Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
Соблюдение прав человека может реально осуществляться только в сфере взаимодействия людей. В таком взаимодействии позиция самих граждан, вступающих в контакты с правоохранительными органами, играет немаловажную роль в определении картины соблюдения прав человека органами внутренних дел. Типичными причинами отклонений от требований к соблюдению прав человека здесь являются: ─ неинформированность граждан о своих законных правах при контактах с сотрудниками правоохранительных органов и о законных правах самих сотрудников в конкретной ситуации; это может привести как к ложному обвинению сотрудника в тех или иных нарушениях, так и к стимулированию его к подобным нарушениям в дальнейшем; ─ низкий уровень доверия определенной части граждан к правоохранительным органам в целом, что формирует установку на изначальное отношение к действиям сотрудников как нарушающим права граждан; ─ тенденция отдельных граждан разрешить затруднительную или конфликтную ситуацию «вне правового поля» (например — предложение взятки); ─ склонность отдельных граждан (особенно — задержанных, подследственных, осужденных) использовать ложное, демагогическое обвинение сотрудника в нарушении прав человека в качестве инструмента психологического давления на него или манипулирования его поведением; ─ провоцирование сотрудника на нарушение прав человека с целью его дискредитации, нейтрализации; ─ угрозы, агрессивное поведение или прямое насилие по отношению к сотруднику, когда законные пределы необходимой обороны или иных силовых действий со стороны сотрудника при исполнении им профессиональных обязанностей определить в ряде случаев весьма сложно.
В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении законных прав граждан может быть вызвано необходимостью правомерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессиональных действий, о которых граждане не могут быть информированы в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может не знать в силу оперативной необходимости. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей. Особо следует остановиться на деятельности общественных правозащитных организаций. Несомненно, она связана с развитием демократических начал в нашем обществе и объективно способствует соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов. Как известно, факты, на которые обращают внимание представители правозащитных организаций, тщательно проверяются и в случае, когда действительно имеет место нарушение прав человека органами внутренних дел, принимаются меры, вплоть до возбуждения уголовного дела против конкретных сотрудников. В то же время, именно общественный характер этих организаций, их чисто моральная мера ответственности за оценку картины соблюдения прав человека, их объективно ограниченный доступ (нередко — по оперативным соображениям) к конкретной информации о правоохранительной деятельности, а порой — недостаточное знание условий и содержания этой деятельности, могут породить ее субъективную или одностороннюю оценку. Все названные выше особенности взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов имеют достаточно ярко выраженный педагогический аспект, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют и специальной, в том числе педагогической подготовки сотрудников.
Читайте также: A) гарантированность прав и свобод человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|