Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль федерального собрания РФ за орд




В соответствии с ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Госдумы (применительно к осуществлению контроля за осуществлением ОРД) являются:

1) парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований вышеназванного Закона в порядке, установленном их регламентами большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания РФ, от имени которой был направлен парламентский запрос;

2) запрос члена Совета Федерации, депутата Госдумы (депутатский запрос) - оформленный надлежащим образом документ по вопросам, входящим в компетенцию осуществляющих ОРД органов и их должностных лиц.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Госдумы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок.

Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 рассматриваемого Закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа;

3) обращение члена Совета Федерации, депутата Госдумы - документ члена Совета Федерации, депутата Госдумы, направленный в осуществляющие ОРД органы с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.

Вышеназванным Законом установлено в отношении деятельности членов Совета Федерации и депутатов Госдумы следующее: их вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальнуюдеятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

40. Понятие, сущность и правовая основа ОРД.

ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРД - своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) - допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - обыск и выемка, отождествление личности - опознание, исследование предметов и документов - экспертиза и т. д.

Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

Отличительной особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

По своей сути ОРД направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц (ст. 2 ФЗ об ОРД). В практическом отношении большинство экономических, коррупционных преступлений, фактов наркопреступности выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления ОРД, по существу, невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы: международные акты и национальное законодательство (законы, акты Президента, Правительства, ведомственные акты).

К международным актам относятся:

1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась: Всеобщая декларация прав человека 1948 г; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ: а) на уровне правительств соответствующих государств; б) на уровне компетентных органов соответствующих государств;

3) акты рекомендательного характера (Модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" 1997 г. (принят на заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ)).

Национальное законодательство составляют:

а) Конституция РФ (неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

б) Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" - правовой акт, регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью;

в) иные федеральные законы, а также Кодексы: • УК; • УПК; • Законы РФ "О безопасности", "О государственной тайне", "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "О прокуратуре Российской Федерации"; • Федеральные законы, устанавливающие основы деятельности органов, осуществляющих ОРД ("О милиции", "О Федеральной службе безопасности", "О государственной охране", "О внешней разведке", "О Государственной границе Российской Федерации", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и др.);

41. Принципы, общие и специальные задачи оперативно-розыскной деятельности.

ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Законность. Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: "разрешено только то, что разрешено" (но не "разрешено то, что не запрещено").

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то что данный принцип определен Законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности - при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.

Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД - один из факторов, позволяющих добиться успеха.

В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Сочетание гласных и негласных методов и средств. Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности - возможность ее осуществления негласно (т. е. в тайне от третьих лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.

Общие задачи органов, осуществляющих ОРД, вытекают из содержания ст. 2 Закона об ОРД. Они взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание.

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из общих задач ОРД3, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния. Данная задача заключается в недопущении совершения максимально большого числа возможных, замышляемых и подготавливаемых преступлений.

Главными направлениями деятельности по предупреждению преступлений являются:

– активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

– организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений;

– организация и непосредственно проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение покушений на преступление.

Предупреждение преступлений заключается в деятельности по установлению лиц, замышляющих конкретное преступление, и принятию необходимых мер, исключающих реализацию их намерений.

Пресечение преступлений – это деятельность по выявлению лиц и формирующихся преступных групп, готовящихся к совершению преступлений, и принятие конкретных мер в целях прекращения их преступных действий.


Профилактика преступлений – это деятельность по выявлению и устранению причин, порождающих преступность, и условий, способствующих их совершению (общая профилактика), а также лиц, склонных к совершению преступлений, и воздействие на них в целях недопущения совершения преступлений (индивидуальная профилактика).

Частные задачи конкретизируются для каждого органа, осуществляющего ОРД, с учетом специфики его деятельности.

В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих ОРД в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями специальная литература относит следующие: выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений, возмещение материального ущерба, выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений, и внесение предложений для принятия мер по их устранению.

С учетом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи борьбы с экономическими преступлениями конкретизированы в приказе МВД России от 6 ноября 1997 г. № 730 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики».

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание согласно ст. 84 УИК РФ9, являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

 

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативно-розыскными подразделениями решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности:

– установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия);

– получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях (например, путем осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов);

– обнаружение мест сокрытия похищенного имущества;

– обеспечение сохранности материальных объектов, могущих выступать в качестве доказательств, путем их перемещения, фотографирования, копирования;

– создание условий для следообразования путем пометки объектов с помощью специальных химических веществ;

– принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, других средств их совершения и т.д.

Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам ОРД, а лишь конкретизируют их.

Частные задачи решаются посредством розыскных действий. Их содержание изложено в различных служебных документах, предназначенных для использования только специально уполномоченными на это лицами, и является предметом служебной и государственной тайны.

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

а) потребность принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц.

42. Организационные формы и методы оперативно-розыскной деятельности.

Под формой понимается внешнее выражение содержания данной деятельности. ОРД осуществляется в двух взаимодополняющих формах – гласно и негласно.

Должностные лица, государственных органов, осуществляющих ОРД, могу официально (гласно) представлять интересы конкретного органа и выступать от его имени. Наряду с этим оперативник или лицо, содействующее проведению ОРД, могу осуществлять свои правомочия, предоставляемые Законом об ОРД, в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов, напряду с гласными, является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрыто, с различными ухищрениями.

 

Методы оперативно-розыскной деятельности. Метод - это путь, способ, прием или система приемов, применяемых в какой-либо деятельности для достижения цели.

Каждому виду человеческой деятельности присущи определенные методы, наиболее характерные для него. Говоря другими словами, характер деятельности определяет выбор методов ее осуществления. Существование различных методов предполагает их отличие один от другого по вполне конкретным чертам, признакам. В то же время существуют методы, которые находят применение в различных сферах человеческой деятельности. Это, прежде всего, методы познания окружающего мира (наблюдение, осмотр, опрос, эксперимент, моделирование, синтез, анализ, индукция, дедукция и т.д.). Также это могут быть методы преобразования, воздействия.

Оперативно-розыскная деятельность направлена на выполнение правоохранительной и специальной функций. Соответственно, методами оперативно-розыскной деятельности будут являться пути, способы, приемы или системы приемов выполнения правоохранительной и специальной функций и решения вытекающих из них оперативно-розыскных задач.

Эти методы можно классифицировать по различным признакам.

Методы познания можно разделить на общенаучные (наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.) и специальные, применимые только в оперативно-розыскной деятельности с задействованием специальных сил и средств (оперативное наблюдение, оперативный опрос, выведывание, оперативный эксперимент, оперативное моделирование, оперативная комбинация и другие).

Методы воздействия (преобразования) подразделяются на методы предупреждения и пресечения, методы содействия. Методы воздействия, в зависимости от способа воздействия на объект, включают в себя так называемые ненасильственные и насильственные методы.

Другим существенным признаком, по которому можно подразделять методы оперативно-розыскной деятельности, является конфиденциальность способов решения оперативно-розыскных задач. В этом случае методы делятся на гласные и негласные.

К гласным относятся методы решения оперативно-розыскных задач, при которых оперативные работники не скрывают своей принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, и действуют от их имени. Кроме того, к гласным методам можно отнести сбор, изучение, обработку и анализ официальных и неофициальных печатных изданий, средств массовой информации, необходимых для решения оперативно-розыскных задач.

В качестве гласных методов можно назвать такие методы познания, как наблюдение, опрос, выведывание, эксперимент, моделирование, а также методы воздействия: продвижение специально подобранной и подготовленной информации, дезинформирование, специальные мероприятия и операции (задержания, аресты и др.).

Негласные (скрытные, конфиденциальные) методы оперативно-розыскной деятельности делятся на агентурные и безагентурные.

Негласные агентурные методы - это методы познания и воздействия с использованием конфиденциальных помощников.

Негласные безагентурные методы - это методы решения оперативно-розыскных задач непосредственно сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, в том числе с помощью оперативно-технических средств.

 

43. Субъекты оперативно-розыскной деятельности.

Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ, либо участие в них.

Перечень субъектов ОРД, их полномочия и компетенция, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, постоянно меняются в зависимости от потребностей общества. Их знание имеет важное значение, как для эффективной борьбы с преступностью в целом, так и для налаживания взаимодействия между различными органами, осуществляющими ОРД, в частности.

Отличие оперативно-розыскных органов от:

· правоохранительных органов: с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (например, ГРУ ГШ ВС РФ), а с другой - не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности, органы прокуратуры, суд);

· органов дознания: во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК оперативно-розыскные органы одновременно являются органами дознания (кроме ФОГО и СВР); во-вторых, некоторые органы дознания, в соответствии с ФЗ об ОРД не являются оперативно-розыскными органами (судебные приставы, командиры воинских частей, органы государственного пожарного надзора);

· российских контрразведывательных и разведывательных органов: согласно ФЗ об ОРД не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно выступают только три: ФСБ, СВР России и ГРУ ГШ ВС РФ.

Согласно действующему в России законодательству полностью проводить ОРМ полномочны только оперативные подразделения органов, перечисленные в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны, проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, т.е., как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. К ним относятся оперативные подразделения:

·. Органов внутренних дел.

·. Органов федеральной службы безопасности (в том числе органы пограничной службы ФСБ).

·. Федеральных органов государственной охраны.

·. Таможенных органов РФ.

·. Службы внешней разведки РФ.

·. Федеральная служба исполнения наказаний РФ.

·. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

 

44. Оперативно-технические средства, их классификация.

В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов, а также специальные технические и иные средства.

На сегодняшний день Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770.

Специальная техника может быть общего и оперативно-розыскного назначения.

Специальная техника общего назначения применяется правоохранительными органами в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, административной деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний.

В качестве технических средств общего назначения можно рассматривать, например, средства связи, сигнализации, поисковые приборы и средства наблюдения, аппаратуру фото- и видеосъемки, звукозаписи и иные технические средства, как правило, бытовые (универсальные).

По своему конструктивному исполнению технические средства общего назначения изначально не приспособлены и не предназначены для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Их использование носит открытый, гласный характер.

Специальная техника оперативно-розыскного назначения представляет собой совокупность технических средств и научно обоснованных специальных приемов их правомерного применения оперативными аппаратами в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Эта техника применяется в сфере оперативно-розыскной деятельности оперативными работниками или другими лицами по их указанию, как правило, негласно, в целях решения задач, возложенных на оперативно-розыскную деятельность и определенных законом.

В качестве технических средств в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности используются те, которые специально созданы (приспособлены, запрограммированы) для негласного получения информации. К их числу нужно отнести следующие специальные технические средства, предназначенные:

- для негласного получения и регистрации акустической информации;

- негласного визуального наблюдения и документирования;

- негласного прослушивания телефонных переговоров;

- негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;

- негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;

- негласного исследования предметов и документов;

- негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;

- негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;

- негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;

- негласной идентификации личности.

Таким образом, специальная техника – это мощнейшее средство, позволяющее выявлять и документировать всевозможные факты противоправной деятельности и причастных к ней лиц, определенным образом фиксировать различные предметы, документы и следы, которые могут быть использованы в административной, уголовно-исполнительной, оперативно-розыскной и процессуальной деятельности правоохранительных органов.

45. Понятие и классификация учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Научные основы учетов.

Под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным Законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа.

Таким образом, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (получаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Федерального Закона об ОРД). Включением данного указания в Федеральный Закон об ОРД обращено внимание правоприманителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.

Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два:

1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц;
2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренные Федеральным Законом об ОРД ОРМ.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального Закона об ОРД перечень дел оперативного учета (виды дел) определяются в нормативных правовых актах органов, осуществляющих ОРД. Несмотря на закрытый в основном характер дела оперативного учета, известны общие открытые требования, которые предъявляют к их классификации. Так, перечень дела оперативного учета формируют в зависимости от определений стадий оперативно-розыскного процесса.

В данной связи различают:

  • дело оперативной проверки (предварительной);
  • дело оперативной разработки;
  • дело оперативного контроля (оперативного надзора);
  • дело оперативного розыска (практике известны и иные критерии, которыми руководствуются при систематизации дела оперативного учета.).

Заведение дела оперативного учета – это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов).

Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого-либо ОРМ. Тем не менее, оперативно-розыскная практика свидетельствует, что отдельные ОРМ, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащий основания для заведения дела оперативного учета.

Заведение дела оперативного учета определенного вида (оперативной проверки, оперативного розыска и др.) имеет и иное значение – оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно-розыскного процесса (путем заведения оперативной проверки) и, во-вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного процесса – в другую (например, преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).

По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, дело оперативного учета может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных п. 1 – 6 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД.

Ими являются:

  • наличие возбужденного уголовного дела;
  • ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о:

1) признаках подготавливаемого. Совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достоверных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) события или действия, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
3) лица, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;

  • поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст.7 Федерального Закона об ОРД;
  • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
  • запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

По объему заложенной в учеты информации различают централизованные (федеральные) и местные (региональные). Централизованные учеты содержат информацию в масштабе всей страны, местные – в масштабе республики, края, области, округа.

По групповой принадлежности выделяют: 1) учеты людей и трупов, 2) учеты наиболее опасных преступлений, 3) учеты вещей и транспортных средств, похищенных при совершении преступлений, 4) учеты следов преступлений и иных вещественных доказательств.

По месту ведения учетов их подразделяют на ведущиеся в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД и на те, которые проводятся в экспертно-криминалистических подразделениях. В информационных центрах занимаются общесправочными учетами: преступников, неопознанных трупов, без вести пропавших, похищенных вещей и др. При их ведении не требуются специальные приборы и экспертная подготовка. В экспертно-криминалистических подразделениях ведутся в основном учеты различных следов и других вещественных доказательств, приобщаемых к уголовным делам. Для их реализации необходимы специальная экспертная аппаратура и познания специалиста-криминалиста.

По форме ведения учеты подразделяют на учеты, ведущиеся в форме: а) картотек (пофамильный, дактилоскопический, похищенных вещей и др.), б) коллекций (следов рук, обуви, орудия взлома, поддельных денег и документов и др.), в) альбомов (фотоснимков лиц, представляющих оперативный интерес, фотороботов и изороботов разыскиваемых преступников).

Большинство учетов ведется на компьютерной основе, но некоторые еще требуют ручной обработки (пофамильный, дактилоскопический).

46. Объекты учета. Виды учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскные, криминалистические, профилактические, административные, централизованные, местные, автоматизированные, ручного обращения).

Объекты:

• неизвестные преступники, скрывающихся от суда, следствия и наказания;

• обвиняемые, которые были арестованы;

• лица, задержанные за бродяжничество и попрошайничества;

• лица, совершившие преступление, но освобождены от уголовной ответственности и наказания по основаниям, предусмотренным законом;

• осужденные лица;

• лица, которые пропали без вести;

• больные, находящиеся в лечебных учреждениях, домах престарелых, детских домах и в силу своего состояния не могут сообщить персонографични данные;

• неопознанные трупы лиц, погибших в результате преступлений, несчастных случаев;

• украдена, потеряна, изъято и добровольно сданное оружие;

• пули, гильзы, патроны со следами оружия, обнаруженные на месте происшествия, нераскрытого преступления;

• вещи, похищенные и утерянные, а также изъятые у задержанных;

• номерные вещи и изделия, связанные с преступлениями;

• автотранспортные средства, принадлежность которых не установлена;

 

Виды:

оперативно-розыскные

· учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей;

· учет похищенного,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...