результате сращивания общеуголовной и экономической преступности; группы бандитской направленности; организованные преступные группы, занимающиеся незаконными поставками оружия, антиквариата, драгоценных камней, металлов, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, наркобизнесом; организованные преступные сообщества с межреспубликанскими и международными связями; сообщества, занимающиеся организованными видами преступного предпринимательства и т. п.[См., Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность., Н.Новгород: нижегородская ВШ МВД РФ, 1995, С. 134 - 135.]

Сказанное свидетельствует о том, что оперативный поиск, осуществляемый субъектами оперативно-розыскной деятельности по определенным направлениям, позволяет обнаруживать конкретных физических лиц или сообщество таких лиц, представляющих разведывательный интерес с точки зрения либо их криминальной опасности, либо причастности к противоправным и иным действиям, требующими адекватного реагирования правоохранительных органов или спецслужб. Далее осуществляется оперативный поиск “ от личности ”, то есть “ адресная ” разведывательная работа, когда осуществляется постоянный сбор информации об известных преступниках и их преступной деятельности на определенной территории. Поэтому в сферу оперативного поиска “ от личности ” попадают прежде всего лица, составляющие как бы преступный потенциал общества. Речь идет о гражданах, совершивших различного рода противоправные деяния. Порой их личностные особенности и жизненная история неразрывно связаны с криминальным поведением. Совершение противоправных деяний — это их профессия и они сознательно идут на этот риск, совершенствуя свое мастерство и активно противодействуя собственному разоблачению. Объектом оперативного поиска является и инфраструктура, складывающаяся вокруг лиц, профессионально занимающихся противоправной деятельностью. Поэтому оперативный поиск обусловлен и такими явлениями как наркомания, азартные игры и т. п. Дополнительными ориентирами для оперативного поиска “ от личности ” являются признаки преступления. Если поиск ведется “ от личности ”, то возможный объект изучения сыскному подразделению как бы известен. Специфика здесь в том, что в качестве такого объекта могут выступать и физические, и юридические лица. Наличие такого объекта предопределяет характер будущей поисковой работы. В ходе оперативного поиска выявляются обстоятельства потенциально криминального характера, когда криминогенная ситуация может развиться в реальную криминальную.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-процессуальную деятельность, ведут оперативный поиск с учетом своей компетенции. Так, операппараты органов, обеспечивавших государственную безопасность в СССР, осуществляли поиск информации, указывающей на деятельность, предполагающую измену Родине, шпионаж, подготовку к террористическом акту, диверсии, вредительству, насильственному свержению государственного строя, угрозу единству территории государства, нарушение национального и расового равноправия, разглашение государственной тайны, передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну, подготовку к массовым беспорядкам, подготовку к незаконному выезду за границу и въезду в страну, подготовку к угону или захвату железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна, разглашение военной тайны и др.


 

 

6. ОРМ по раскрытию неочевидно совершаемых преступлений (по принципу "от преступления к преступнику"). Характеристика первоначальных и последующих оперативно-розыскных мероприятий.

7. Особенности организации и тактики раскрытия преступлений прошлых лет.

После истечения сроков расследования преступления и невозможности найти виновного в совершении преступления дело направляется в архив. Но в некоторых случаях его расследование может быть возобновлено. Расследование уголовного дела возобновляется при появлении вновь открывшихся обстоятельств.
Вновь открывшимися обстоятельствами выступают:
1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела. В данном случае основаниями для возобновления расследования уголовного дела являются такие незаконные доказательства, приговоры и тому подобное, которые привели к тому, что преступление не было раскрыто.
Также расследование возобновляется при появлении подозреваемого, который не был найден ранее при расследовании уголовного дела.

Например, при расследовании в качестве доказательств на месте преступления были обнаружены только отпечатки пальцев преступника, но он так и не был найден, а его личность не была установлена. При расследовании нового уголовного дела был обнаружен подозреваемый, у которого отпечатки пальцев проходят по старому уголовному делу. В этом случае расследование возобновляется.
Сотрудники следственных органов периодически обязаны проверять старые уголовные дела по нераскрытым преступлениям. При проверке проводятся повторные допросы лиц, проходивших при расследовании этого уголовного дела, – свидетелей, потерпевших. Положительный результат при проверке возможен при повторном осмотре места происшествия, хотя возможность такого результата очень мала из-за изменения обстановки с течением времени.
Новые доказательства могут быть получены при проведении экспертизы вещественных доказательств с использованием новых научно-технических методов. Вещественные доказательства хранятся при уголовном деле, а в случае их громоздкости или иных причин передаются на хранение, о чем составляется протокол. Если доказательства не требуют особых условий хранения, то они хранятся в специальных помещениях при следственных органах. Если вещественные доказательства представлены документами, то они могут храниться в папке с уголовным делом в конвертах. При проверке нераскрытого уголовного дела может потребоваться повторный осмотр доказательства, при этом оно изымается из места хранения под расписку следователя.

 

 

8. Предупреждение и раскрытие преступлений против личности (виды).

 

Конституция Российской Федерации в главе второй «Права и свободы человека и гражданина» провозглашает права личности и в их числе право на жизнь, здоровье, достоинство и неприкосновенность, участие в общественной жизни, а также закрепляет покровительство семье и несовершеннолетним со стороны государства.
Преступления против личности – это группа предусмотренных в статьях раздела VII Уголовного кодекса РФ общественно опасных деяний, направленных против основных личных прав граждан.
Ряд этих преступлений относится к тяжким или особо тяжким. Преступлениями против личности любой тяжести потерпевшим может быть причинен физический, моральный и материальный ущерб.


При совершении этих преступлений родовым объектом посягательства является личность. Исходя из непосредственного объекта, преступления против личности, как представляется, можно сгруппировать следующим образом:
1) преступления против жизни и здоровья (ст. 105-125 УК РФ);
2) преступления против свободы, чести и достоинства (ст. 126-130);
3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы (ст. 131-135);
4) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. (136-145, 145', 146-149);
5) преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157 УК РФ).

 

 

9. Предупреждение и раскрытие преступлений против собственности.

 

Целью такого предупреждения является минимизация преступлений против собственности, в связи с чем органы внутренних дел решают следующие задачи:
Обеспечение охраны собственности.
Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте.
Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от их совершения.
Своевременное разобщение выявленных групп, совершающих преступления против собственности, в том числе организованных, с целью прекращения их преступной деятельности.
Оперативное с использованием всех имеющихся сил и средств реагирование на сообщения граждан, должностных лиц, на иную поступившую информацию о совершаемых или совершенных преступлениях против собственности для задержания преступников и раскрытия преступлений.
Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления против собственности, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.
Активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности.
Информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность.
Внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности.
Деятельность по предупреждению преступлений против собственности основывается на криминологической информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению; об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов.
Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется с использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия в предупреждении преступлений различных субъектов; подготовка и принятие совместных решений; совместное планирование и проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу; совместное осуществление контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.
Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел.
Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным милиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.
Участковые уполномоченные милиции, проводя ежемесячно анализ криминальной обстановки на обслуживаемых участках, периодически проверяют состояние технической укрепленности и пожарной безопасности на объектах хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, а также принимают необходимые меры к устранению выявленных недостатков.
Осуществляя виктимологическую профилактику, участковые уполномоченные милиции информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств на их собственность путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации, распространения памяток.

 

10. Организация и тактика розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. Местный, федеральный, межгосударственный и между

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...