Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

Сирия - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 14 губернаторств, или провинций (мухафазатов).

Действует Конституция, одобренная общенациональным референдумом 12 марта 1973 г. (с 1943 г. - седьмая по счету).

По форме правления Сирия - суперпрезидентская республика. Политический режим - авторитарный. Статья 8 Конституции провозглашает Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или "Баас") руководящей силой общества и государства.

Высший орган законодательной власти - однопалатный Народный совет, который состоит из 250 членов и избирается всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, причем в каждом из них одна часть мест выделяется рабочим и крестьянам, а другая - представителям иных социальных категорий с таким расчетом, чтобы в масштабах всей страны не менее половины избранных депутатов были рабочими и крестьянами.

Полномочия парламента включают принятие законов, обсуждение политики правительства, утверждение государственного бюджета и планов социально-экономического развития, ратификацию наиболее важных международных договоров и соглашений, объявление всеобщей амнистии.

Право законодательной инициативы принадлежит членам Народного совета (в соответствии с регламентом последнего таким правом пользуются не менее 10 депутатов), а также Президенту. Одобренные Народным советом законы представляются Президенту для подписания и издания. В пределах месяца со дня поступления к нему закона Президент может вернуть его в парламент с указанием причин принятия такого решения. В этом случае закон издается главой государства только при условии повторного принятия его Народным советом большинством в 2/3 голосов депутатов.

Конституция (ст.72) предусматривает некоторое подобие парламентского контроля за правительством. Большинством голосов своих депутатов Народный совет может вынести вотум недоверия Совету министров. В этом случае Премьер-министр должен представить Президенту Республики предложение об отставке Кабинета. Последнее слово остается за главой государства.

Народный совет может быть распущен "обоснованным решением" Президента, однако по конкретному основанию такое решение может быть принято только один раз.

Глава государства и исполнительной власти - Президент Республики, избираемый всенародным референдумом на 7 лет. Кандидатура Президента выдвигается Народным советом (парламентом) по рекомендации Регионального (сирийского) руководства ПАСВ и представляется Народным советом на утверждение всенародного референдума. Президент назначает одного или более вице-президентов.

Глава государства занимает центральное место в государственном механизме Сирии, он наделен решающими властными полномочиями и фактически стоит над всеми другими властями. Согласно Конституции Президент следит за ее соблюдением, а также гарантирует нормальное функционирование и стабильность государственного механизма. В качестве главы государства по согласованию с Советом министров Президент разрабатывает общегосударственную политику и контролирует ее проведение в жизнь.

Президент назначает и освобождает гражданских и военных должностных лиц, назначает глав дипломатических представительств за рубежом и аккредитует глав иностранных дипломатических миссий, принимает решения о помиловании и реабилитации отдельных осужденных, награждает знаками отличия, применяет право отлагательного вето. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, он вправе объявлять войну и всеобщую мобилизацию, а также объявлять и отменять чрезвычайное положение. Глава государства заключает мирные соглашения при условии их ратификации Народным советом, а также заключает и денонсирует иные международные договоры.

Президент вправе выносить на всенародный референдум важные вопросы, связанные с высшими государственными интересами, а также проекты законов. Результаты референдума имеют обязательную силу и вступают в действие со дня их объявления и опубликования главой государства. Принятые на референдуме законы не подлежат утверждению Народным советом и не могут быть объектом контроля со стороны Верховного конституционного суда.

Глава государства осуществляет законодательную власть в перерывах между сессиями Народного совета и во время созыва его сессии, если это вызвано, например, срочной необходимостью, связанной с национальными интересами страны или потребностями национальной безопасности. Народный совет обладает правом отменить декрет-закон Президента или внести в него изменения, приняв об этом специальный закон, который не имеет обратной силы. Если же Народный совет не отменил декрет-закон и не внес в него изменений, то он считается утвержденным без дополнительного голосования.

Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. Конституция определяет Совет министров как верховный исполнительный и административный орган государства, состоящий из Председателя, его заместителей и министров. Председатель Совета министров и министры назначаются и освобождаются от должности Президентом и фактически ответственны только перед ним (хотя Конституция и закрепляет отдельные элементы ответственности Совета министров и перед парламентом). Президент вправе созывать заседания Совета министров, которые в этом случае проводятся под его председательством, и требовать от министров отчет.

Общие задачи правительства сводятся к контролю за работой государственного исполнительного аппарата и различных его звеньев, а также осуществлению надзора за реализацией законов и иных нормативно-правовых актов.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Сирии носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французском праве, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Значительное влияние на развитие правовой системы Сирии оказали также идеи арабского социализма.

Согласно п.2 ст.3 Конституции Сирии мусульманское право (фикх) основной источник законодательства. При этом под мусульманским правом в данном случае понимается мусульманско-правовая доктрина, т.е. произведения, в которых сформулированы конкретные нормы и общие принципы мусульманского права в материальном смысле. Нормы этого права применяются шариатскими судами ко всем отношениям, одной из сторон в которых выступает мусульманин.

Поскольку до 1918 г. Сирия была одной из турецких провинций, на ее территории применялось реципированное Османской империей французское законодательство. После ее развала Сирия стала по решению Лиги Наций с 1922 г. подмандатной территорией Франции. Первоначально влияние французского права было не столь значительно. Но после Второй мировой войны в Сирии были приняты несколько кодексов, тексты которых в значительной мере опирались на египетские аналоги и потому также шли в русле романской правовой традиции. Это в первую очередь касается ГК, который в 1949 г. был переписан с египетского кодекса. Помимо него приняты Торговый кодекс (1949), Кодекс морской торговли (1950), Уголовный кодекс (1949), Военный уголовный и процессуальный кодекс (1950), УПК (1950), ГПК (1953), Трудовой кодекс (1959), заменивший первый Трудовой кодекс 1946 г.

После прихода к власти Партии арабского социалистического возрождения в Сирии стал проводиться курс на строительство социализма. Основы новой политической и правовой системы были закреплены в Конституции 1973 г., в преамбуле которой подчеркивается, что этот документ отражает развитие страны в социалистическом направлении. Исходя из этого Конституция определяет Cирийскую Арабскую Республику в качестве суверенного народно-демократического, социалистического государства, составляющего часть арабской родины (ст.1).

В регулировании основных свобод, прав и обязанностей граждан Конституция 1973 г. исходит из ряда общепринятых в мировой практике принципов. Все граждане провозглашаются равными перед законом в правах и обязанностях, а на государство возлагается задача обеспечения их равных возможностей. Конституция закрепляет общедемократические права и свободы сирийских граждан политического и социально-экономического характера: свободу убеждений, вероисповедания и совершения религиозных обрядов при условии ненарушения общественного порядка, право свободно выражать свое мнение, свободу печати, свободу мирных собраний и демонстраций, право на труд и оплату его в соответствии с его качеством и результатами, право на бесплатное образование. Согласно Конституции государство материально обеспечивает каждого гражданина и его семью в чрезвычайных обстоятельствах, в случае болезни, нетрудоспособности, потери родных, а также в старости. Оно заботится о сохранении здоровья граждан, предоставляет им все необходимые услуги культурного, социального и медицинского характера (ст.46, 47). Однако многие из перечисленных прав и свобод до сих пор остаются лишь декларацией.

Основным источником права в Сирии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Конституция называет верховенство закона одним из основных принципов общества и государства. Иерархия нормативных правовых актов включает Конституцию, законы парламента, декреты Президента, постановления правительства, подзаконные акты других органов власти. Правовой системе Сирии известен институт делегированного и срочного (чрезвычайного) законодательства. Соответствующие акты, издаваемые Президентом, носят название декретов-законов (см. выше).

Помимо законодательства непосредственным источником права признается мусульманско-правовая доктрина. Статья 35 Закона о личном статусе 1953 г. предусматривает, что в случае "молчания" закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы".

У кочевников (бедуинов) и немусульманских религиозных общин допускается применение обычного права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...