Особенности оперативной разработки организованных преступных сообществ
– особый вид преступной деятельность (законодатель). Необходимо изучить: – совокупность участников; – наличие общих целей и групповых установок; – характер групповых норм поведения и личностное поведение членов ОПС; – мотивы участников вступления в ОПС; – распределение ролей между участниками ОПС; – механизм неформальной координации действий участников ОПС; – лидерство и макролидерство в ОПС; – методы управления в сообществе; – цели организованного сообщества, виды, размеры деятельности, технологические характеристики процесса преступной деятельности; – организационная структура и специфика деятельности; – технология преступных операций применительно к видам готовящихся и совершаемых операций; – механизм контроля и санкции в ОПС, степень участия; – личностные характеристики и характеристики межличностных отношений внутри групп и сообщества в целом; – профиль деятельности; – характеристика мест совершения преступлений; – характер взаимодействия с другими ОПС; – характеристика фактического лидерства. Задачи оперативных подразделений – недопущение или отграничение трансформации уголовно-преступных групп в ОПС различных видов; – исключение, снижение негативного воздействия ОПС на общественно- политическую, экономическую и социальную жизнь общества и государства; – недопущение или пресечение планируемых преступлений; – раскрытие преступлений (зарегистрированных, латентных), обеспечение по ним доказательственной базы; – осуществление в ходе проведения ОРМ сбора доказательств о роли каждого из участников; – организация и осуществление оперативного сопровождения у/д, которые
возбуждаются на участников ОПС; – пресечения давления на следственные, судебные органы и свидетелей; – обеспечение оперативного контроля за лидерами в МЛС; – проникновение в ОПС, обеспечение ориентировки, создание системы оперативного слежения за участниками ОПС с целью предупреждения совершения преступлений. Для оперативной разработки сообществ необходимо обеспечить нейтрализацию факторов, способствующих. Для поиска информации необходимо выделить комплекс взаимоотношений в этой системе, источник информации проверить. Источники вторичной информации: – отчеты о производственно-хозяйственной деятельности; – отчеты о конкурентных явлениях; – справочные издания о конъюнктуре рынка, о тенденциях развития; – данные о регистрации лицензий, патентов, исключительных прав; – информация о торгах, участниках, конкурентах; – материалы арбитражной практики, антимонопольного комитета, специализированных рекламных агентств; – сведения о маркетинговой связи, о перспективных отраслях экономики; – публикуемые в СМИ версии о направлении развития рыночной системы. Результаты ОРД – полученные данные при проведении ОРД о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях + о лицах + о событиях, угрожающих общественное безопасности + о лицах, пропавших без вести + о лицах, уклоняющихся от следствия и суда.
33. Понятие и основные виды оперативного документирования противоправных действий проверяемых и разрабатываемых.
34. Сущность и значение планирования мероприятий в ОРД. Требования, предъявляемые к планированию. Технология составления планов.
35. Виды планов в ОРД. Особенности составления планов отдельных ОРМ и решения частных оперативно-тактических задач.
При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Этот процесс включает: § получение исходной информации; § формулирование задач, подлежащих разрешению; § установление последовательности решения отдельных задач; § выбор тактических приемов, которые должны обеспечивать успешное решение поставленных задач; § определение комплекса необходимых технических средств; § решение вопроса об использовании оперативных сил, средств и данных, полученных негласным путем; § установление круга участников следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия и их функций; § уточнение времени и места производства намеченного действия; § составление плана производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия. Так, в плане допроса предусматриваются обстоятельства, подлежащие выяснению; формулируются вопросы, которые должны быть поставлены допрашиваемому по каждому из этих обстоятельств. Если на допросе предполагается использовать материалы дела, указывается, какие именно и на каком этапе, в каких целях. В плане должно быть обозначено время, а в необходимых случаях — и место допроса. Подозреваемые и обвиняемые допрашиваются в ходе следствия неоднократно, поэтому в планах определяется общая тактическая линия, направленная на получение правдивых показаний, последовательность и способ выяснения всех обстоятельств и эпизодов преступления. Важную роль играет план при проведении сложных следственных действий, требующих привлечения нескольких участников, использования технических средств. В число таких действий нередко попадает следственный эксперимент. Так, по одному из уголовных дел возникла необходимость экспериментальным путем установить объем продукции, выпускаемой за смену трикотажным цехом предприятия. Требовалась большая подготовительная работа: выяснить количество используемых станков, численность персонала, характер обрабатываемого сырья и выпускаемой продукции. В подготовке и проведении эксперимента участвовали специалисты разного профиля, а потому без подробного плана такое следственное действие качественно провести было невозможно.
При расследовании групповых многоэпизодных преступлений, по которым работает бригада следователей или следственно-оперативная группа, общий план формируется на основе частных планов, составляемых сотрудниками, действующими на определенных участках работы. Распределение обязанностей в таком специальном коллективе зависит от особенностей дела. Иногда это отдельные версии, подлежащие проверке, или эпизоды преступлений, либо иные направления деятельности. По каждому из них составляется свой план. Отдельно планируются оперативно-розыскные мероприятия, согласованные со следственными действиями, и все это сводится в общий план, выполнение которого контролирует руководитель следственно-оперативной группы (следственной бригады). Особенности планирования в зависимости от следственной ситуации. Следственная ситуация обусловливается совокупностью обстоятельств, сложившихся на определенный момент расследования и влияющих на программу действий. В каждом случае она индивидуальна, однако криминалистическая тактика, на основе изучения практики, выделяет и типичные следственные ситуации. Анализ таких ситуаций позволяет предложить следователю комплекс эффективных действий (программу) для решения задач расследования в сходных условиях. Такая программа не избавляет от необходимости составлять план расследования по делу, однако существенно облегчает этот процесс, ибо следователь уже располагает общей схемой предстоящих действий. Ему остается лишь конкретизировать схему. Криминалистической тактике известны три общие типичные ситуации первоначального этапа расследования. Первая складывается, когда уголовное дело возбуждено по факту какого-то происшествия. Это может быть авария или катастрофа на транспорте, повлекшая тяжкие последствия, взрыв, пожар, обрушение здания или иного сооружения либо другое чрезвычайное происшествие.
Специфика обстановки, в которой начинается расследование, состоит в том, что следствию известен лишь сам факт, но нет достаточных сведений о его причинах и степени вины конкретных лиц. Неполнота исходной информации обязывает следователя выдвигать и проверять как общие версии относительно причин происшествия, так и частные, касающиеся виновных лиц, объективной и субъективной сторон их действий или бездействия. Неотложные задачи, решаемые на первоначальном этапе расследования, таковы: 1. выяснение непосредственной (технической) причины происшествия; 2. выявление причинной связи происшествия с действиями конкретных лиц; 3. установление этих лиц и решение вопроса о наличии в их действиях признаков состава преступления. Для решения таких задач планируются: § осмотр места происшествия, отдельных участков местности, помещений, трупов и предметов; § допросы свидетелей (в первую очередь очевидцев), а также потерпевших; § при наличии последних — назначение судебно-медицинских экспертиз; § выемка документов, отражающих технические условия функционирования объекта, фактическое состояние машин и оборудования; § выемка образцов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, используемых химикатов и горюче-смазочных материалов; § назначение документальных ревизий, проверок технического состояния и технического режима на объекте; § назначение разного рода экспертиз. Вторая типичная ситуация характерна тем, что расследование приходится начинать в условиях, когда задерживаются лица при обстоятельствах, дающих основание подозревать их в совершении преступления. Это могут быть задержанные на территории, где хранятся материальные ценности, вооружение и боеприпасы; задержанные поблизости от государственной границы, от места взрыва, пожара или иного чрезвычайного происшествия. Иногда это лица, задержанные при проведении розыскных операций органов МВД «Перехват», «Вихрь-антитеррор» и т.д. В такой ситуации имеется заподозренное лицо (лица), известны какие-то его действия, дающие основание предполагать причастность к преступлению. Однако нет достаточных данных, характеризующих его личность, совершенные деяния и намерения. Обстановка осложняется тем, что оснований избрать меру пресечения бывает недостаточно, а потому первоначальные действия приходится проводить в пределах законных сроков задержания. Первоочередные задачи следователя: 1) установление личности задержанного; 2) выявление истинных причин появления на месте задержания, целей и характера совершенных действий.
Планируемые следственные действия: 1. личный обыск, а при необходимости и освидетельствование задержанного; 2. допрос задержанного; 3. следственный осмотр места задержания, маршрута движения и мест, где задержанный скрывался, а также обнаруженных и изъятых у него предметов (документов); 4. обыск по месту жительства задержанного; 5. допрос свидетелей, очевидцев и лиц, которые произвели задержание; 6. предъявление задержанного для опознания; 7. экспертиза (предварительное исследование) изъятых предметов и документов. Третья типичная ситуация — уголовное дело возбуждается на основе материалов доследственной проверки, проведенной, например, ведомственной контрольно-ревизионной службой, вневедомственным аудиторским учреждением, счетной палатой федерального или регионального органа власти, налоговой инспекцией и другими органами, имеющими на то право. Доследственная проверка возложена и на органы, которые перечисляет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В этой ситуации к началу расследования имеются более или менее полные данные о лицах, подозреваемых в преступлении, характере совершенных ими деяний и других обстоятельствах, подлежащих установлению. Объем и качество информации зависят от того, насколько полно и глубоко проведена доследственная проверка. Уголовные дела обычно возбуждаются против конкретных лиц, материалы на которых представляются следователю. Большое значение по делам этой разновидности имеет тесное взаимодействие следователя с лицами, производившими доследственную проверку, особенно с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений. Приступая к составлению плана, следователь опирается на данные, полученные в ходе доследственной проверки, и вначале намечает действия по отработке оперативных версий, которые в этом случае трансформируются в следственные. Его первоочередными задачами в данной ситуации будут: 1. процессуальное закрепление информации, полученной при проведении оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий; 2. выяснение процессуальными средствами обстоятельств, недостаточно полно исследованных в ходе доследственной проверки. Первоначальные следственные действия: 1. задержания и аресты лиц, причастных к преступлению; 2. их личные обыски, обыски по месту жительства; 3. обыски в служебных помещениях и выемки документов; 4. наложение ареста на имущество и банковские вклады; 5. допросы подозреваемых и свидетелей; 6. осмотры и исследования вещественных доказательств, в том числе документов, свидетельствующих о преступлении. Важно своевременно изъять документы, содержащие информацию о преступной деятельности подозреваемых, ибо промедление может привести к их сокрытию или уничтожению. Таковы общие программы действий на первоначальном этапе расследования в рассмотренных типичных следственных ситуациях. Дальнейшие действия следователя при подтверждении факта преступления будут направлены на полное и всестороннее исследование преступной деятельности обвиняемых, на выяснение причин и условий, способствовавших преступлению. Четкое выполнение планов расследования — залог эффективности всей работы по уголовному делу. 36. Оперативно-розыскные версии, особенности их построения и осуществление проверки по различным видам оперативно-розыскного производства. Криминалистическая версия — это основанное на фактических данных предположение о сущности или отдельных обстоятельствах события, имеющего признаки преступления, принятое к проверке следователем либо иным уполномоченным на то лицом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании или судебном разбирательстве по делу. С позиций логики версия — это разновидность гипотезы, представляющей собой форму мышления, с помощью которой осуществляется переход от вероятного знания к достоверному.1
Криминалистическую версию можно определить следующим образом — это логически построенное и основанное на фактических данных обоснованное предположительное умозаключение следователя (других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу) о сути исследуемого деяния, отдельных его обстоятельствах и деталях и их связи между собой, требующее соответствующей проверки и направленное на выяснение истины по делу.2 Она представляет собой специфическую разновидность гипотезы и характеризуется рядом определенных признаков и свойств, к числу которых относятся следующие: а) использование в такой области общественной жизни, как расследование преступлений; б) формируется и проверяется субъектами раскрытия и расследования преступлений методами, предусмотренными действующим уголовно-процессуальным законодательством; в) должна быть обоснованной (базироваться на известных фактах), реальной и конкретной.
Основаниями для выдвижения криминалистических версий являются доказательства, информация, полученная в результате оперативно розыскных мероприятий, а также интуиция. Особенное место в этом плане занимает криминалистическая характеристика определенного вида преступления, которая формируется в результате изучения репрезентативного массива уголовных дел и представляет собой совокупность сведений о способах подготовки, совершения и сокрытия преступления, о материальных следах, о характере и составе преступных групп и других обстоятельствах. По уголовному делу, как правило, выдвигается несколько версий. Если есть основания только для одного вывода о сути преступления (во многих случаях расследования очевидных преступлений), необходимость разработки общих версий практически отпадает. Однако поскольку в таких случаях не всегда все обстоятельства преступления достаточно очевидны (например, неясны мотивы преступления), обычно возникает необходимость выдвижения иных, более частных версий.
Опираясь на исходные данные, версия должна не просто объяснить их, но и раскрыть все виды связей между ними. Содержание версии всегда шире содержания исходных данных, так как включает и предположения о фактах, еще не установленных. Однако при этом содержание исходных данных должно полностью укладываться в содержание версии. Если версия не может объяснить все известные в момент ее выдвижения фактические данные, это означает, что: а) факт, выходящий за пределы содержания версии, не имеет отношения к данному событию, не связан с ним; б) версия в целом нереальна, не отражает объективно существующей между фактами связи и не может определять направленность расследования. Версия подлежит замене; в) версия нуждается в известной корректировке, уточнении, дополнении, но не требует замены. В основе версий должны лежать определенные фактические данные, которые можно подразделить на две группы: 1) полученные из различных источников данные, относящиеся к расследуемому преступлению. Они могут содержаться в судебных доказательствах, материалах оперативно-разыскной деятельности, служебных проверок, заявлениях граждан, сообщениях печати и других источниках. При построении версий на основе данных этой группы используются в основном такие логические приемы и формы мышления, как анализ и синтез, непосредственные и опосредствованные умозаключения; 2) сведения, являющиеся результатом научных обобщений, непосредственно не относящиеся к конкретному уголовному делу. Это данные естественных, технических и других наук и сведения, почерпнутые из жизненного и профессионального опыта следователя, обобщений следственной, судебной и экспертной практики. Требования, предъявляемые к версии: 1) реальная возможность, принципиальная проверяемость; 2) обоснованность установленными фактами; 3) относительная простота, имеющая четкую, однозначную формулу; 4) приложимость к более широкому кругу явлений, устанавливаемых в ходе расследования. Проверка криминалистических версий – деятельность, направленная на установление фактических обстоятельств, подтверждающих или опровергающих предположение, составляющее содержание версии. Проверка основана на логическом анализе и оценке имеющейся информации, она осуществляется путем производства следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Проверка версии включает: 1) выведение из версии всех возможных следствий, т. е. формирование суждений об обстоятельствах, еще не установленных, но возможных; 2) определение методов, средств и способов установления вытекающих из принятой версии предполагаемых следствий (определение элементов, составляющих содержание плана расследования по делу), принятие тактических решений; 3) практическую реализацию плана расследования путем производства следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий для получения данных, подтверждающих или опровергающих версию; 4) оценку всех собранных доказательств, обосновывающих вывод об истинности одной из проверяемых версий и ложности остальных. Версия проверяется с позиции соответствия ее реальной действительности до тех пор, пока она не получила полного подтверждения, либо не была опровергнута и не отпала. Она признается достоверной, если: 1)всевозможные предположения относительно проверяемого обстоятельства преступления были выдвинуты и никакой другой версии, касающейся того же обстоятельства, в процессе всего расследования на основе новых, дополнительных данных не возникло; 2) все выдвинутые версии о данном обстоятельстве были проверены, и все, за исключением одной, нашедшей объективное подтверждение, были опровергнуты и отпали; 3) все следствия, логически выводимые из подтвердившейся версии, были всесторонне исследованы и нашли подтверждение, т. е. обнаружены в реальной действительности; 4) подтвердившаяся версия находится в полном соответствии со всеми другими обстоятельствами дела. 37. Понятие дел оперативного учета и их классификация. Организация работы по делам оперативного учета и оперативной разработки. Дело оперативного учета является способом обобщения сведений, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Дело оперативного учета – это форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации, сыскных доказательств), проверки и оценки итогов ОРМ, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами ОРО. Заведение ДОУ является реализованным решением руководителя оперативно-розыскного подразделения начать производство того или иного ДОУ. Заведение дела оперативного учета свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса, о переходе рассмотрения оперативной информации из одной стадии процесса в другую. Так, заведение ДОУ означает начало оперативно-розыскного процесса и его первой стадии – оператив-ной проверки, а затем перехода в другую стадию процесса – дело оперативной разработки. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 10 ФЗ об ОРД). Перечень ДОУ формируют в зависимости от стадии уголовно-розыскного процесса. В связи с этим различают: – дело оперативной проверки (предварительной оперативной проверки); – дело оперативной разработки; – дело оперативного контроля (надзора); – дело оперативного розыска. В органах внутренних дел ведут ДОУ: – предварительной оперативной проверки; – оперативное; – оперативно-поисковое; – розыскное. Дела оперативного учета заводятся органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих решений, только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД). Основаниями для заведения ДОУ являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения: – о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; – о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности; – о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; – о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; 4) запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД; 5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством; 6) запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России. Цели заведения дела оперативного учета указаны в ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД: 1) собирание и систематизация сведений; 2) проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятельности; 3) принятие на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Дела оперативного учета заводятся органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих решений, при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 ФЗ об ОРД. (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД). Исходя из специфики деятельности и оперативно-розыскной подведомственности ОРО может самостоятельно устанавливать правила производства по ДОУ, однако имеются и общие требования. Решения, принимаемые по материалам ДОУ оформляются в виде постановлений: – постановления о заведении ДОУ; – продлении ДОУ; – прекращении ДОУ. Дело оперативного учета может быть заведено на основании постановления, принятого соответствующим должностным лицом, после его утверждения руководителем оперативно-розыскного органа. Работа по делам оперативного учета строится по специальному плану организационных и оперативно-розыскных мероприятий. Все оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки Производство по ДОУ осуществляется оперативниками под контролем руководителя оперативно-розыскного органа, который выражается в различных формах: – путем утверждения постановления и планов; – заслушивания исполнителей; – проверки содержания оперативно-служебных документов; – дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета. Прекращение дела оперативного учета – это решение соответствующего руководителя ОРО прекратить его производство в связи с возникновением одного из предусмотренных для этого ФЗ об ОРД оснований. Дело оперативного учета может быть прекращено в случае решения конкретных задач ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их решения. (ч. 4 ст. 10 ФЗ об ОРД). 1. ДОУ прекращается при решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности в случае: – предупреждения совершения конкретного преступления; – выявления, пресечения или раскрытия определенного преступления; – выявления и установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и прекращение его преступной деятельности; – установления места нахождения лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда или уклоняющегося от уголовного наказания; – розыска без вести пропавшего 2. ДОУ прекращается при установлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности решения задач оперативно-розыскной деятельности в случае получения достоверной информации: – о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ; – о декриминализации общественно опасного деяния, в связи с вероятным совершением которого было заведено ДОУ; – об акте амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ; – об истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности; – о постоянном или длительном нахождении лица, объекта оперативной заинтересованности, в состоянии или условиях, исключающих возможность совершения преступления, например, арест, тяжелая болезнь, психическое заболевание; – смерти проверяемого лица. Принятие решения о прекращении ДОУ по любому из предусмотренных нормативными актами оснований оформляется вынесением постановления, утвержденного руководителем. 38. Сущность и содержание ведомственного контроля за ОРД. Ведомственный контроль за оперативно - розыскной деятельностью организуют руководители органов внутренних дел и иные должностные лица на основании Закона об ОРД и ведомственных нормативных актов. Под руководителями органов внутренних дел, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, понимаются: - министр внутренних дел РФ и его заместители, руководящие направлениями деятельности оперативных служб; - в МВД РФ - начальники главных управлений, отделов ГУСБ, ГУУР, ГУЭП, ГУБОП, УБНОН, оперативных отделов ГУВДТ, Управления режимных объектов и их заместители; - в МВД республик, УВД краев и областей в составе Российской Федерации, ГУВД, УВДТ, ОВДТ, в подразделениях Управления режимных объектов - министры, начальники управлений (отделов), их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности; - в горрайлинорганах - начальники этих органов, их заместители и непосредственные руководители оперативных подразделений. Под "иными" должностными лицами подразумеваются имеющие соответствующие допуски работники аппарата министра, Главного организационно - инспекторского управления, Главного информационного центра и Контрольно - ревизионного управления МВД РФ, а также сотрудники подчиненных им служб в аппаратах МВД краев и областей. Руководители органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, осуществляют контроль за организацией этой деятельности в целях принятия исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимости нарушений установленного порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий, за правомерностью и надлежащим санкционированием использования технических средств. Они обеспечивают конспирацию в оперативно - розыскной деятельности, соблюдение режима секретности в делопроизводстве, защищенность системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также осуществляют контроль за порядком ведения дел оперативного учета, рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на ОРД. В целях контроля руководители изучают материалы, полученные в результате выполнения ОРМ, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения. Дают, как правило в письменном виде, указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; разрешения о заведении дел оперативного учета, контролируют сроки ведения и проверяют обоснованность их прекращения; составляют мотивированные постановления о проведении оперативно - розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД; участвуют в планировании ОРМ; заслушивают исполнителей; назначают проведение служебных проверок; рассматривают жалобы и заявления граждан. Ведомственный контроль организуется руководителями либо иными должностными лицами, наделенными контролирующими и инспектирующими функциями. Руководители могут осуществлять контроль за оперативно - розыскными мероприятиями и путем личного участия в них. В соответствии с ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона оперативно - розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, могут проводиться лишь по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, и на основании судебного решения. 3. Должностные лица органов внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 16 настоящего Закона при проведении оперативно - розыскных мероприятий подчиняются только непосредственному начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, они обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, - сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору. Таким образом, контролю подвержены не только исполнители - "рядовые" должностные лица, но и руководители, дающие приказы и указания. 4. При установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно - розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, а в случае нарушения законности - информировать прокурора, осуществляющего надзор за ОРД. Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно - розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Так, согласно ст. 40 Закона РСФСР "О милиции" за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции могут привлекаться к различным видам ответственности, а вред, причиненный сотрудником милиции гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Должностные лица органов внутренних дел могут нести дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую ответственность на основании и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
39. Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Вневедомственный контроль за осуществлением ОРД. Система наблюдения за исполнением закона органами, осуществляющими ОРД, включает в себя: а) судебный контроль; б) контроль (общий контроль) за ОРД, осуществляемый в пределах определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ; в) ведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов, осуществляющих ОРД, и уполномоченными ими должностными лицами; г) прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами. Судебный контроль осуществляется соответствующим судом (судьей) в пределах своих полномочий в ОРД. Президент РФ реализует свои полномочия как непосредственно, так и через Администрацию Президента РФ, которая в соответствии с Положением о ней содействует Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов, других решений Президента РФ. В структуре Администрации на правах самостоятельного подразделения существует Контрольное управление (далее - Управление) Президента РФ, основными задачами которого в соответствии с Положением о нем (Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ. Основные функции Управления: орган
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|