Судебная система. Органы контроля
Судебная система Сирии во многих своих чертах следует французскому образцу. Ее основы закреплены Конституцией 1973 г., предусматривающей, что судебная власть пользуется независимостью, гарантируемой Президентом Республики, которому в этом помогает Высший совет магистратуры. Судьи независимы, и в осуществлении правосудия подчиняются только закону. Подробности организации судебной системы установлены Законом о судебной власти 1961 г., в соответствии с которым она включает суды по вопросам личного статуса, по делам несовершеннолетних, мировые суды, суды первой инстанции, апелляционные и Кассационный суды. Суды по вопросам личного статуса, рассматривающие вопросы брака и семьи, наследования, опеки, правоспособности, содержания детей и т.п., подразделяются на шариатские суды, суд для друзов, а также специальные суды для представителей немусульманских общин - католиков, протестантов, православных и последователей иудаизма. Все эти судебные органы применяют правовые нормы, принятые в соответствующей религиозной общине. Суды по делам несовершеннолетних рассматривают главным образом дела о правонарушениях, совершенных подростками. Мировые судьи решают незначительные гражданские, торговые и уголовные дела, стараясь достичь примирения спорящих сторон. Более значительные дела слушают суды первой инстанции. Апелляционные суды, создаваемые, как правило, в областных центрах, в составе гражданских и уголовных коллегий рассматривают апелляции на решения нижестоящих судебных органов, а также по первой инстанции решают наиболее серьезные дела. Высшей инстанцией является Кассационный суд, в состав которого входят председатель, семь его заместителей и 31 советник. В нем создаются коллегии по гражданским и торговым, уголовным делам, а также по делам о личном статусе, которые рассматривают в кассационном порядке жалобы на решения нижестоящих судов.
Существует отдельная система военных судов, которые рассматривают дела о преступлениях не только военнослужащих, но и (нередко) гражданских лиц. Имеются сведения и о действии в стране военно-полевых судов. К органам правосудия в Сирии также относятся прокуратура, возглавляемая министром юстиции, и специальные следственные судьи. Члены всех судебных органов назначаются на должность Высшим советом магистратуры, а прокуроры - министром юстиции. Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики, а его членами являются председатель Кассационного суда, 2 его заместителя, генеральный секретарь Министерства юстиции, председатель Апелляционного суда Дамаска и самый старший по возрасту советник Кассационного суда. За рамками этой системы находятся специальные суды. К ним относятся Высший суд государственной безопасности, который разбирает дела о преступлениях против национальной безопасности, и Суд экономической безопасности, который рассматривает дела о финансово-экономических преступлениях. Они не связаны конституционными положениями, охраняющими права обвиняемых. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет, концепция которого также заимствована у Франции. Конституционный контроль в Сирии осуществляет Верховный конституционный суд, предусмотренный Конституцией 1973 г. Он состоит из 5членов, назначаемых Президентом Республики сроком на 4 года с возможностью нового назначения. Юрисдикция суда включает контроль над конституционностью принимаемых законов и рассмотрение по требованию парламента дела о государственной измене Президента, вынесение решений по жалобам на результаты выборов в Народный совет и действительность выданных депутатских мандатов.
По просьбе депутатов или главы государства Верховный конституционный суд осуществляет предварительный контроль за конституционностью одобренных законов до их обнародования, а также (по требованию Президента) дает заключения о соответствии положениям Конституции законопроектов еще на стадии их обсуждения. Объектом конституционного контроля не могут быть законы, вынесенные Президентом на референдум и получившие поддержку народа.
Литература
Сирия: Справочник. М., 1992.
Словакия Словацкая Республика
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля
Государство в Центральной Европе. Территория - 49 тыс. кв.км. Столица - г. Братислава. Население - 5,3 млн. чел. (1995 г.); 85,7% - словаки, 10,8% - венгры, 2,2% - русины и украинцы, 1,1% - чехи. Официальный язык - словацкий. Религия - преобладает католичество. В XI в. территория Словакии была включена в Венгерское королевство, вместе с которым в XVI-XVII вв. перешла под власть австрийских Габсбургов. Находилась в составе империи вплоть до 1918 г., когда распалась Австро-Венгерская монархия. Чехословацкая Республика, куда входила и Словакия, была образована как самостоятельное государство 28 октября 1918 г. В феврале 1948 г. к власти в стране пришла Коммунистическая партия (КПЧ), было провозглашено вступление Чехословакии на путь строительства социализма. 1 января 1969 г. Словакия получила статус республики в составе федеративной Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), в 1990 г. Чехословацкой Федеративной Республики (ЧФР), затем - Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла "бархатная революция", отстранившая от власти коммунистов. Были ликвидированы все прежние политические и государственные структуры, начаты глубокие рыночные реформы. В 1992 г. принято решение об окончательном разделе Чехословакии на два независимых и суверенных государства - Чешскую Республику и Словацкую Республику (вступило в силу с 1 января 1993 г.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|