Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историко-материалистическая концепция возникновения пр.




Место и роль ОТП в системе общ. и юр. наук

Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества.

Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой.

Юридические науки делятся на:

- Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси).

- Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.)

- Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника)

- Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право.

ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми

Общ. власть и соц нормы в первобытном обществе.

Государство возникло в 5-6 тыс.лет назад. До этого существовало первобытнообщинное общество, в котором была другая организация власти.

Суть организации власти состояла в том, что высшим органом власти являлась родовая община, то есть решение принималось коллегиально, всеми членами общины. Следовательно община управлялась сообща. Выбирались старейшины, которые осуществляли текущее управление, а важные вопросы решал совет.

В первобытном обществе средства производства были развиты невысоко и люди могли существовать только сообща, общие были интересы, что означает, что на собрании все могли придти к соглашению.

Властью в первобытном обществе было население.

Социальные нормы – это нормы, регулирующие отношения между людьми. В первобытном обществе ими были обычаи. Обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей при родоплеменной организации общества. Обычаи – не писанные нормы, и выполнялись в силу привычки, существовали в сознании людей, выражали интересы всех членов рода, складывались в процессе длительного применения, были мононормами (нераздельность прав и обязанностей) и обеспечивались общественным мнением и принуждением.

историко-материалистическая концепция возникновения пр.

Материалистическая теория исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общест­венного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объектив­ный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преиму­щественно интересы экономически господствующего сословия. Второй подход исходит из того, что в результате историческо­го развития усложняется само общество, его производительная и распределительная функции, дифференцируются его «общие де­ла». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Исследователи полагают, что оба направления правомерны, потому что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства и права решающее значение могут приоб­ретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом.

6.Основн. положения теологической, патриархальной, общественного до­говора, насилия, психологической теор. Теологическая теория настаивает на божественном происхож­дении государства и права Теологи­ческая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государ­ства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого госу­дарства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государ­ство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являю­щегося отцом всех своих подданных. Патриархальная теория, как и теологическая, направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки последней видит уже не столько в ее бо­жественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где су­ществовала неограниченная власть главы семьи — отца.

Согласно теории общественного договора государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находивши­мися в «естественном» состоянии. Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насили­ем, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой тео­рии, именно для порабощения и создается особый аппарат при­нуждения — государство, принимаются законы. Завоевание тракту­ется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью людей подчиняться, сознанием зависимости членов первобытного общества от вождей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...