Соотношение ОРД со смежными видами деятельности.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Молодежи и спорта Украины Донецкий национальный Университет Экономико-правовой Факультет ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОНЕЦК 2012 СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1 Тема: «Сущность и содержание ОРД как практической правоохранительной категории». План. 1. Понятие ОРД, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления. 2. Цели и задачи ОРД. 3. Соотношение ОРД со смежными видами деятельности. 4. Понятие принципов ОРД, их система и значение. 5. Содержание принципов ОРД. 6. ОРД как наука и открытая учебная дисциплина.
1. Понятие ОРД, ее содержание, внутренние разновидности функции и формы осуществления.
Различают определение ОРД, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и выработанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное). В соответствии с законодательными нормами ОРД — это система гласных и Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД.
Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической государственной деятельности. В научной литературе единства о понятии современной ОРД не достигнуто. Основываясь на понимании ОРД как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) ее можно определить как комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии Законом «Об ОРД», как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных. В определении ОРД можно выделить две группы признаков: субъективные и объективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД; и др. В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД (в частности, ее публичный характер). Общими типичными признаками ОРД являются ее социальная обусловленность, государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковая направленность. Кроме того, рассматривая ОРД как частный случай социально полезной деятельности можно выделить такие ее основные черты, как предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Особо подчеркнем, что ОРД по своей природе — это политическая, исторически конкретная деятельность. Содержание ОРД есть система взаимосвязанных и взаимообусловленных обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений.
«Цепочку» этих элементов составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оперативно-розыскные меры и средства ОРД на основе оперативно-розыскного законодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения задач ОРД и тактики ОРД, воздействуя на объект оперативно-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объектов. Все содержательные элементы ОРД сгруппированы вокруг основного элемента — субъектов ОРД и подчинены единой цели ОРД — защите от преступных посягательств объектов (жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство). ОРД как многоаспектная деятельность. В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам украинского общества. Различные аспекты ОРД, структурно, выглядят следующим образом: •непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств, для защиты охраняемых объектов; •составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти; •организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников; •научная работа; •педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической деятельности ОРД. Таким образом, проявления ОРД многообразны. С учетом регулирования различных правовых отношений, современная ОРД является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых различают основные и дополнительные. Основным видом ОРД, является уголовно-сыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса.
Дополнительными видами современной ОРД являются: 1) удостоверительно-розыскная работа (неуголовно-правового характера). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц; установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту пли состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами. 2) административная оперативно-проверочная работа. Она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.); 3) поисково-информационная работа, неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Украины вне непосредственных преступных посягательств. Форма осуществления ОРД есть внешнее выражение содержания данной разновидности государственной правоохранительной деятельности. Различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД: 1) гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов 2) негласную, или конфиденциальную. Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характеризующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемый в основном секретно, негласно. Использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.
ОРД (в широком смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства для достижения поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей. Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции украинского права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.
Цели и задачи ОРД. Цель ОРД есть осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, агента и других лиц, участников ОРД. Целью ОРД является защита от преступных посягательств таких объектов, как: • человек (его жизнь и здоровье, права и свободы); • собственность; Цели ОРД достигаются посредством решения задач ОРД. Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. Интересы человека — основной объект защиты в ОРД. Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В свою очередь под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера, включая оперативно-розыскные) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию Украины. Таким образом, общество и государство — очередной важнейший объект защиты в ОРД. Кроме того, с помощью возможностей ОРД государство осуществляет защиту от преступных посягательств собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). В соответствии с Конституцией защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственность любого законного владельца — важнейший объект защиты в ОРД. Задачи ОРД есть требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Вместе с тем под задачами ОРД понимают определенный этап в достижении цели ОРД и одновременно способ такого достижения. Задачи ОРД нормативно определены в Законе и подзаконных актах. Известны различные их классификации: официальная (сделанная законодателем) и неофициальные, проводимые учеными и специалистами. Законодательно, основные задачи представлены тремя группами: 1) поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом; 2) разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью 3) получения информации в интересах безопасности граждан, В оперативно-розыскной теории группируют задачи с учетом различных критериев. Так, по степени реализации угроз преступных посягательств в отношении защищаемых объектов задачи ОРД классифицируют па две группы защиты: 1) непосредственно от преступных посягательств — выявление преступлений; раскрытие преступлений; пресечение преступлений; розыск лиц (к связи с совершением преступления); 2) опосредованно от преступных посягательств — предупреждение совершения преступлений; добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу безопасности страны (государственной, военной, экономической или экологической); розыск без вести пропавшего; оперативно-проверочная работа. По функциональной направленности эти же задачи ОРД классифицируют иначе, выделяя группы: • превентивного назначения — предупреждение совершения преступлений (общая и частная превенция); добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности Украины; оперативно-проверочная работа; • обнаружения — выявление преступлений и их раскрытие; • пресечения — изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ; прерывание предоставления услуг связи в необходимых случаях; • розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего. • По объему задачи ОРД классифицируют на три группы: 1) общие — всей ОРД; 2) особенные — решаемые по делу оперативного учета, в рамках оперативно-розыскной операции и т.п.; 3) частные или единичные — конкретного оперативно-розыскного действия или ОРМ. В соотношении с целями ОРД среди первых главенствующее положение занимает группа задач ОРД превентивного назначения. Только предупредив совершение общественно опасного деяния, можно полностью достигнуть цели ОРД — защиты соответствующего объекта от преступного посягательства. Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из них автономна, имеет свое содержание, обусловленное, прежде всего, способом решения, влечет определенные юридически значимые последствия. Соотношение ОРД со смежными видами деятельности. Для выяснения сущности и содержания ОРД как относительно самостоятельного явления общественной жизни проведем сравнительный анализ ее и смежных с ней явлений (процессов). Из достаточно широкого спектра таковых требуется сравнить ОРД прежде всего с профессиональной сыскной деятельностью (включая ее различные виды), уголовно-процессуальной и административно-процессуальной деятельностью. Место ОРД в сыскной деятельности. Прежде всего, отметим, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В широком смысле слова это означает, что каждый законно может индивидуально осуществлять сыск для удовлетворения своих потребностей. В узком смысле слова под сыском понимают исключительно профессиональную деятельность. Такая профессиональная сыскная деятельность есть вид юридически значимой деятельности, которая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (законность, использование конфиденциальных возможностей, конспирация и др.) уполномоченными на то законом субъектами, и функционирует для достижения определенных законодателем социально значимых целей, не противоречащих Конституции. Общим, объективно присущим для всех видов профессиональной сыскной деятельности и объединяющих их в единый деятельностный комплекс, является совершение типичных сыскных поведенческих актов (выведывание, опрос, наведение справок, наблюдение и др.). В зависимости от определенности искомого в профессиональной сыскной деятельности различают: • поиск — того, что индивидуально не определено; • розыск — того, что известно, индивидуально определено. С учетом относимости к государству различают профессиональный сыск: • государственный — ОРД, контрразведывательная и разведывательная деятельность, оперативно-боевая деятельность, розыск судебными приставами имущества должников (гражданско-правовой сыск), розыскная работа следователей в уголовном процессе, административный розыск и др.; • негосударственный — частная детективная деятельность, корпоративная разведка и контрразведка (бизнес-разведка), сыск, проводимый церковью и политическими партиями, и др.; • смешанный — журналистское расследование сотрудниками государственных и негосударственных редакций и т.п., сыск, проводимый службами почтовой безопасности (по правилам Всемирного почтового союза), и др. В зависимости от направленности профессиональной сыскной деятельности в ней выделяют сыск: • уголовно-правовой, который в свою очередь делится на сыск: а) обще-уголовных преступлений (уголовно-сыскная деятельность в ОРД, розыскная работа следователей, органов дознания и суда); б) внутренний, или сыск преступлений против государства; • административно-правовой — оперативно-проверочная работа в ОРД, административный розыск (например, розыск машины, скрывшейся с места дорожно-транспортного происшествия) и др.; • гражданско-правовой — розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации), осуществляемый службой судебных приставов, и др.; • семейно-бытовой — поиск ушедших из семьи детей, алиментщиков и т.п.; • экономический или корпоративная (деловая) разведка и контрразведка; • политический — внешняя разведывательная деятельность, или внешний сыск, сыск, проводимый политическими партиями; • военный, или военная разведка, и др. С учетом сложности функций различают виды профессионального сыска: полифункциональные, или комплексные — ОРД, контрразведывательная, разведывательная и частная сыскная деятельность и др.; монофункциональные — уголовный и административный сыск, семейно-бытовой сыск, гражданско-правовой сыск, и др. Таким образом, ОРД есть разновидность сыскной профессиональной деятельности, ее частный случай. Их понятия соотносятся как часть (ОРД) и целое (сыскная профессиональная деятельность). ОРД с иными видами сыскной профессиональный деятельности сближает применение специальных сил, средств и методов (объективный момент), а отличает, прежде всего, цель — защита от преступных посягательств (субъективный момент). Соотношение ОРД с другими видами государственного сыска. Хотя ОРД имеет много общих черт с другими видами государственного сыска, так как сама является одним из них, тем не менее, она отличается и от контрразведывательной, и от разведывательной деятельности (впрочем, как и от других видов государственного сыска). От контрразведывательной деятельности ОРД отличается тем, что: • целью ОРД является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а контрразведывательной деятельности — обеспечение безопасности Украины посредством противодействия разведывательно-подрывной и иной враждебной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями (их представителями) в ущерб жизненно важным интересам страны; • круг субъектов, осуществляющих ОРД, гораздо шире круга государственных органов, проводящих контрразведывательную работу; • общие правила ОРД изложены в нормах закона «Об ОРД», а контрразведывательной деятельности, в нормах закона и подзаконных актах соответствующих спецслужб. ОРД и разведывательная деятельность. Разведывательная деятельность — это системное применение специальных сил, средств и методов и совершение специфических действий, совершаемых с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности страны. Помимо внешней разведывательной деятельности (включая военную) термин «разведка» употребляется и в ОРД, под которой понимается комплекс соответствующих методов разведывательной направленности против криминала. Основные отличия ОРД от разведывательной деятельности (внешней разведки) заключаются в том, что: • разведывательная деятельность имеет собственную цель, отличную от цели ОРД (добывание информации в интересах республики др.); • в отличие от ОРД разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами территории страны; • основными «контрагентами» разведывательной деятельности являются, с одной стороны, республика (в лице своих представителей), а с другой — иностранное государство или международная организация; • разведывательная деятельность регламентирована специальным законодательным актом — нормативные предписания которого не распространяются на ОРД. Соотношение ОРД с отдельными видами негосударственного сыска. ОРД, являясь частью сыскной профессиональный деятельности, имеет много общего с другими ее частями, в том числе, с негосударственными видами сыска. Тем не менее известны и те ее стороны, которые выделяют ОРД, делают ее отличной от них. Так, ОРД является видом государственного сыска, т.е. носит публичный характер. Это ее принципиально отличает от негосударственного сыска, который носит частный характер, зависит от «капризов» клиентов. ОРД имеет следующие основные отличия от частной сыскной деятельности: • целью ОРД является защита объектов от преступных посягательств, а частной сыскной деятельности — получение прибыли посредством совершения действий (услуг) по защите законных прав и интересов своих клиентов; • ОРД осуществляется исключительно государственными органами и их представителями, а частная сыскная деятельность — негосударственными организациями и частными лицами (детективами); • в ОРД допустимо ограничивать конституционные права граждан, а в частной сыскной деятельности — запрещено. Соотношение ОРД и уголовно-процессуальной деятельности. На протяжении веков сыск и уголовный процесс рассматривались как единое целое. И в настоящее время ОРД, являясь «инструментом» государства в воздействии на преступность, имеет много общих черт с уголовно-процессуальной деятельностью, которая также предназначена для борьбы с преступлениями (наличие единой цели — защита от преступных посягательств; ряд единых задач, в частности раскрытие преступлений, а также розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда). Однако эти два вида современной правоохранительной государственной деятельности имеют и принципиальные различия. Существенные отличия ОРД от уголовно-процессуальной деятельности состоят в следующем: • в ОРД широко применяются негласные силы, методы и средства, а в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо; • ОРД осуществляется субъектами, указанными в Законе, а уголовно-процессуальная деятельность — исключительно субъектами, указанными в УПК (органами предварительного расследования, судом и др.); • в результате следственных и судебных действий могут быть получены уголовно-процессуальные доказательства, а в результате ОРМ — только фактические данные, не имеющие уголовно-процессуального доказательственного значения; • ОРД проводится на основании и в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно-процессуальная деятельность — на основании УПК; • одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасного деяния к уголовному наказанию. Наступление такого правового последствия в ОРД исключается. Таким образом, ОРД от уголовно-процессуальной деятельности отличает, прежде всего, применение специальных сил, средств и методов (объективный момент), а сближают их цели и задачи — защита от преступных посягательств (субъективный момент). Соотношение ОРД, административной и административно-процессуальной деятельности. Глубокая связь их вполне реальна, но между тем имеются кардинальные различия, не позволяющие считать ОРД исключительно частью административной или административно-процессуальной деятельности. Анализ нормативных и научных источников свидетельствует о том, что сравнение этих видов юридической деятельности весьма затрудняет неразрешенность проблемы не только собственно ОРД, но и административного процесса как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом варианте. Все многообразие позиций по этому вопросу можно свести к двум основным: пониманию административно-процессуальной деятельности 1) как административно-процедурной и 2) как административно-юрисдикционной. В первом случае определенная часть ОРД вполне может быть представлена в виде совокупности административных процедур (например, процедур разрешительной системы, порядка делопроизводства). Так, некоторые из возникающих в ОРД правоотношений регулируются, конечно же, административным и административно-процессуальным правом (например, изучение лиц в связи с оформлением допуска к работе с секретными сведениями или удостоверение личности неизвестного ребенка). Однако все многообразие ОРД нельзя свести только к административным процедурам. Такое достаточно узкое понимание ОРД обедняет ее природу, затушевывает ее цель — защиту от преступных посягательств (характерная черта основного вида ОРД — оперативно-розыскного процесса). ОРД также доступна для сравнения и во втором случае — с административно-юрисдикционной деятельностью. В последней разрешаются исключительно административно-правовые споры, возникающие в связи с нарушением административно-правовых отношений. Именно в этом заключается ее коренное отличие от ОРД. Если предназначение ОРД (понимаемой в узком смысле слова) состоит в защите человека и общества от преступных посягательств, то административной — в борьбе с менее общественно опасными деяниями — правонарушениями административного свойства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|