Компетенция и полномочия конкретных оперативно-розыскных органов.
Компетенция этих субъектов есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством совокупность возложенных на конкретного субъекта обязанностей, предоставленных ему прав и возможность его привлечения к юридической ответственности за допущенное правонарушение. Элементами компетенции каждого субъекта ОРД выступает взаимозависимая и взаимосвязанная совокупность: 1)его обязанностей — круга возложенных законодателем на него действий и (или) решений для выполнения задач и достижения целей ОРД и безусловных для исполнения; 2)его прав — круга предоставленных ему законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по решению задач и достижению целей ОРД; 3)юридической ответственности — юридически значимого негативного последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения физическим или юридическим лицом обязанностей, возложенных на него законом. Основные правила определения компетенции субъектов ОРД: • она должна устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах, в основном законодательных; • в нормативных правовых актах должен быть соблюден баланс обязанностей и прав конкретного субъекта ОРД; • все связанные с реализацией обязанностей или прав действия и решения субъектов ОРД законны только при условии их направленности на решение задач и достижение целей ОРД. Единую систему оперативно-розыскных органов в стране образуют оперативные подразделения, определённые в Законе, в соответствии с которым определен следующий перечень подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: 1) Министерства внутренних дел - криминальной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделами по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией;
2) Спецслужбы (ФСБ, СБУ, МГБ) - контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов; 3) Оперативные подразделения пограничных войск. Оперативно-розыскная деятельность пограничных войск состоит в сборе информации в интересах обеспечения неприкосновенности государственной границы, обеспечение экономической безопасности, выявление подготовки различного рода эксцессов на границе, связанных с контрабандой наркотиков, оружия, провоцирование вооруженных и других конфликтов. Подразделения по оперативно-розыскной работе осуществляют также мероприятия по выявлению лиц, уклоняющихся от следствия, скрываются от суда или от наказания при их попытке выехать за границу, а также выявлению незаконной миграции при попытке иностранных граждан въехать на территорию страны. Оперативно-розыскные подразделения погранвойск работают как тайными, негласными методами так и гласно, сотрудничая с населением. Правовые основы деятельности органов пограничной охраны установлены соответствующим Законом. 4) Управление государственной охраны - подразделением оперативного обеспечение охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, относительно которых осуществляется государственная охрана; На Управление государственной охраны возложены обязанности осуществлять охрану высших должностных лиц государственной власти и управления: Президента, Председателя Верховной Совета, премьер-министра, членов их семей, Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, Председателя Конституционного Суда, вице-премьер-министров и других высших должностных лиц. Необходимость государственной охраны высшего должностного лица может определиться законом, или распоряжением главы государства.
Задачей управления государственной охраны является также обеспечение охраны и защиты правительственных помещений, связи, имущества и оборудования, используемых для обеспечения жизнедеятельности главы государства, парламента и правительства, других охраняемых должностных лиц. Оперативное подразделение Государственной службы охраны, обязан изучать оперативную ситуацию на объектах пребывания высших должностных лиц, безопасность которых обеспечивается согласно закону, собирать и анализировать информацию о подготовке посягательств на охраняемых лиц, террористических актов, Других противоправных посягательств на соответствующих должностных лиц государственной власти и членов их семей и принимать меры по предупреждению таких посягательств. Управление государственной охраны тесно сотрудничает с органами службы безопасности и органами внутренних дел при обеспечении личной безопасности и транспортной безопасности охраняемых высших должностных лиц, как в местах их постоянного пребывания так и в поездках по территории страны. Охрана высших должностных лиц осуществляется управлением государственной охраны и при их выездах в другие страны. В таких случаях подразделения государственной охраны сотрудничают со спецслужбами стран посещения. 5) Органов государственной налоговой службы – оперативными подразделениями налоговой милиции; Особенностью деятельности оперативных подразделений налоговой милиции является то, что она служит целям предупреждения и раскрытия скрытых и, прежде всего, неочевидных, глубоко латентных преступлений. Таким преступлениям присущи тщательная подготовка, уничтожение следов преступления после его совершения, различные формы обмана, фальсификация документов и их легализация, оговор невиновных лиц и их подставления под ответственность, подкуп свидетелей и должностных лиц, взяточничество, клевета на отдельных должностных лиц, их компрометация, угроза насилием и непосредственное совершение насильственных действий.
В таких условиях оперативно-розыскные мероприятия органов налоговой милиции представляют собой систему приемов получения и реализации оперативно-розыскной информации, а также приемов организационно-тактического характера с применением сил и средств оперативно-розыскной деятельности для решения оперативно тактических задач по предотвращению преступлений и их раскрытие в сфере налоговой системы. Реализация оперативно-розыскной информации осуществляется в основном по двум направлениям. Первый в целях предупреждения налоговых преступников: - принятия мер по устранению или нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере налогообложения, как правило, гласного характера; - влияние на конкретных лиц от которых можно ожидать совершения преступления, с целью прекращения их опасной деятельности или предупреждения возможности противоправных действий, Если в действиях этого лица еще не имеет состава преступления; - применение мер, затрудняющих подготовку или совершение преступления, с целью склонения личности отказа от противоправных действий; - задержание лица за подготовительные действия, покушение на преступление и применения к ней, предусмотренные законом меры наказания в соответствии с содеянного. Второй - с целью раскрытия налоговых преступлений, когда оперативные подразделения осуществляют: - установление конкретных обстоятельств совершенного преступления; - задерживают подозреваемое лицо на месте преступления, или непосредственно после его совершения, изымают предметы, Которые могут быть доказательствами документируют преступления поведение; - склоняют одного из подозреваемых к явке с повинной; - легализуют оперативно-розыскную информацию в соответствии с законом для использования ее как повод для возбуждения уголовного дела, или принудительного взыскания налогов, других обязательных платежей;
- осуществляют по поручению следователя, либо самостоятельно в пределах своей компетенции процессуальные действия по сбору и закреплению доказательств преступной деятельности в сфере налогообложения. Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, оперативные работники налоговой милиции обязаны учитывать то, что несмотря на ее преимущественно негласный характер, все оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться исключительно в рамках действующего законодательства. Оперативные подразделения налоговой милиции должны сосредоточивать свое внимание на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в топливно-энергетическом комплексе, горно-металлургической отрасли, агропромышленном комплексе, изготовление и реализаций подакцизных товаров, медицинской отрасли, транспорта, банковской системе, Оборота валюты и ряда других важных отраслей социально-экономической жизни республики. 6) Органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов Государственной уголовно-исполнительной службы. Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в интересах выявления и предупреждения преступных проявлений в учреждениях исполнения наказаний, а в случае совершения преступлений - с целью их раскрытия и расследования оперативно-режимные подразделения проявляют условия и причины, способствующие сдвигом режима отбывания наказаний, Они осуществляют меры противодействия попыткам отдельных заключенных установить нелегальные связи с лицами, находящимися на свободе и ведут противоправное поведение, с их родственниками и близкими, они принимают меры по предотвращению проникновения на территорию учреждений исполнения наказаний денег, наркотиков, алкоголя, оружия, других неразрешенных предметов. 7) Разведывательного органа Министерства обороны - оперативным, оперативно-техническими, собственной безопасности. Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны: 1)в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляют правовую основу оперативно-розыскной деятельности, принимать необходимые оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и изобличения причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений;
2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора и постановления суда и запросы уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 3) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством, международных договоров, а также учредительных актов и правил международных правоохранительных организаций, членом которых является республика; 4) информировать соответствующие государственные органы об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц; 5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных; 6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасности работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, способствуют оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц; 7) участвовать в осуществлении мер по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в проведении специальной проверки по допуску к особым работам. Подразделения, осуществляющие ОРД, наделены следующими правами: 1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь; 2) проводить контрольную и оперативную закупку и поставки товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для обращения, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Порядок проведения оперативной закупки и контролируемого поставки определяется нормативными актами соответствующих оперативных подразделений, согласованными с Генеральной прокуратурой и зарегистрированными в Министерстве юстиции; 3) ставить в установленном законом порядке вопроса о проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и принимать участие в их проведении; 4) знакомиться с документами и данными, характеризующиех деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения суда -истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, А также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описания изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом; 5) проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц; 6) посещать жилые и другие помещения с согласия их владельцев или жителей для выяснения обстоятельств содеянного или о готовящемся преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельность подозреваемых или лиц, относительно которых осуществляется проверка; 7) негласно проявлять и фиксировать следы тяжкого или особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки; 8) осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним, с сохранением в тайне достоверных данных об их личности. 9) снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации; 10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления; 11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств; 12) иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников; 13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности; 14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, готовящихся или совершенных, и угрозу безопасности общества и государства; 15) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятий, учреждений, организаций, а так же с согласия лиц - жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество, которые им принадлежат; 16) создавать в целях конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые зашифровывают лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений; 17) создавать и применять автоматизированные информационные системы; 18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие; 19) обращаться в пределах своей компетенции с запросами в правоохранительные органы других государств и международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством, международных договоров, а также учредительных актов и правил международных правоохранительных организаций, членом которых является республика. При применении оперативно-розыскных мероприятий работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства. В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, относительно которого осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, не подтвердилась,
Лица, содействующие ОРД. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности. По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключен с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров. Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, ставшую им известной. Разглашение этой тайны влечет ответственность по действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека. Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, относительно которого они должны осуществлять оперативно-розыскные меры, является их пациентом или клиентом.
Лица, защищаемые в ОРД. Лицо, защищаемое в ОРД (другое название — защищаемое лицо), есть физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств посредством осуществления ОРД; силу непосредственного указания на то в оперативно-розыскном законодательстве или обращения в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите. Это лицо является носителем причинообразующего фактора, так как именно для защиты соответствующих субъектов от преступных посягательств ОРД и предназначена. Только необходимость защиты человека и общества от преступлений (прежде всего от тех, которые совершают тайно, с различными ухищрениями) вызывает к жизни функционирование ОРД как специфического «инструмента» государства в лице уполномоченных на то оперативно-розыскных органов и других субъектов ОРД. Защищаемое лицо является субъектом ОРД. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие основные признаки: • это физическое или юридическое лицо; • им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство и которое обратилось в соответствующий оперативно-розыскной орган; • юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы; • для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства; • лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей. Основание для признания кого-либо лицом, защищаемым в ОРД. Для того чтобы признать кого-либо защищаемым в ОРД лицом, необходимо наличие специального юридического факта. Таким фактом выступает: • наличие угрозы преступного посягательства на лицо и его обращение в соответствующий оперативно-розыскной орган с просьбой о защите; Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства. Это возможно и необходимо с учетом норм Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. Всех защищаемых лиц классифицируют на физических и юридических, а также в зависимости от степени реализации угрозы преступного посягательства (от минимальной степени реализации угрозы до максимальной). В последнем случае они делятся на лиц: - подлежащих защите от потенциальной угрозы преступного посягательства; - защищаемых от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). Должно существовать посягательство на интересы конкретного лица, причем посягательство должно быть общественно опасным, иметься в наличии и быть реальным (действительным); - в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Так, у владельца похищен автомобиль, а похититель скрылся, поэтому возникнет необходимость розыска лица, совершившего преступление. В ОРД защищаемых лиц следует отличать отиных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (например, от изучаемых лиц). В иных сферах юридической деятельности,кроме ОРД, в частности контрразведывательной, также известны субъекты защиты. Однако юридическая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отличается от характеристики субъектов, защищаемых в контрразведывательной деятельности. Если первые являются субъектами ОРД в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают. Кроме того, защищаемые в ОРД лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в контрразведывательной — от любого посягательства, угрожающего интересам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|