Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы МВД России
В условиях построения в России демократического государства права человека становятся ключевой категорией при оценке социальной значимости деятельности системы МВД России и определении социально-педагогического резонанса этой деятельности в обществе. Законодательно закрепленные цели и задачи системы МВД (борьба с преступностью, профилактика правонарушений, укрепление законности и правопорядка) позволяют определить ее как специфическую государственную структуру, стержневой социальной и профессиональной функцией которой является целенаправленная деятельность по защите прав человека. Борьба с преступностью, укрепление законности и правопорядка по сути являются средствами защиты прав российских граждан на жизнь, здоровье, честь, достоинство, владение имуществом и др., т.е. тех прав, которые отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Соответственно, общественная оценка и социально-педагогический резонанс (т.е. отношение к системе МВД) в первую очередь определяются тем, насколько эффективно эта система защищает права человека. Другим, не менее важным критерием оценки системы МВД является соблюдение прав всех граждан, с которыми сотрудники вступают в профессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, государственные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных в первую очередь в требованиях к действиям личного состава и условиям содержания задержанных и подследственных. Специальная задача здесь — защита основной части задержанных и подследственных от запугивания, насилия, издевательств и т. д. со стороны их отрицательно настроенной части или криминальных элементов на воле. Особым направлением работы является также защита свидетелей и потерпевших, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шантажа, угроз или прямого насилия.
Специфической задачей системы МВД выступает сегодня решение вопроса о соблюдении прав человека по отношению к своему персоналу, особенно — в плане его физической и социальной защищенности. Добровольно поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин берет на себя ряд дополнительных обязательств перед государством, связанных в том числе и с возможностями реализации им прав человека, в особенности таких базовых, как право на жизнь, здоровье, свободу передвижения и т. д. Это требует дополнительных мер, позволяющих ему реализовывать свои права в объективно возможном объеме наравне с другими законопослушными гражданами. Например — в сфере медицинского обслуживания, т. к. специфика службы в МВД вынуждает принимать дополнительные меры по сохранению и восстановлению здоровья сотрудников. Несомненно, решение проблемы соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки компетентности самой системы МВД. Такой подход предусматривает рассмотрение ее во взаимосвязанном двуединстве. Органы внутренних дел — это, с одной стороны, объект комплекса воздействий, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблюдения прав человека в данной системе. Это и сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, и целенаправленная деятельность государства и общества по совершенствованию правовой базы правоохранительной деятельности, ее финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного контроля за ее деятельностью и т. д. Здесь сфера инициативы и ответственности в вопросе соблюдения прав человека в органах внутренних дел ограничена их объектным состоянием. С другой стороны, как уже говорилось, органы внутренних дел выступают в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, имеют здесь свои собственные возможности, права и обязанности. В этих границах определяется ответственность самих органов внутренних дел за соблюдение прав человека в их деятельности. В значительной мере общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел определяют сами сотрудники и характер их взаимодействия с различными группами населения. А поскольку речь идет о человеке и межличностном взаимодействии, имеются возможности применения данных педагогической науки, педагогических подходов, методов и методик.
2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел Несомненно, общее состояние работы с личным составом органов внутренних дел, укрепление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, подбор кадров, социальная и воспитательная работа с персоналом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел. Однако, для того чтобы дело сводилось не только к реакции «по факту нарушения» прав человека, а осуществлялись превентивные меры, в том числе — педагогического характера, необходимо специально рассмотреть наиболее распространенные личностные причины несоблюдения прав человека в деятельности сотрудников. Сегодня это: ─ недостаточный для выполнения профессиональных задач уровень общего развития личности сотрудника (с момента поступления на службу или при переходе на новую должность, в новую сферу профессиональной деятельности), что не только делает его неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и является предпосылкой для раннего развития профессиональной деформации;
─ изначальная социальная деформация личности человека, поступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профессиональным действиям, нарушающим права граждан; ─ профессиональная деформация сотрудника (имеющая объективные и субъективные причины), которую можно рассматривать как предпосылку нарушений правовых и моральных норм и как причину резкого снижения профессионального уровня в работе; ─ профессиональная неинформированность сотрудников, создающая предпосылки для несоблюдения прав человека; ─ профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдению прав человека; ─ профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека. Две первых причины связаны преимущественно с состоянием кадровой работы, осуществляемой непосредственно в практических органах и учреждениях, хотя подбор кадров в образовательные учреждения и проводимая там учебно-воспитательная работа также играют немаловажную роль. Эти причины и соответствующие направления работы с персоналом, а также проблема профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников рассматриваются в других материалах данного учебника. На трех последних, которые слабее проанализированы именно в контексте соблюдения прав человека, необходимо остановиться подробнее. Профессиональная неинформированность сотрудников связана прежде всего с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и российских документов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов, например — регулярных специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при президенте России. В наибольшей мере изучение этих документов доступно слушателям и курсантам ведомственных учебных заведений МВД и иных правоохранительных структур России, студентам юридических факультетов гражданских вузов. Однако, для исполнения ряда профессиональных функций на службу принимаются лица с высшим и средним специальным гражданским неюридическим образованием, со средним образованием, весьма остро стоит проблема стабилизации кадровой ситуации вообще, и соответственно, определенная часть сотрудников правоохранительных органов страдает профессиональной неинформированностью в вопросах соблюдения прав человека. Несомненно, «незнание закона не освобождает от ответственности», но весьма затрудняет исполнение этого закона. Кроме того, изучение вопросов, связанных с соблюдением прав человека, даже в ведомственных учебных заведениях, носит порой излишне академический характер. Недостаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, связанных с соблюдением прав человека.
Не менее остро в контексте соблюдения прав человека стоит вопрос о профессиональной необученности персонала. Практика показывает, что порой действия сотрудников, которые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной профессиональную некомпетентность. Она нередко выражается в том, что сотрудник просто не владеет минимально необходимым для решения служебных задач комплексом профессиональных знаний, умений, навыков и приемов. И там, где требуется достаточно сложные профессиональные действия, он способен лишь на простые, стереотипные, нередко «силовые» реакции. Но даже если сотрудник владеет достаточным диапазоном профессиональных знаний и умений, результат порой бывает тот же, если у него не сформирована способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию самостоятельных решений. Столь же остро стоит вопрос о профессиональной невоспитанности сотрудников. Речь идет не только о недостатках в их гражданском, правовом, нравственном воспитании, которые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Более того, сводить нарушения прав человека в деятельности органов внутренних дел только к изъянам правосознания или нравственных качеств сотрудников — это значит значительно упростить проблему. Соблюдение прав человека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к верной профессиональной самооценке. Нарушения прав человека нередко связаны с тем, что сотрудник не смог адекватно оценить профессиональную ситуацию, переоценил свои профессиональные способности и в итоге принял неверное решение. Порой ему просто не хватало воли и выдержки и он действовал импульсивно.
Профессиональная неинформированность, необученность и невоспитанность в вопросе о соблюдении прав человека нередко усугубляются таким противоречивым по своей природе качеством как направленность сотрудника на решение конкретно-профессиональной задачи. Несомненно, такая направленность как профессиональное качество крайне необходима. Однако, когда она становится гипертрофированной и мешает сотруднику видеть правовой, гражданский, нравственный смысл своих действий, это нередко приводит к нарушениям прав человека, к нарушению закона. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем — как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой толкает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в работе с подследственными. Таким образом, педагогический аспект в деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека не только реален и актуален, но и в значительной мере носит системообразующий характер: он имеет прямое отношение к действиям реальных людей, сотрудников, выступающих субъектами соблюдения прав человека.
Читайте также: A) гарантированность прав и свобод человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|