Историко-материалистическая концепция возникновения пр.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Место и роль ОТП в системе общ. и юр. наук Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества. Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой. Юридические науки делятся на: - Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси). - Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.) - Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника) - Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право. ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми Общ. власть и соц нормы в первобытном обществе. Государство возникло в 5-6 тыс.лет назад. До этого существовало первобытнообщинное общество, в котором была другая организация власти. Суть организации власти состояла в том, что высшим органом власти являлась родовая община, то есть решение принималось коллегиально, всеми членами общины. Следовательно община управлялась сообща. Выбирались старейшины, которые осуществляли текущее управление, а важные вопросы решал совет.
В первобытном обществе средства производства были развиты невысоко и люди могли существовать только сообща, общие были интересы, что означает, что на собрании все могли придти к соглашению. Властью в первобытном обществе было население. Социальные нормы – это нормы, регулирующие отношения между людьми. В первобытном обществе ими были обычаи. Обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей при родоплеменной организации общества. Обычаи – не писанные нормы, и выполнялись в силу привычки, существовали в сознании людей, выражали интересы всех членов рода, складывались в процессе длительного применения, были мононормами (нераздельность прав и обязанностей) и обеспечивались общественным мнением и принуждением. историко-материалистическая концепция возникновения пр. Материалистическая теория исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Второй подход исходит из того, что в результате исторического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная функции, дифференцируются его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Исследователи полагают, что оба направления правомерны, потому что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства и права решающее значение могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом.
6.Основн. положения теологической, патриархальной, общественного договора, насилия, психологической теор. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являющегося отцом всех своих подданных. Патриархальная теория, как и теологическая, направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки последней видит уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи — отца. Согласно теории общественного договора государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находившимися в «естественном» состоянии. Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой теории, именно для порабощения и создается особый аппарат принуждения — государство, принимаются законы. Завоевание трактуется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы. Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью людей подчиняться, сознанием зависимости членов первобытного общества от вождей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|