1. Прочитайте текст раздела «Теоретические сведения».
2. Заполните таблицу:
Экологические проблемы
Причины
возникновения проблемы
Пути решения
экологических проблем
1. Загрязнение воды
2. Загрязнение атмосферы
3. Загрязнение почвы
4. Закрытие и затопление
шахт
5. Сохранение
биоразнообразия
II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. Какие экологические проблемы, по вашему мнению, наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?
2. Что можешь сделать ты для решения важнейших экологических проблем нашего края?
Приложение 1
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по биологии, химии, природоведению
Уровни учебных достижений
5-балльная система
оценивания
Критерии
Высокий уровень
5 баллов
- Учащийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать.
- Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
- Письменные работы. (лабораторные, практические, контрольные и др) выполняет без ошибок и недочетов.
- Самостоятельно и рационально выбирает и готовит
для проведения опыта необходимое оборудование,
все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
- Научно грамотно, логично описывает наблюдения и формирует выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и выводы.
- Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Достаточный уровень
4 балла
- Учащийся показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
- Излагает материал (устно или письменно) в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
- Эксперимент проводит не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допускает неточности, делает неполные выводы.
- В основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
- Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Отсутствуют достаточные навыки работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения
правил оформления письменных работ.
Средний уровень
3 балла
- Учащийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Излагает материал (устно или письменно) не
системно, фрагментарно, не всегда последовательно. При выполнении письменных работ (практические,
лабораторные, контрольные и др. ) допускает:
1. не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. не более двух - трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
3. при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
- Опыт проводит в нерациональных условиях, что приведет к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д. ) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
- выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Дает неполный ответ на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Низкий уровень
2 балла
Учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух
грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не
может исправить даже по требованию учителя.
Критичный уровень
1 балл
- Учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
- Не приступил к выполнению письменной работы.
- Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно