Судебная система. Органы контроля
Организация судебной системы Словакии определена Конституцией 1992 г. и Законом о судах и судьях 1991 г. Судебная власть осуществляется судами с общей и специальной юрисдикцией. Систему судов общей юрисдикции образуют Верховный суд Словацкой Республики, окружные суды и приравненный к ним городской суд Братиславы (выступают в основном как апелляционная, а также первая инстанция по наиболее важным делам), районные суды. Имеются также районные военные и вышестоящий военный суды. Верховный суд контролирует деятельность всех судов общей юрисдикции. Организационно-техническое обеспечение судов осуществляется Министерством юстиции. Судей избирает Национальный совет по предложению Правительства сроком на 4 года, а по окончании этого срока - пожизненно. Председателя и заместителей председателя Верховного суда избирает из судей Верховного суда парламент сроком на 5 лет, причем не более чем на 2 срока подряд. Парламент отзывает судью на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора за умышленное уголовное преступление, а также на основе дисциплинарного решения - за действия, несовместимые с должностью судьи. Парламент может отозвать судью: а) если его состояние здоровья длительное время - по меньшей мере в течение одного года - не позволяет ему надлежащим образом осуществлять свои обязанности; б) если он достиг возраста 65 лет. Конституционный контроль. Конституционный суд Словацкой Республики (КС) является, согласно Конституции, независимым судебным органом защиты конституционности. КС принимает решения о соответствии: а) законов Конституции и конституционным законам; б) постановлений Правительства, общеобязательных правовых актов министерств и остальных центральных органов государственного управления - Конституции, конституционным законам и законам; в) общеобязательных решений органов территориального самоуправления - Конституции и законам; г) общеобязательных правовых актов местных органов государственного управления - Конституции, законам или иным общеобязательным правовым актам; д) общеобязательных правовых актов - международным договорам, обнародованным тем же способом, что и закон.
Помимо этого КС решает споры о компетенции между центральными органами государственного управления, если закон не установит, что такие споры решает иной государственный орган; принимает решения по жалобам на вступившие в законную силу акты центральных органов государственного управления и органов территориального самоуправления, которыми были нарушены основные права и свободы граждан, если решения о защите этих прав и свобод не были приняты иным судом; дает толкование конституционных законов, если вопрос спорен. КС является также органом "электоральной юстиции". Он принимает решение по жалобе на акты о подтверждении или неподтверждении действительности мандата депутата парламента, о конституционности и законности выборов в парламент Словакии и в органы территориального самоуправления, а также по жалобам на результаты референдума. КС принимает решение о том, соответствует ли акт о роспуске или приостановлении деятельности политической партии или политического движения конституционным и иным законам. Наконец, КС принимает решение по обвинению парламентом Президента Республики в государственной измене. Решения КС являются окончательными и общеобязательными. Признанные неконституционными (не соответствующими закону, международному договору) акты теряют силу. Однако издавшим эти акты органам дается 6-месячный срок для приведения их в соответствие с Конституцией, законом и т.д.
КС состоит из 10 судей, которых назначает сроком на 7 лет Президент Республики из числа 20 лиц, предложенных парламентом. Во главе Суда стоит председатель, назначаемый из судей КС Президентом Республики. Статус прокуратуры определен Конституцией и Законом 1965 г. Согласно Конституции (ст.149) прокуратура защищает права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц и государства. Во главе прокуратуры стоит генеральный прокурор, которого назначает и отзывает Президент Республики по предложению парламента. Прокуратура независима: никакой внешний орган не может давать ей инструкции и распоряжения относительно процедуры и принятия решений по вопросам прокурорского надзора. Финансово-хозяйственный контроль. Согласно Конституции (ст.60) Высшее контрольное управление Словацкой Республики является независимым органом, осуществляющим контроль за хозяйственными и бюджетными средствами, за государственным имуществом, имущественными правами и претензиями государства. Председателя и заместителя председателя Высшего контрольного управления избирает и отзывает парламент Словакии. Высшее контрольное управление по требованию парламента представляет ему отчет о результатах контроля финансово-хозяйственной деятельности. Очередной отчет представляется в парламент не реже одного раза в год. Поправками к Конституции, принятыми в марте 2001 г., предусматривается учреждение института омбудсмана.
Словения Республика Словения
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля
Государство на юге Центральной Европы. Территория - 20,3 тыс. кв.км. Столица - г. Любляна. Население - 1,9 млн. чел. (1995 г.), 90% - словенцы. Официальный язык - словенский. Религия - 70% словенцев - католики. Как независимое государство Словения существует с 1991 г. С XVI в. по 1918 г. она находилась под властью Австрии; после распада Австро-Венгерской империи вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Королевство Югославия). С 1945 по 1991 г. входила в состав Федеративной Народной Республики Югославии (затем Социалистической Федеративной Республики Югославии - СФРЮ) в качестве одной из ее 6 республик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|