Понятие административно-процессуального права, предмет, метод, система
Административное право является одной из главных отраслей системы российского права, которая призвана регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, охраняют урегулированные правом общественные отношения, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и проводимым реформам. Административное процессуальное право (АПП) представляет собой систему административно-процессуальных норм, регулирующих порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, ОМС и их должност. Лиц по реализации своих полномочий в отношении физ. и юр. лиц. Предметом ААП являются административно-процессуальные отношения, возникающие при осуществлении уполномоченными субъектами права (исполнительными органами госуд. и муниц. власти, должностными лицами, госуд.и муниц. служащими) компетенции и полномочий властного характера, а также в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина и установления гарантий судебной правовой защиты от неправомерных действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц. В АПП используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Диспозитивный метод правового регулирования используется в случаях, когда субъекты АПП обладают равными правовыми возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.
В зависимости от особенностей предмета правового регулирования можно говорить о применении следующих методов правового регулирования процессуальных отношений в сфере публичного управления: 1. предписание как способ обеспечения правового регулирования порядка публичного управления, как метод деятельности исполнительных органов государственного управления и муниципального управления, реализации полномочий должностными лицами, исполнения управленческих функций госуд.и муниц. служащими. Так называемый позитивный управленческий процесс, обеспечивающий нормальное функц-е исполнительной власти, основан на использовании данного метода; 2. запрет как способ правового регулирования, распространенный в системе административного правового регулирования не только при применении административного принуждения к физическим или юридическим лицам, но и при установлении особого правового режима запретов и правоограничений для госуд. и муниц. служащих, а также для граждан, иных индивидуальных либо коллективных субъектов административного права; 3. дозволение как метод правового регулирования, проявляющийся в установлении правовой возможности соответствующего поведения и прав лица, а также процедуры обеспечения и защиты (в административном или судебном порядке) прав, свобод, законных интересов субъектов административного права.
Система АПП представляет собой совокупность разнообразных по назначению и содержанию административных производств, которые можно классифицировать по соответствующим критериям. Административно-процессуальные нормы, выполняющие общие функции, составляют Общую часть АПП. В этом не трудно убедиться, если сравнить их с нормами, которые составляют Общую часть материального административного права: - закрепляющие принципы государственного управления, а также управления общественного; - определяющие правовое положение граждан в сфере управления; - регулирующие порядок организации и функционирования органов управления; - регулирующие порядок организации предприятий и учреждений; - регулирующие службу в органах управления; - определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления; - регулирующие порядок издания актов управления; - регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления; - регулирующие контроль исполнения в управлении; - обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении. Вторая группа административно-процессуальных норм регулирует более узкие, обособленные группы общественных отношений, возникающих главным образом в ходе осуществления того или иного вида административного производства. Эти нормы в своей совокупности составляют Особенную часть АПП. В структуру АПП входят следующие административные производства: - административно-нормотворческая процессуальная деятельность (производство по изданию административных правовых актов); - производство по обращениям граждан; - лицензионно-разрешительное производство; - регистрационное производство; - учредительное (организационное) производство; - поощрительное производство; - административно-договорное производство; - исполнительное производство; - дисциплинарное производство; - производство по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами административной ответственности (например, мер административного пресечения или предупреждения); - производство по делам об административных правонарушениях; - административное судопроизводство (рассмотрение судьями административно-правовых споров — дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений); - производство по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов (административное судопроизводство); - производство по разрешению споров о компетенции между исполнительными органами государственной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|