Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенция и полномочия конкретных оперативно-розыскных органов.




Компетенция этих субъектов есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством совокуп­ность возложенных на конкретного субъекта обязанностей, предостав­ленных ему прав и возможность его привлечения к юридической ответст­венности за допущенное правонарушение.

Элементами компетенции каждого субъекта ОРД выступает взаимоза­висимая и взаимосвязанная совокупность:

1)его обязанностей — круга возложенных законодателем на него дей­ствий и (или) решений для выполнения задач и достижения целей ОРД и безусловных для исполнения;

2)его прав — круга предоставленных ему законодателем возможно­стей для надлежащего исполнения обязанностей по решению задач и дос­тижению целей ОРД;

3)юридической ответственности — юридически значимого негатив­ного последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения физическим или юридическим лицом обязанностей, возложенных на него законом.

Основные правила определения компетенции субъектов ОРД:

• она должна устанавливаться исключительно в открытых норматив­ных правовых актах, в основном законодательных;

• в нормативных правовых актах должен быть соблюден баланс обя­занностей и прав конкретного субъекта ОРД;

• все связанные с реализацией обязанностей или прав действия и ре­шения субъектов ОРД законны только при условии их направленности на решение задач и достижение целей ОРД.

Еди­ную систему оперативно-розыскных органов в стране образуют оперативные подразделения, определённые в Законе, в соответствии с которым определен следующий перечень подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

1) Министерства внутренних дел - криминальной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделами по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией;

2) Спецслужбы (ФСБ, СБУ, МГБ) - контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов;

3) Оперативные подразделения пограничных войск.

Оперативно-розыскная деятельность пограничных войск состоит в сборе информации в интересах обеспечения неприкосновенности государственной границы, обеспечение экономической безопасности, выявление подготовки различного рода эксцессов на границе, связанных с контрабандой наркотиков, оружия, провоцирование вооруженных и других конфликтов.

Подразделения по оперативно-розыскной работе осуществляют также мероприятия по выявлению лиц, уклоняющихся от следствия, скрываются от суда или от наказания при их попытке выехать за границу, а также выявлению незаконной миграции при попытке иностранных граждан въехать на территорию страны. Оперативно-розыскные подразделения погранвойск работают как тайными, негласными методами так и гласно, сотрудничая с населением. Правовые основы деятельности органов пограничной охраны установлены соответствующим Законом.

4) Управление государственной охраны - подразделением оперативного обеспечение охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, относительно которых осуществляется государственная охрана;

На Управление государственной охраны возложены обязанности осуществлять охрану высших должностных лиц государственной власти и управления: Президента, Председателя Верховной Совета, премьер-министра, членов их семей, Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, Председателя Конституционного Суда, вице-премьер-министров и других высших должностных лиц. Необходимость государственной охраны высшего должностного лица может определиться законом, или распоряжением главы государства.

Задачей управления государственной охраны является также обеспечение охраны и защиты правительственных помещений, связи, имущества и оборудования, используемых для обеспечения жизнедеятельности главы государства, парламента и правительства, других охраняемых должностных лиц.

Оперативное подразделение Государственной службы охраны, обязан изучать оперативную ситуацию на объектах пребывания высших должностных лиц, безопасность которых обеспечивается согласно закону, собирать и анализировать информацию о подготовке посягательств на охраняемых лиц, террористических актов, Других противоправных посягательств на соответствующих должностных лиц государственной власти и членов их семей и принимать меры по предупреждению таких посягательств. Управление государственной охраны тесно сотрудничает с органами службы безопасности и органами внутренних дел при обеспечении личной безопасности и транспортной безопасности охраняемых высших должностных лиц, как в местах их постоянного пребывания так и в поездках по территории страны. Охрана высших должностных лиц осуществляется управлением государственной охраны и при их выездах в другие страны. В таких случаях подразделения государственной охраны сотрудничают со спецслужбами стран посещения.

5) Органов государственной налоговой службы – оперативными подразделениями налоговой милиции;

Особенностью деятельности оперативных подразделений налоговой милиции является то, что она служит целям предупреждения и раскрытия скрытых и, прежде всего, неочевидных, глубоко латентных преступлений. Таким преступлениям присущи тщательная подготовка, уничтожение следов преступления после его совершения, различные формы обмана, фальсификация документов и их легализация, оговор невиновных лиц и их подставления под ответственность, подкуп свидетелей и должностных лиц, взяточничество, клевета на отдельных должностных лиц, их компрометация, угроза насилием и непосредственное совершение насильственных действий.

В таких условиях оперативно-розыскные мероприятия органов налоговой милиции представляют собой систему приемов получения и реализации оперативно-розыскной информации, а также приемов организационно-тактического характера с применением сил и средств оперативно-розыскной деятельности для решения оперативно тактических задач по предотвращению преступлений и их раскрытие в сфере налоговой системы.

Реализация оперативно-розыскной информации осуществляется в основном по двум направлениям.

Первый в целях предупреждения налоговых преступников:

- принятия мер по устранению или нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере налогообложения, как правило, гласного характера;

- влияние на конкретных лиц от которых можно ожидать совершения преступления, с целью прекращения их опасной деятельности или предупреждения возможности противоправных действий, Если в действиях этого лица еще не имеет состава преступления;

- применение мер, затрудняющих подготовку или совершение преступления, с целью склонения личности отказа от противоправных действий;

- задержание лица за подготовительные действия, покушение на преступление и применения к ней, предусмотренные законом меры наказания в соответствии с содеянного.

Второй - с целью раскрытия налоговых преступлений, когда оперативные подразделения осуществляют:

- установление конкретных обстоятельств совершенного преступления;

- задерживают подозреваемое лицо на месте преступления, или непосредственно после его совершения, изымают предметы, Которые могут быть доказательствами документируют преступления поведение;

- склоняют одного из подозреваемых к явке с повинной;

- легализуют оперативно-розыскную информацию в соответствии с законом для использования ее как повод для возбуждения уголовного дела, или принудительного взыскания налогов, других обязательных платежей;

- осуществляют по поручению следователя, либо самостоятельно в пределах своей компетенции процессуальные действия по сбору и закреплению доказательств преступной деятельности в сфере налогообложения.

Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, оперативные работники налоговой милиции обязаны учитывать то, что несмотря на ее преимущественно негласный характер, все оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться исключительно в рамках действующего законодательства.

Оперативные подразделения налоговой милиции должны сосредоточивать свое внимание на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в топливно-энергетическом комплексе, горно-металлургической отрасли, агропромышленном комплексе, изготовление и реализаций подакцизных товаров, медицинской отрасли, транспорта, банковской системе, Оборота валюты и ряда других важных отраслей социально-экономической жизни республики.

6) Органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов Государственной уголовно-исполнительной службы.

Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в интересах выявления и предупреждения преступных проявлений в учреждениях исполнения наказаний, а в случае совершения преступлений - с целью их раскрытия и расследования оперативно-режимные подразделения проявляют условия и причины, способствующие сдвигом режима отбывания наказаний, Они осуществляют меры противодействия попыткам отдельных заключенных установить нелегальные связи с лицами, находящимися на свободе и ведут противоправное поведение, с их родственниками и близкими, они принимают меры по предотвращению проникновения на территорию учреждений исполнения наказаний денег, наркотиков, алкоголя, оружия, других неразрешенных предметов.

7) Разведывательного органа Министерства обороны - оперативным, оперативно-техническими, собственной безопасности.

Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств,

ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается.

Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

1)в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляют правовую основу оперативно-розыскной деятельности, принимать необходимые оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и изобличения причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений;

2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и постановления суда и запросы уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством, международных договоров, а также учредительных актов и правил международных правоохранительных организаций, членом которых является республика;

4) информировать соответствующие государственные органы об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц;

5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных;

6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасности работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, способствуют оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц;

7) участвовать в осуществлении мер по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в проведении специальной проверки по допуску к особым работам.

Подразделения, осуществляющие ОРД, наделены следующими правами:

1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2) проводить контрольную и оперативную закупку и поставки товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для обращения, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Порядок проведения оперативной закупки и контролируемого поставки определяется нормативными актами соответствующих оперативных подразделений, согласованными с Генеральной прокуратурой и зарегистрированными в Министерстве юстиции;

3) ставить в установленном законом порядке вопроса о проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и принимать участие в их проведении;

4) знакомиться с документами и данными, характеризующиех деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения суда -истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, А также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описания изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

5) проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц;

6) посещать жилые и другие помещения с согласия их владельцев или жителей для выяснения обстоятельств содеянного или о готовящемся преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельность подозреваемых или лиц, относительно которых осуществляется проверка;

7) негласно проявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки;

8) осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним, с сохранением в тайне достоверных данных об их личности.

9) снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации;

10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;

12) иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников;

13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности;

14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и угрозу безопасности общества и государства;

15) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций, а так же с согласия лиц - жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество, которые им принадлежат;

16) создавать в целях конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;

17) создавать и применять автоматизированные информационные системы;

18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие;

19) обращаться в пределах своей компетенции с запросами в правоохранительные органы других государств и международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством, международных договоров, а также учредительных актов и правил международных правоохранительных организаций, членом которых является республика.

При применении оперативно-розыскных мероприятий работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства.

В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, относительно которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась,

 

 

Лица, содействующие ОРД.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключен с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров.

Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, ставшую им известной. Разглашение этой тайны влечет ответственность по действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, относительно которого они должны осуществлять оперативно-розыскные меры, является их пациентом или клиентом.

 

Лица, защищаемые в ОРД.

Лицо, защищаемое в ОРД (другое название — защищаемое лицо), есть физическое или юриди­ческое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств посредством осуществления ОРД; силу непосредственного указания на то в оперативно-розыскном законо­дательстве или обращения в оперативно-розыскной орган с законным тре­бованием о своей защите.

Это лицо является носителем причинообразующего фактора, так как именно для защиты соответствующих субъектов от преступных посяга­тельств ОРД и предназначена. Только необходимость защиты человека и общества от преступлений (прежде всего от тех, которые совершают тайно, с различными ухищрениями) вызывает к жизни функционирование ОРД как специфического «инструмента» государства в лице уполномоченных на то оперативно-розыскных органов и других субъектов ОРД.

Защищаемое лицо является субъектом ОРД. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие основные признаки:

• это физическое или юридическое лицо;

• им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство и которое обратилось в соответствующий оперативно-розыскной орган;

• юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защи­ты только в случае преступного посягательства на его законные интересы;

• для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства;

• лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носи­телем соответствующих прав и обязанностей.

Основание для признания кого-либо лицом, защищаемым в ОРД. Для того чтобы признать кого-либо защищаемым в ОРД лицом, необходи­мо наличие специального юридического факта. Таким фактом выступает:

• наличие угрозы преступного посягательства на лицо и его обращение в соответствующий оперативно-розыскной орган с просьбой о защите;

Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которо­го возникла угроза преступного свойства. Это воз­можно и необходимо с учетом норм Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства.

Всех защищаемых лиц классифицируют на физических и юридических, а также в зависимости от степени реализации угрозы преступного посягательства (от минимальной степени реализации угрозы до максимальной). В последнем случае они делятся на лиц:

- подлежащих защите от потенциальной угрозы преступного посяга­тельства;

- защищаемых от реальной угрозы совершения преступления (в отно­шении них преступная угроза была частично реализована). Должно сущест­вовать посягательство на интересы конкретного лица, причем посягательст­во должно быть общественно опасным, иметься в наличии и быть реальным (действительным);

- в отношении которых угроза совершения преступления была пол­ностью реализована, т.е. преступление окончено. Так, у владельца похи­щен автомобиль, а похититель скрылся, поэтому возникнет необходи­мость розыска лица, совершившего преступление.

В ОРД защищаемых лиц следует отличать отиных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (напри­мер, от изучаемых лиц).

В иных сферах юридической деятельности,кроме ОРД, в частности контрразведывательной, также известны субъекты защиты. Однако юриди­ческая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отличается от характеристики субъектов, защищаемых в контрразведыва­тельной деятельности. Если первые являются субъектами ОРД в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают. Кроме того, защищаемые в ОРД лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в контрразведывательной — от любого посягательства, угрожающего инте­ресам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...