Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 1 Пример пищевой цепи. Рис. 2 Пример пищевой сети. Ход работы. І. Выполните задания. Практическая работа № 1. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем




Рис. 1 Пример пищевой цепи

Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.

 

В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии). Пастбищные пищевые цепи начинаются с живых существ.

Простые и сложные пищевые цепи связаны между собой, образуя обширную сеть. Она так и называется пищевая сеть.

 

Рис. 2 Пример пищевой сети


Ход работы

І. Выполните задания.

1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

 

 

 

2. Заполните схему, представляющую в обобщенном виде цепь питания экосистемы.

 

 

 

3. Рассмотрите рисунок.


 

 

Выпишите организмы:

 

1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:

продуценты - консументы – редуценты –

2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе: жертва –

хищник –

3) составьте пищевые цепи, записав организмы: 1 –я пищевая цепь –

2-я пищевая цепь – 3-я пищевая цепь –

4. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%) и предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, постройте пирамиду годовой биологической продуктивности пищевой цепи из следующих организмов:


дафния, цапля, водоросли, окунь, личинка стрекозы.

 

Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что масса 1 водоросли – 2 г; 1 дафнии – 5 г; 1 личинки стрекозы – 10 г; 1 окуня – около 200 г; 1 цапли – около 5 кг. Количество особей подсчитайте суммарно за год с учетом общей годовой продуктивности водорослей 50 тонн.

ІІ. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:

1. Почему пищевые цепи связаны между собой в единую сеть?

 

2. Как объяснить снижение биомассы при переходе с одного трофического уровня на другой?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем

своей местности

Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем, выделить меры, необходимые для создания устойчивых искусственных экосистем.

Оборудование и материалы: информационный текст «Агроценоз».

 

Теоретические сведения

Информацию про биогеоценоз смотрите в предыдущей работе.

 

Агроценоз (греч. agros — поле) это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д.

При создании агроценозов человек применяет комплекс агротехнических приемов: различные способы обработки почвы (вспашка, боронование, дискование и др. ), мелиорацию (при избыточном увлажнении почвы), иногда искусственное орошение, посев (посадка) высокоурожайных сортов растений, подкормку, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений.

 

 

 

Рис. 1 Агроценоз пшеничного поля


Рассмотрим агроценоз пшеничного поля. Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки. Животных на пшеничном поле обитает значительно меньше, чем в естественных условиях. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются насекомые, зерноядные и хищные птицы, лисы. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. Таким образом, в агроценозе существуют те же пищевые группы, что и в природной экосистеме: продуценты, консументы и редуценты. Роль продуцентов в нем выполняет, в основном, посеянное человеком культурное растение. Если структура природных сообществ формируется в результате естественного отбора, то в агроценозах отбор осуществляется человеком, уничтожая все остальные ненужные ему виды (сорняки, насекомых-вредителей и др. ).

Культивирование одного вида растений способствует массовому распространению более конкурентоспособных сорняков. В естественных условиях многие виды сорняков интенсивно обживают лишь богатые азотом выбросы почвы из нор сусликов и сурков, а на обогащенных азотными удобрениями почвах сорняки благополучно произрастают, не испытывая давления природных конкурентов.

Появление на полях многолетних сорняков с мощной корневой системой заставляет увеличивать дозу гербицидов. Их избыток отрицательно влияет на культурные растения, у которых нарушается синтез липидов и фотосинтез.

Слабые корневые системы культивируемых растений, значительная обнаженность почвы создают условия для вымывания и выветривания плодородного слоя. Ежегодно с талыми и дождевыми водами с полей уносятся миллионы тонн почвы. В засушливых степных районах развивается ветровая эрозия.

В естественных экосистемах постоянный круговорот веществ и энергии позволяет сохранять баланс, что обеспечивает системе устойчивость. В процессе существования агроценоза человек изымает из него часть продукции (собирает урожай), поэтому равновесие в этой искусственной системе может быть достигнуто в том случае, если происходит компенсация изъятых из агроценоза энергии и веществ. Внесение удобрений, вспашка, полив, прополка, борьба с вредителями – это обязательное действие, без


которых агроценоз как система, не способен к самостоятельному существованию, очень быстро погибнет.

Количество биомассы на единицу площади в агроценозе больше, чем в биогеоценозе. Освоение новых территорий под сельскохозяйственные угодья чрезвычайно трудоемко, поэтому бережное отношение к почвенным ресурсам сегодня особенно актуально.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...