Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы административно-процессуального права




 

К основным принципам административного процесса, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся:

- законность;

- объективность (материальная истина);

- равенство человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело;

- гласность административного процесса;

- ведение дела на национальном языке;

- экономичность и эффективность процесса;

- ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение)

 

Основу административного процесса составляют следующие принципы:

1) законности;

Универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе на административный процесс. Статья 15 Конституции РФ установила, что "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы". Принцип законности состоит также в требовании надлежащего применения соответствующих законов и иных нормативных юридических актов.

2) заинтересованности масс;

Принцип заинтересованности граждан России в надлежащем осуществлении и результатах административного процесса. Представляет собой отражение ряда положений Конституции РФ. Так, ч. 1 ст. 32 закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи потерпевшему при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях может допускаться представитель, который вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

3) быстроты процесса;

Является следствием свойства динамичности государственной управленческой деятельности, реализуемой органами исполнительной власти. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определенной юридической гарантии реализации гражданами их прав и охраняемых законом интересов. Поэтому действующее законодательство в необходимых случаях устанавливает сроки, в течение которых должны быть совершены процессуальные действия по административному делу. Так, например, законодательство, регулирующее порядок рассмотрения жалоб граждан в сфере государственного управления, закрепляет сроки рассмотрения этих видов обращений граждан надлежащими органами исполнительной власти и местного самоуправления.

4) охраны интересов личности и государства;

В административном процессе опирается на конституционное положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ).

5) гласности;

Традиционный процессуальный принцип. Он означает, что рассмотрение индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления происходит публично, открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Лица, участвующие в процессе, вправе свободно знакомиться с материалами дела, необходимыми документами. В соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" "каждый гражданин имеет право получать, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничении на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах" (ст. 2).

6) материальной истины;

Означает, что орган исполнительной власти, должностное лицо, государственный служащий, рассматривающий дело, обязаны использовать все имеющиеся возможности для сбора и привлечения доказательств, относящихся к данному производству, должным образом их оценить, полностью исключив односторонний, а тем более предвзятый подход к оценке доказательств и принятию решения. Таким образом, принцип материальной истины возлагает ряд важных обязанностей на субъектов, рассматривающих административные дела.

7) равенства сторон;

В административном процессе вытекает из более общего положения, согласно которому "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Названный принцип административного процесса находит реализацию в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей

8) национального языка;

Обусловлен конституционным правом каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ). Лицу, участвующему в административном процессе и не владеющему языком, на котором ведется производство по данному делу, обеспечивается право выступать, заявлять ходатайства и т.д. на родном языке, беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

9) уполномоченности;

В процессе осуществления своих полномочий субъекты управления, как государственные органы, так и их должностные лица в процессе исполнения государственных функций или предоставления государственных или муниципальных услуг осуществляют свою деятельность только в пределах своих компетенций (полномочий). Эти же особенности присутствуют и в процессе реализации законов об административной ответственности (составление, протокола, совершение отдельных процессуальных действий (осмотр, экспертиза, изъятие и т.д., доставление, рассмотрение дела об административном правонарушении и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...