Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административный процесс и административные производства




Административный процесс – это урегулированный нормами административного права порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов испол. власти, ОМС и их должностных лиц по реализации своих полномочий в отношении физических и юридических лиц.

Администр. процесс делится на два вида, каждый из которых в своем содержании имеет ряд определенных процедур.

1. Административно-регулирующий процесс – состоит из процедур (производств), совершаемых органами испол. власти или их должност. лицами в сфере управленч. деятельности. Административно-регулирующий процесс имеет два аспекта:

- административно-нормотворческий – состоит из производств по принятию норматив. актов Правительством РФ, федер. органами исполн. власти и органами исполн. власти субъектов.

- административно-правонаделительный - совокупность определенных административных производств (регистрационное, разрешительно-лицензионное, по аккредитации, аттестованию и др.), которые связаны с целевым предназначением органа испол. власти. Данные производства основаны на нормативном правовом акте (админ. регламенте, инструкции о должност. обязанностях и др.) и представляют собой порядок осуществления должностными лицами органа исполнительной власти действий по выполнению госуд. функции или предоставлению госуд. услуги.

В содержание административно-регулирующего процесса входит и осуществление согласительных процедур между органами публич. (административной) власти для разрешения разногласий между ними.

2.Административно-юрисдикционный процесс – связан с применение к физич. и юридич. лицам различных способов административного принуждения, с их привлечением к юридической ответственности. В содержание административно-юрисдикционного процесса входят: а) рассмотрение управомоч. органами власти административных споров, т.е. спором между органами публичной власти и гражданами и организациями. Основанием для таких споров является оспаривание нормативного акта органа власти, действия (бездействия) органа власти; б) рассмотрение, разрешение и исполнение дел об административных правонарушениях, а также обжалование и опротестовывание постановлений по делам об административных правонарушениях; в) рассмотрение жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав.

Субъектами адмиинстративно-деликтного процесса являются как управомоченные органы исполнит. власти и их должн. лица, так и судеб. органы.

Администр. процесс имеет следующие особенности:

- связан с регулированием публич. правоотношений;

- предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел;

- в этом процессе используется как управленческая деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность;

- наряду с общеюридич-ми процессуальными принципами он предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел – принцип оперативности, требующий своевременного разрешения администр. спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрение дела

- административный процесс в юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.

 

74. Понятие, содержание и виды административно-процессуальных правоотношений Начало формы

 

Конец формы

Представляется, что административно-процессуальные правоотношения необходимо классифицировать по следующим основаниям: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников.

1. Деление административно-процессуальных правоотношений по содержанию является комплексным. Во-первых, определенная группа отношений, регулируемых административно-процессуальным правом, подобно соответствующим административно-правовым материальным отношениям, носит общий характер. Такого рода отношения складываются, например, при поступлении гражданина на государственную службу. Другие группы отношений, складываются, например, в определенных отраслях государственного управления и административно-правового регулирования — промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении, внутренних дел, обороны и др.

2. Деление административно-процессуальных правоотношений по видам административных производств отражает сложную структуру административного процесса. По этому классификационному признаку административно-процессуальные правоотношения подразделяются на:

а) отношения, возникающие в производстве по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) отношения, возникающие в производстве по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

в) отношения, возникающие в производстве по административно-правовым жалобам и спорам;

г) отношения, возникающие в производстве по делам о поощрениях;

д) отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях;

е) отношения, возникающие в производстве по дисциплинарным делам в сфере государственного управления;

ж) отношения, возникающие в регистрационном производстве;

з) отношения, возникающие в лицензионном производстве; и) отношения, возникающие в исполнительном производстве.

3. Деление административно-процессуальных отношений по отраслевой принадлежности основывается на том, что в данном случае мы имеем дело не с отдельным, изолированным административно-процессуальным правоотношением, а с системой отношений, где административно-процессуальное правоотношение выступает в качестве одного из элементов системы. Как уже отмечалось, эта система состоит из трех элементов: а) фактическое общественное отношение; б) материальное правовое отношение, закрепляющее фактическое общественное отношение; в) административно-процессуальное правоотношение.

Между названными элементами существует неразрывная связь. Каждый из них относительно самостоятелен и обладает определенными свойствами, оттеняющими его специфику. Связь между элементами данной системы выражается прежде всего в определенной последовательности их взаимодействия и развития. Движение этой системы может осуществляться только в одном направлении, а именно: от фактического общественного отношения — через материальное правоотношение — к административно-процессуальному правоотношению, выступающему в качестве заключительного элемента системы, существование которой подчинено одной цели — достижению необходимого юридического результата.

Связь между элементами названной системы выражается также в наличии единого материального содержания, на основе которого и происходит движение системы в направлении от «объекта-цели» к «объекту-результату».

Такой подход позволяет полнее учитывать особенности одновременного правового регулирования подобного рода систем несколькими отраслями российского права и определить место каждой из них.

Итак, по отраслевой принадлежности материальных отношений административно-процессуальные правоотношения делятся на:

а) отношения, имеющие своей целью реализацию административно-правовых материальных отношений;

б) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами гражданского права;

в) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами российского трудового права;

г) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами финансового права;

д) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами семейного права;

е) отношения, имеющие своим назначением реализацию материальных отношений, регулируемых нормами земельного права и т.д.

Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей.

Во-первых, это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.

Во-вторых, властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.

В-третьих, важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.

В-четвертых, властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее, его административно-процессуальными нормами.

В-пятых, административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности.

Административные процессы - это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Административно-правотворческий процесс - деятельность публичной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс - деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Административно-юрисдикционный процесс - деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

4. По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные правоотношения.

Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне.

Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.

Третий вид административно-процессуальных правоотношений — диагональные — имеет черты сходства с вертикальными. Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотношения складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...