11 класс лабораторная работа № 1
11 КЛАСС ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Описание особей вида по морфологическому критерию Цель: научиться описывать характерные морфологические признаки вида; определять принадлежность организмов к одному или разным видам по морфологическому критерию. Оборудование и материалы: гербарий цветковых растений: клевер луговой и клевер ползучий.
Теоретическая часть Вид – основная категория биологической классификации, исторически сложившаяся совокупность популяций, особи которых обладают наследственным сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособленные к определённым условиям жизни, и занимающие определённую область – ареал. Признаками, по которым один вид можно отличить от другого, называют критериями вида. Морфологический критерий основан на существовании признаков, характерных для одного вида, но отсутствующих у других видов. Географический критерий, ареал, то есть территория, на который живет данный вид. Экологический критерий - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты). Молекулярно-генетический критерий основан на степени сходства и различия последовательностей нуклеотидов в нуклеиновых кислотах. Генетический критерий – характерный для каждого вида набор хромосом, их строение. Физиолого-биохимический основан на том, что разные виды могут различаться по аминокислотному составу белков. Главным из них считается морфологический критерий. В его основе лежит сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Морфологический критерий предполагает описание внешних признаков особей определённого вида.
Ход работы I. Выполните задания. 1. Рассмотрите растения 2-ух видов: клевер луговой и клевер ползучий, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида и опишите особенности их внешнего строения. Заполните таблицу по плану морфологического описания растения: Клевер луговой Клевер ползучий
II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы: 1. Определите черты сходства и различия у этих объектов. 2. Чем объясняются черты сходства и различия во внешнем строении растений?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Выявление изменчивости у особей одного вида Цель: научиться находить признаки изменчивости у особей одного вида.
Оборудование и материалы: раздаточный материал растений одного вида или рисунки.
Теоретическая часть Изменчивость – разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков отличаться от родительских форм. Различие особей одного и того же вида обуславливаются изменчивостью (наследственной и модификационной, а также из-за факторов внешней среды и в различии в генотипе). Изменчивость делится на наследственную, которая дает материал для естественного отбора и ненаследственную, которая возникает из-за факторов окружающей среды и помогает организму приспосабливаться к этим условиям. Организмы, имеющие одинаковые генотипы, но развивающиеся в различных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы. Такое фенотипическое разнообразие особей называют модификационной изменчивостью.
Проявление генотипа через фенотип носит случайный характер и зависит от конкретных условий среды.
Ход работы I. Выполните задания. 1. Сравните 2 растения одного вида (одуванчик): листья, семена, плоды, стебель, цветок. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида. 2. Выявите у исследуемых растений признаки различий. Объясните причину их появления. 3. Полученные данные запишите таблицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|