Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания для проведения ОРМ перечислены в Законе об ОРД




1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о:

• признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

• событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

• лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

• лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;

6) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

49. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Общие условия проведения ОРМ установлены в Законе об ОРД.

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных особытиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.

В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео – и аудиозапись, кино – и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Законом об ОРД физическими и юридическими лицами.

50. Методы ОРД. Соотношение метода оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскного мероприятия. Организация и тактика применения методов ОРД в процессе решения оперативно-розыскных задач.

методами оперативно-розыскной деятельности будут являться пути, способы, приемы или системы приемов осуществления правоохранительной и специальной функций и решения вытекающих из них оперативно-розыскных задач. Эти методы можно классифицировать по различным признакам. Как было показано выше, в соответствии со своими функциями оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, основным содержанием которого является познание и воздействие (преобразование). Познавательная деятельность находит свое выражение в информационно-аналитической работе (включающей и добывание информации), в изучении объектов заинтересованности и конфиденциальных помощников. Воздействие воплощается в мероприятиях по предупреждению и пресечению противоправной деятельности (правоохранительная функция), а также в так называемых мероприятиях содействия и акциях влияния (специальная функция). Соответственно, методы оперативно- розыскной деятельности прежде всего следует классифицировать как методы познания и воздействия (преобразования) – рисунок 6. Методы познания можно разделить на общенаучные (наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.) и специальные, применимые только в оперативно-розыскной деятельности с задействованием специальных сил и средств (оперативное наблюдение, оперативный опрос, выведывание, оперативный эксперимент, оперативное моделирование, оперативная комбинация и др.). Методы познания также делятся на методы информационно-аналитической работы (методы добывания оперативно-розыскной информации; методы анализа и обработки информации; методы прогнозирования) и методы получения первичной информации в отношении объектов заинтересованности и конфиденциальных помощников, методы их изучения. Методы воздействия (преобразования) подразделяются на методы предупреждения и пресечения, методы содействия. Методы воздействия включают в себя так называемые ненасильственные (дезинформирование, продвижение специально подобранной информации, оперативная комбинация) и насильственные методы (акции влияния, специальные мероприятия и операции). Рисунок 6. Другим существенным признаком, по которому можно подразделять методы оперативно-розыскной деятельности, является конфиденциальность способов решения оперативно-розыскных задач. В этом случае методы делятся на гласные и негласные. К гласным относятся методы решения оперативно-розыскных задач, при которых оперативные работники не скрывают своей принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, и действуют от их имени. Кроме того, к гласным методам можно отнести сбор, изучение, Методы оперативно-розыскной деятельности Методы познания Методы воздействия (преобразования) Методы информационно- аналитической работы Методы добывания информации; методы анализа и обработки информации; методы прогнозирования Методы получения первичной информации, изучения объектов заинтересованности, конфедициальных помощников Ненасильственные МС Насильственные Методы предупреждения и пресечения Методы содействия обработку и анализ официальных и неофициальных печатных изданий, средств массовой информации, необходимых для решения оперативно-розыскных задач. Следует подчеркнуть, что применительно к разведывательному направлению ОРД говорить о гласных методах можно только условно, поскольку сама внешняя разведка относится к негласным видам деятельности. Поэтому в разведке под гласными методами получения информации и решения других задач подразумеваются методы, при которых разведчик использует возможности своего прикрытия, то есть должности, занимая которую в соответствии с положениями пункта "д" статьи 8 Закона об ОРД в каком-либо ведомстве, организации, предприятии Республики Казахстан, он может эффективно выполнять разведывательные функции. Рисунок 7. В качестве гласных методов можно назвать такие методы познания, как наблюдение, опрос, выведывание, эксперимент, моделирование, а также методы воздействия – продвижение специально подобранной информации, специальные мероприятия и операции (задержания, аресты и др.). Негласные (скрытные, конфиденциальные) методы оперативно-розыскной деятельности делятся на агентурные и безагентурные. Негласные агентурные методы - это методы познания и воздействия с использованием конфиденциальных помощников. Негласные безагентурные методы - это методы решения оперативно-розыскных задач непосредственно сотрудниками оперативно- розыскных подразделений, в том числе с помощью оперативно-технических средств. Методы оперативно-розыскной деятельности Гласные Негласные Методы познания Методы воздействия Агентурные Безагентурные Методы познания Методы воздей- ствия Методы позна-ния Методы воздей- ствия наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, изучение, обработка и анализ открытых публикаций продвижение специально подобранной информации, специальные мероприятия и операции (задержание, арест) К негласным методам ОРД относятся методы познания и воздействия, применяемые при осуществлении целого ряда общих и практически всех специальных (кроме цензуры корреспонденции осужденных) оперативно-розыскных мероприятий. На основании изложенного классификацию методов оперативно-розыскной деятельности на гласные и негласные можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 7. Следующая классификация методов ОРД основывается на их подразделении по функциям и видам оперативно-розыскной деятельности. В этом случае методы прежде всего делятся на методы правоохранительной функции ОРД и методы специальной функции ОРД. Методы правоохранительной функции ОРД в свою очередь делятся на: - методы выявления противоправной деятельности; - методы предупреждения противоправной деятельности; - методы пресечения противоправной деятельности; - методы раскрытия преступлений; - методы оперативного розыска. Методы специальной функции ОРД можно подразделить на: - методы добывания разведывательной информации и содействия государственным органам в осуществлении внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, укреплении экономического потенциала и обороноспособности страны; - методы содействия руководству государства в укреплении политической стабильности, экономического потенциала и обороноспособности страны в результате предотвращения разведывательной и иной противоправной деятельности извне против РК; - методы обеспечения безопасности общества и государства от подрывной деятельности против основ государственного строя, общественного благополучия, стабильности и согласия; - методы обеспечения безопасности Президента и других охраняемых лиц; - методы обеспечения охраны госграницы; - методы обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну; - методы обеспечения собственной безопасности. Классификация методов по функциям и видам ОРД схематично представлена на рисунке 8. Методы оперативно-розыскной деятельности Методы осуществления правоохранительной функции ОРД Методы осуществления специальной функции ОРД Методы выявления противоправной деятельности. Методы предупреждения противоправной деятельности. Методы пресечения противоправной деятельности. Методы раскрытия преступлений. Методы оперативного розыска. Методы добывания разведывательной информации и содействия госорганам в осуществлении внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, укреплении экономического потенциала и обороноспособности страны. Методы содействия руководству государства в укреплении политической стабильности, экономического потенциала и обороноспособности Рисунок 8. Четвертым, наиболее общим, вариантом классификации методов оперативно-розыскной деятельности является вариант, основанный на подразделении методов в зависимости от основных и вспомогательных оперативно-розыскных задач. Основные оперативно-розыскные задачи: - добывание сведений об угрозах безопасности общества и государства; оказание целенаправленного воздействия на объекты, несущие в себе такие угрозы или представляющие интерес в плане укрепления экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан; - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; - выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций; - обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц; - обеспечение охраны государственной границы; - обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны; - поддержание режима, установленного уголовно-исправительным законодательством, в местах лишения свободы; - обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вспомогательные оперативно-розыскные задачи: - создание агентурных и оперативно-технических позиций в объектах проникновения; - приобретение конфиденциальных помощников. Как основные, так и вспомогательные оперативно-розыскные задачи решаются в результате применения методов познания и воздействия (преобразования). Методы познания в свою очередь делятся на общенаучные (наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.) и специальные, применимые только в оперативно-розыскной деятельности (оперативное наблюдение, оперативный опрос, выведывание, оперативный эксперимент, оперативное моделирование, оперативная комбинация и др.). В зависимости от форм и средств познавательной деятельности методы познания также можно подразделить на гласные и негласные, а Методы оперативного розыска. экономического потенциала и обороноспособности страны в результате предотвращения разведывательной и иной противоправной деятельности извне против РК. Методы обеспечения безопасности общества и государства от подрывной деятельности против основ государственного строя, общественного благополучия, стабильности и согласия. Методы обеспечения безопасности Президента и других охраняемых лиц. Методы обеспечения охраны госграницы. Методы обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Методы обеспечения собственной безопасности. негласные - на агентурные и оперативно-технические. Методы воздействия (преобразования) подразделяются на методы предупреждения и пресечения, методы содействия. Кроме того, они могут быть классифицированы на ненасильственные и насильственные. Методы ненасильственного воздействия (преобразования) включают в себя: продвижение специально подобранной информации и дезинформирование. В некоторых источниках говорится также и о таких методах воздействия, как компрометация, разоблачение, оказание позитивного воздействия, однако они по своей сути представляют частные случаи доведения специально подобранной информации и дезинформирования. Методы насильственного воздействия включают в себя: - акции влияния, которые осуществляются через агентов влияния; - специальные мероприятия и операции, суть которых заключается в оказании физического воздействия на объекты оперативного интереса (например, задержание, захват с поличным, операция по освобождению заложников и т.п.). Основные задачи оперативно-розыскной деятельности решаются в результате создания агентурных и оперативно - технических позиций в объектах оперативной заинтересованности, приобретения конфиденциальных помощников. С этой целью используются такие методы как проникновение, оперативная комбинация, методы познания личности и воздействия на нее. В рамках проникновения, в свою очередь, применяются методы внедрения конфиденциальных помощников в объекты и приобретения конфиденциальных помощников в объектах, внедрения специальных технических средств и осуществления других оперативно - технических мероприятий. Проникновение представляет собой один из основных методов оперативно-розыскной деятельности, заключающийся в негласном создании агентурных и оперативно-технических позиций в объектах оперативного интереса с целью решения оперативно-розыскных задач. Оперативная комбинация – это комплекс объединенных общим замыслом оперативных мероприятий, предусматривающих использование разнообразных сил и средств. Следует сказать, что в теории контрразведки это определение дополняется требованием обязательного скрытного направляющего воздействия комплекса мероприятий на разрабатываемых лиц и их связи с целью добиться от них совершения действий, необходимых для успешного решения оперативных задач. То есть, если такое воздействие отсутствует, то комплекс оперативных мероприятий не будет считаться комбинацией. Таким образом, оперативная комбинация в теории контрразведки ограничивается лишь частным случаем скрытного направляющего воздействия на объект. С учетом того, что комбинация - это совокупность приемов для осуществления сложного замысла1 представляется, что более широкое понимание этого метода является оправданным, не суживающим сферу его применения до воздействия. Как комплексный метод комбинация применяется и для воздействия, и для познания. Методы познания личности и воздействия на нее включают в себя методы получения первичных данных в отношении кандидатов на привлечение к сотрудничеству, изучения и проверки этих кандидатов, привлечения к негласному сотрудничеству, работы с конфиденциальными помощниками. Сюда же можно отнести и методы изучения лиц, представляющих оперативный интерес, так называемых объектов оперативного интереса.

51. Основания и условия получения судебного решения на проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего вышеуказанные конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в Законе об ОРД, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

52. Оперативно-розыскное мероприятие «Опрос». Понятие, виды и формы.

 

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на проведении специальной беседы с лицами, которые могут располагать сведениями, необходимыми для решения задач ОРД. Иными словами, опрос – это сбор фактической информации имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД со слов опрашиваемого человека, который реально или возможно располагает ею.

Опросы могут проводиться в интересах установления фактов, необходимых для решения задач ОРД, с лицами обладающими информацией: очевидцами, потерпевшими и т.д.

Направленность на выявление и обнаружение скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью указывает на его поисковый характер опроса.

Объекты опроса – любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, неза-висимо от возраста, гражданства, социального положения, религиозных убеждений и других обстоятельств.

Основания и условия для проведения опроса – общие основания для проведения ОРМ. Одним из них является добровольное согласие лица на опрос (беседу), ясно выраженное опра-шивающему. Лица, отказавшиеся явиться для проведения беседы, не могут быть подвергнуты приводу. При согласии опрашиваемого опрос может проводиться в любом месте.

Субъектами данного ОРМ, осуществляющими его, являются: основным – должностное лицо органа, осуществляющего оперативную деятельность или, по его заданию, сотрудники спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб, например, участковые уполно-моченные милиции; дополнительным – агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД.

Различают два вида опроса – заранее подготовленный и неподготовленный, т.е. проводимый экспромтом, необходимость осуществления которого возникает в конкретной складывающейся оперативно-розыскной ситуации.

В интересах получения информации от лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач ОРД, но не желающих предоставлять ее сотрудникам ОРО возможно исполь-зование правил конспирации.

В соответствии со ст. 15 ФЗ об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность учреждений, организаций, подраз-делений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Формы проведения – гласная и негласная.

Гласная форма опроса может проводиться двумя способами: с официальным представлением оперативного сотрудника и с зашифровкой его действий, легендированием истинной цели опроса.

Легендирование – это способ создания субъектом или оперативно-розыскным органом, оперативником благоприятных условий для решения сыскных задач, заключающийся в создании легенды или зашифровке участников сыска, оперативного работника или агента.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать (гласно или с соблюдением мер конспирации) информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фото-съемку, а также другие технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей.

Использование технических средств должно быть оформлено рапортом сотрудника, применявшего эти средства.

Одним из технических средств признается использование полиграфа – многоканального медико-биологического прибора, регистрирующего эмоциональное состояние опрашиваемого, возможность его использования при опросе в оперативно-розыскной деятельности предусмотрена ведомственными нормативными правовыми актами и проводится по специальным методикам.

Опрос с использованием полиграфа могут проводить сотрудники оперативных аппаратов, прошедшие специальную подготовку и имеющие допуск к работе с указанными устройствами, – операторы.

Результаты такого опроса оформляются заключением оператора, которое может передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Однако информация, полученная в ходе опроса с помощью полиграфа, не может использоваться в качестве доказательств и имеет только ориентирующее значение.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением, явкой с повинной, при согласии опрашиваемого, или рапортом (справкой) сотрудника ОРО.

По просьбе опрашиваемого сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. В этом случае рапорт (справка) хранится и используется по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела не приобщается.

Опрос как ОРМ отличается от опроса, проводимого частными сыщиками, во-первых, субъектами, а во– вторых, целями. Целью опроса как ОРМ является защита от преступных посягательств. Целью опроса в деятельности частных детективов является получение прибыли.

 

53. Оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок». Понятие, формы, субъекты и объекты.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на непосредственном ознакомлении с соответствующим документом или иным материальным носителем, представляющим оперативный интерес, на получении фактической информации, имеющей значение для решения задач ОРД, путем направления запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, которое располагает или может располагать такой информацией, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.

Наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, как правило, это длящееся ОРМ.

Объектом наведения справок являются все общественные отношения, защищаемые ФЗ об ОРД. Предметом наведения справок являются оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и общероссийские информационно-поисковые системы) и архивы, а также иные документальные источники, включая редкие коллекции, и т.п.

Объективная сторона – это простая форма оперативно-розыскного деяния, т.е. это оперативно-розыскное действие.

Объектом изучения являются различные документы, получаемые оперативно-розыскным органом из организаций и учреждений путем запросов, содержащие сведения о лицах и других объектах, а также характеризующие их.

Предметом наведения справок могут быть сведения о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, родственных и других связях, близких и знакомых проверяемого лица, факты совершенных им в прошлом правонарушений – все, что может свидетельствовать о противоправной деятельности объекта оперативной заинтересованности.

Сведения, характеризующие объекты оперативной заинтересованности ОРД, могут быть получены в процессе изучения различных документов и деловых бумаг, подтверждающих какие-либо факты или события.

Виды документов (кадровые, бухгалтерские, регистрационные), необходимых для наведения справок, и места их получения определяются должностным лицом оперативного аппарата.

Субъект наведения справок: основной – это оперативник или по его заданию (поручению) сотрудники специальных подразделений правоохранительных органов и специальных служб (установщики и др.), а также сам оперативно-розыскной орган; дополнительный – агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 15 ФЗ об ОРД могут зашифровываться.

Основания и условия для проведения – общие основания для проведения ОРМ.

Наведение справок может осуществляться двумя основными способами: путем непосредственного обращения оперативника в соответствующую организацию и ознакомления с интересующими его документами или предметами (без запроса); путем направления письменного запроса.

Формы проведения ОРМ наведение справок: гласная и негласная. При необходимости оперативный работник имеет право использовать документы прикрытия, чтобы получить доступ к интересующим его документам

В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 марта 1999 г. № 36-609/166-99 наведение справок включает в себя также получение сведений о входящих и исходящих вызовах, номерах абонентов, продолжительности их переговоров. Получение такой информации в соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственных органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также информацию о пользователях услугами связи и оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для решения задач ОРД.

При наведении справок необходимо учитывать, что законодательство ограничивает доступ к информации, относящейся к частной жизни граждан, к сведениям, составляющим профессиональную тайну, например:

– коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);

– банковскую тайну и тайну денежных вкладов (ст. 26 Закона Российской Федерации
«О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г.);

– нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации
«О нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462-1);

– врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации
«Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в редакции Федерального закона от 2 марта 1998 г.); ст. 9 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185);

– журналистскую тайну (ст. 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в редакции Федерального закона от 2 марта 1998 г.)).

Предоставление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Результаты данного ОРМ оформляются рапортом или справкой должностного лица, которые при возбуждении уголовного дела, в случае необходимости, передаются лицу, проводящему расследование.

В ходе осуществления оперативно-технических мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, созданные на основании ведомственных нормативных актов.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач ОРД могут создавать и использовать информационные системы.

54. ОРМ «Проверочная закупка». Понятия, субъекты и объекты.

Проверочная закупка - это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Мероприятие имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли - продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного работника.

Одна из особенностей этого мероприятия состоит в зашифрованности его проведения. Иными словами, факт купли-продажи происходит под видом обычной процедуры с последующим объяснением продавцу о фактической цели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлением акта о происшедшем. Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка.

Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать с помощью технических средств: фотоаппарата, магнитофона, видеокамеры. Создаваемые при этом новые источники фиксации информации (фотографии, записи на магнитных носителях), нередко способствуют эффективному доказыванию противоправной деятельности виновного или, наоборот, убеждают в ошибочности имевшего место мнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности.

Все документы о факте производства проверочной закупки, как правило, передаются в органы предварительного следствия или суда, за исключением случаев, когда может подвергнуться огласке информация о лицах, осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативным сотрудником.

55. ОРМ «Наблюдение». Понятия, субъекты и объекты.

Наблюдение в оперативно-розыскной деятельности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в систематическом, негласном, направленном, непосредственном или опосредованном получении информации с помощью оперативно-технических средств, восприятии лиц, деяний и явлений, фактов и событий, имеющих значение для решения конкретных задач ОРД, а также их фиксации и регистрации.

Целью наблюдения является получение информации о признаках преступной деятельности, возможных участниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Объективная сторона наблюдения – это простая форма оперативно-розыскного деяния, т.е это оперативно-розыскное действие, уровень которого при определенных условиях и конкретной оперативно-розыскной ситуации может повышаться до ОРМ.

Наблюдение может осуществляться оперативными работниками, агентами и иными лицами, оказывающими содействие, т.е. основным субъектом наблюдения является оперативный работник или по его заданию – сотрудники специальных оперативно-поисковых и оперативно-технических подраз

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...