Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная система. Органы контроля




 

Судебная система Сирии во многих своих чертах следует французскому образцу. Ее основы закреплены Конституцией 1973 г., предусматривающей, что судебная власть пользуется независимостью, гарантируемой Президентом Республики, которому в этом помогает Высший совет магистратуры. Судьи независимы, и в осуществлении правосудия подчиняются только закону.

Подробности организации судебной системы установлены Законом о судебной власти 1961 г., в соответствии с которым она включает суды по вопросам личного статуса, по делам несовершеннолетних, мировые суды, суды первой инстанции, апелляционные и Кассационный суды.

Суды по вопросам личного статуса, рассматривающие вопросы брака и семьи, наследования, опеки, правоспособности, содержания детей и т.п., подразделяются на шариатские суды, суд для друзов, а также специальные суды для представителей немусульманских общин - католиков, протестантов, православных и последователей иудаизма. Все эти судебные органы применяют правовые нормы, принятые в соответствующей религиозной общине.

Суды по делам несовершеннолетних рассматривают главным образом дела о правонарушениях, совершенных подростками. Мировые судьи решают незначительные гражданские, торговые и уголовные дела, стараясь достичь примирения спорящих сторон. Более значительные дела слушают суды первой инстанции.

Апелляционные суды, создаваемые, как правило, в областных центрах, в составе гражданских и уголовных коллегий рассматривают апелляции на решения нижестоящих судебных органов, а также по первой инстанции решают наиболее серьезные дела.

Высшей инстанцией является Кассационный суд, в состав которого входят председатель, семь его заместителей и 31 советник. В нем создаются коллегии по гражданским и торговым, уголовным делам, а также по делам о личном статусе, которые рассматривают в кассационном порядке жалобы на решения нижестоящих судов.

Существует отдельная система военных судов, которые рассматривают дела о преступлениях не только военнослужащих, но и (нередко) гражданских лиц. Имеются сведения и о действии в стране военно-полевых судов.

К органам правосудия в Сирии также относятся прокуратура, возглавляемая министром юстиции, и специальные следственные судьи.

Члены всех судебных органов назначаются на должность Высшим советом магистратуры, а прокуроры - министром юстиции. Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики, а его членами являются председатель Кассационного суда, 2 его заместителя, генеральный секретарь Министерства юстиции, председатель Апелляционного суда Дамаска и самый старший по возрасту советник Кассационного суда.

За рамками этой системы находятся специальные суды. К ним относятся Высший суд государственной безопасности, который разбирает дела о преступлениях против национальной безопасности, и Суд экономической безопасности, который рассматривает дела о финансово-экономических преступлениях. Они не связаны конституционными положениями, охраняющими права обвиняемых.

Высшим органом административной юстиции является Государственный совет, концепция которого также заимствована у Франции.

Конституционный контроль в Сирии осуществляет Верховный конституционный суд, предусмотренный Конституцией 1973 г. Он состоит из 5членов, назначаемых Президентом Республики сроком на 4 года с возможностью нового назначения. Юрисдикция суда включает контроль над конституционностью принимаемых законов и рассмотрение по требованию парламента дела о государственной измене Президента, вынесение решений по жалобам на результаты выборов в Народный совет и действительность выданных депутатских мандатов.

По просьбе депутатов или главы государства Верховный конституционный суд осуществляет предварительный контроль за конституционностью одобренных законов до их обнародования, а также (по требованию Президента) дает заключения о соответствии положениям Конституции законопроектов еще на стадии их обсуждения. Объектом конституционного контроля не могут быть законы, вынесенные Президентом на референдум и получившие поддержку народа.

 

Литература

 

Сирия: Справочник. М., 1992.

 

Словакия

Словацкая Республика

 

Государственное устройство

Правовая система

Общая характеристика

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

 

Государство в Центральной Европе.

Территория - 49 тыс. кв.км. Столица - г. Братислава.

Население - 5,3 млн. чел. (1995 г.); 85,7% - словаки, 10,8% - венгры, 2,2% - русины и украинцы, 1,1% - чехи.

Официальный язык - словацкий.

Религия - преобладает католичество.

В XI в. территория Словакии была включена в Венгерское королевство, вместе с которым в XVI-XVII вв. перешла под власть австрийских Габсбургов. Находилась в составе империи вплоть до 1918 г., когда распалась Австро-Венгерская монархия. Чехословацкая Республика, куда входила и Словакия, была образована как самостоятельное государство 28 октября 1918 г.

В феврале 1948 г. к власти в стране пришла Коммунистическая партия (КПЧ), было провозглашено вступление Чехословакии на путь строительства социализма.

1 января 1969 г. Словакия получила статус республики в составе федеративной Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), в 1990 г. Чехословацкой Федеративной Республики (ЧФР), затем - Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР).

В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла "бархатная революция", отстранившая от власти коммунистов. Были ликвидированы все прежние политические и государственные структуры, начаты глубокие рыночные реформы.

В 1992 г. принято решение об окончательном разделе Чехословакии на два независимых и суверенных государства - Чешскую Республику и Словацкую Республику (вступило в силу с 1 января 1993 г.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...