Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход работы. І. Выполните задания. Лабораторная работа № 6. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания). Теоретические сведения




Ход работы

І. Выполните задания.

1. Рассмотрите карты-схемы территории условного объекта в разные годы.

 


2. Выявите антропогенные изменения в экосистемах местности и заполните таблицу.

 

№ п/п Антропогенные изменения Причина антропогенного изменения
   
   
   
   

 

ІІ. Запишите общий вывод, ответив на вопрос:

Как вы оцениваете последствия хозяйственной деятельности человека?


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)

Цель: научиться составлять схемы передачи веществ и энергии в различных экосистемах.

Оборудование и материалы:    рисунки различных биоценозов, схемы пищевых цепей в разных экосистемах, статистические данные.

Теоретические сведения

Биогеоценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. Таким образом, биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды. Любой биогеоценоз имеет естественные границы, для него характерен определенный круговорот веществ и энергии.

Живые организмы в экосистеме, мертвые их остатки и их отбросы являются пищей для других организмов. Питательные вещества, таким образом, переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи.

Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на

продуцентов, консументов и редуцентов.

Пищевая (трофическая) цепь – ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов, микроорганизмов), при котором происходит перенос питательных веществ и энергии путем поедания одних особей другими.

Начало пищевым цепям дают продуценты - производители органического вещества из неорганического. Они усваивают из окружающей среды воду, неорганические (минеральные) соли, углекислый газ, кислород и с помощью фотосинтеза строят свое тело.

Следующие звенья цепи питания составляют консументы, которые поедают как продуцентов, так и себе подобных.

Консументы, которые питаются продуцентами, называются консументами I порядка - травоядные или растительноядные животные.


Консументы, которые поедают травоядных I порядка, называются консументами II порядка - плотоядные животные (хищники).

Хищников, питающихся вторичными консументами, называют консументами III порядка и т. д.

Организмы, употребляющие один тип пищи, принадлежат к одному трофическому уровню.

Продуценты относятся к первому трофическому уровню, консументы I

порядка - ко второму, консументы II порядка - к третьему уровню и т. д.

 

Дополнительные звенья в пищевой цепи составляют детритофаги, которые питаясь отходами и трупами, могут стать добычей хищников (напр., муравьед питается муравьями). И так органическое вещество возвращается в органический круговорот.

В конце пищевой цепи находятся редуценты (деструкторы), которые превращают отмершее органическое вещество в неорганические соединения (минеральные вещества).

Перечисленные компоненты биогеоценоза составляют трофические уровни, связанные обменом и переносом питательных веществ и энергии.

Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды. Оно гласит, что на каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.

Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи, в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 10% энергии поступившей биомассы.

Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:

 

1) растения – корова – человек;

 

2) растения – божья коровка – синица – ястреб;

 

3) растения — муха – лягушка – змея – орел.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...