Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Общая логика преодоления правового нигилизма в сознании сотрудников органов внутренних дел включает в себя ряд принципиальных положений. 1. Четкое уяснение сущности правового нигилизма и его конкретных проявлений у отдельных сотрудников и групп сотрудников, а также предпосылок его появления. Индивидуальные проявления правового нигилизма могут быть различны. У одних сотрудников он может носить форму эмоционального отношения и эмоционально окрашенных установок, у других — «логических» построений, основанных на «клишированом сознании» и т. д. У некоторых сотрудников доминирующей предпосылкой появления правового нигилизма может стать «однолинейное» восприятие собственного профессионального и жизненного опыта, у других — воздействие общественного или группового мнения. Поэтому «стартовым условием» работы по преодолению правового нигилизма является составление развернутого психолого-педагогического «портрета правового нигилизма» отдельного сотрудника (группы сотрудников) и предпосылок его появления. 2. Демонстрация противоречий, несоответствия здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов. Правовой нигилизм конкретного человека, как правило, алогичен по своей сути. Так, действуя в своих интересах «вне правового поля», сотрудник органов внутренних дел в то же время, как правило, желает, а нередко — требует, чтобы лично по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Это — принцип «двойных стандартов», уже в достаточной мере себя дискредитировавший себя даже в глазах многих «правовых нигилистов». 3. Переключение мышления человека, имеющего искаженные взгляды и оценки, с восприятия оценок явления на восприятие самого явления. Задействовать интеллект, здравый смысл человека — важнейшее условие успешности педагогического воздействия. Так, одно из расхожих клише, лежащих в основе правового нигилизма, — «закон не нарушает только тот, кто боится, или тот, кто не умеет» — оказывается весьма шатким, если в работе с сотрудниками обратиться к реальной практике их собственного подразделения. Несомненно, там могут наблюдаться действия «вне правового поля», но типичным или преобладающим все же будут действия в соответствии с законом многих сотрудников, которых нельзя уличить ни в трусости, ни в глупости.
4. Перевод осмысления социальной и профессиональной практики последовательно из «однолинейного», фрагментарного в «многомерное» (противоречивое, неоднозначное), а далее — в системное. Так, если сотрудник, склонный к правовому нигилизму, признает хотя бы противоречивый характер его собственной профессиональной практики и практики коллег, то можно считать решенными две педагогические задачи. Первая — признание практики как противоречивой подразумевает понимание, что в ней не все плохо и есть положительное, а это уже элемент объективной оценки. Вторая — признание существования фактов, отличающихся от навязанной ему ранее оценки действительности, не может не вызвать скепсис по отношению к тем источникам, откуда получена эта оценка. Формирование у сотрудников системного мышления важно еще и потому, что воспитание уважения сотрудников к закону сегодня происходит в условиях, когда в самом законе и в правоприменительной практике действительно существуют проблемы, противоречия и т. д., которые сотрудник должен правильно осмыслить, понимая, что даже в этих условиях соблюдение закона не только возможно, но и особо необходимо. 5. Выстраивание негативной перспективы и дискредитация «псевдопозитива». Устойчивость негативных оценок и взглядов во многом объясняется тем, что они дают сотруднику иллюзорную уверенность в знании «правды жизни». Клишированные оценки и внушаемая система действий освобождает от необходимости думать самому и искать самостоятельный путь действий. Негативная информация порождает иллюзию свободы от социальных, профессиональных или моральных обязательств. Однако реализация этой иллюзии одновременно снижает уровень личной профессиональной безопасности сотрудника, усиливает вероятность срывов, повышает угрозу стать объектом шантажа или манипулирования со стороны криминальных элементов. Поэтому одной из самостоятельных педагогических задач является доказательство сотруднику реальной негативной перспективы его правового нигилизма.
6. Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Борьба «на эмоциональном фронте» — одна из наиболее сложных педагогических задач. Сами позитивные педагогические воздействия не должны уступать негативным в эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности. Они могут и должны обращаться к более глубоким и сложным чувствам и переживаниям, например — к чувству собственного достоинства, чувству самоуважения, совести, профессиональной солидарности, даже — здоровой корпоративности (формирование эмоционального дискомфорта сотрудника оттого, что он своими действиями может «подставить» товарищей по службе). Отличными воспитательными средствами «на эмоциональном поле» являются сарказм, ирония, юмор, которые не уступают по своему воздействию традиционным нравоучениям и разъяснениям. 7. Системность, пролонгированность и (как максимум) опережающий характер педагогических воздействий. Традиционная «педагогика мероприятий» и разовые педагогические акции являются наименее эффективным путем преодоления правового нигилизма. С негативными влияниями системного характера можно бороться только с помощью контрсистемы, «вкрапляющей» свои воздействия в основные сферы жизни сотрудника (профессиональная практика, отношения в коллективе, коллективные мнения и настроения и т. д.). В частности — преодоление правового нигилизма сотрудников будет идти тем более успешно, чем более часто и долго сотрудник будет испытывать позитивные влияния в коллективе, в процессе профессиональной деятельности, становящиеся частью его положительного жизненного и профессионального опыта.
8. Обеспечение позитивного педагогического имиджа тех, кто осуществляет педагогические воздействия. Эффективность педагогических воздействий по преодолению правового нигилизма находится в прямой зависимости от того, насколько человек, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного и профессионального опыта сотрудников. Но здесь возникает особый вопрос: человек, ведущий работу по профилактике и преодолению правового нигилизма сотрудников, сам, как и они, находится в переплетении многих влияний, в том числе и негативных и сам должен обладать «профессиональной устойчивостью» к негативным воздействиям, четкой и адекватной жизненной и профессиональной позицией. А иногда и сам он нуждается в помощи. Необходима система специальных педагогических акций по поддержанию и развитию его жизненной и профессиональной устойчивости, возможно, — специальные индивидуальные программы самовоспитания воспитателя в этом направлении.
Читайте также: N инженерно-экологическое обеспечение производства, разработка методов инженерно-экологической профилактики, восстановления и реконструкции ландшафтов. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|