Органы и должностные лица, правомочные принимать решения в сфере административной юрисдикции
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Согласно ст. 18 КАС РФ административные дела также могут рассматриваться военными делами Основная сложность в определении подведомственности административного дела на практике заключается в необходимости разграничения подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Под подведомственностью необходимо понимать совокупность признаков, характеризующих правонарушение, а в некоторых случаях и лицо, его совершившее, исходя из которых рассмотрение и разрешение возникшего в связи с этим спора должно быть осуществлено судом общей юрисдикции по правилам законодательства об административном судопроизводстве, а не Конституционным Судом РФ, не конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации и не арбитражным судом.
Как уже и было указано, по общему правилу нормативные правовые акты обжалуются в суд общей юрисдикции. Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам – соответствующее положение установлено в п.1.1 ст. 29 АПК РФ. В свою очередь, Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает лишь дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ).
Суды общей юрисдикции не рассматривают в порядке административного судопроизводства также возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 2) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций; 4) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК РФ).
Предприятие, учреждение, организация вправе обжаловать в арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции принятое руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем решение (не носящее нормативный характер), если считает его незаконным. Также именно арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции подведомственны заявления о признании недействительными актов ликвидированных органов управления. Поэтому, если административный истец считает, что изданный акт органом управления, который в последующем был ликвидирован, является незаконным, арбитражный суд не может отказывать административному истцу в защите его прав и интересов.
76. Субъекты административно-процессуальных правоотношений. Административно-процессуальные правоотношения
В административном процессе в качестве его субъектов (участников) выступают: - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; - государственные органы, предприятия и учреждения; - государственные служащие; - служащие общественных объединений. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве: - лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнения обязанностей; - стороны административного спора, заявившей в органе требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование о нарушении или оспаривании ею прав заявителя; - третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон; - уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством; - лица, привлекаемого к административной ответственности; - потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб; - лица, защищающего права и интересы других лиц;
- свидетеля, переводчика, эксперта.
Правовое регулирование административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений – административно-процессуальные правоотношения, которые понимаются как урегулированные нормами административно-процессуального права правоотношения между субъектами административного процесса, возникающие в связи с разрешением административных дел. Административно-процессуальные правоотношения имеют ряд общих отличительных признаков, позволяющих выделить их в обособленную группу правоотношений. Особенности связаны с характеристиками элементов административных правоотношений: объекта, субъектов, содержания (субъективных прав и обязанностей субъектов), юридического факта. 1. Административно-процессуальное правоотношение возникает как вторичное, на основании существующего однотипного административного материального правоотношения. Важнейшим условием возникновения административно-процессуальных отношений является наличие соответствующих административно-процессуальных норм, регулирующих составом и правовые положения участников административного процесса, порядок разрешения административного дела и другие вопросы. В административном правоотношении непосредственно реализуется нормы административно-процессуального права, что опосредованно способствует реализации норм материального административного права. Административно-процессуальные отношения устанавливаются между субъектами, имеющими права и обязанности в качестве участника административного процесса разрешения административного дела. Субъектами административно-процессуальных отношений могут быть все субъекты материальных административных правоотношений: индивидуальные и коллективные субъекты. В административном процессе они приобретают статус участников административного производства. Следует иметь ввиду, что внешне состав субъектов административных правоотношений и участников административного процесса, то есть разбирательства по административному делу, могут не совпадать. Причина состоит в том, что в производстве по делу могут участвовать представители субъектов правоотношений (представители граждан, государственных органов и т.д.) и иные участники, действующие в интересах обладателя материальным правом, и одновременно являющегося субъектом административных правоотношений, или участвующие в процессе в иных целях (например, осуществления прокурорского надзора).
Содержание административно-процессуальных отношений составляют процессуальные права и обязанности субъектов правоотношений, участников производства по административному делу. Они устанавливаются административно-процессуальными нормами и в своей совокупности образуют требования процессуальной формы деятельности субъектов, порядка (процедуру) разрешения административного дела. Все административно-процессуальные нормы, в каком бы виде они не были сформулированы, могут быть истолкованы как общие или специальные требования к участниками административного процесса, и в конечном счете, как элементы их процессуального правового статуса, положения. Объем процессуальных правомочий у участников административного процесса не одинаков, что предполагает выделение нескольких групп участников: органы и должностные лица ведущие (организующие) производство по административному делу и принимающие по нему решение; участники производства, заинтересованные в определенном результате разрешения административного дела (заявитель заинтересованного лица, потерпевший, защитник и иные); участники, содействующие выяснению истины по делу (эксперты, переводчики, специалисты и другие); иные участники административного процесса (например, прокурор). Административно-процессуальные отношения возникают с момента вступления субъекта правоотношений в производство по административному делу, то есть с момента действий или событий, которые свидетельствуют о начале реализации субъектом в добровольном или принудительном порядке процессуальных прав и обязанностей. Юридическими фактами, подтверждающими возникновение административно-процессуальных отношений, соответственно могут быть, например, добровольная подача жалобы, заявление о регистрации и так далее. Или принудительное, например, привлечение в качестве лица, совершившего дисциплинарный проступок, или эксперта, свидетеля по делу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|