Основные правовые системы современности
В правоведении необходимо различать понятия «правовая система» и «система права». Правовая система охватывает весь комплекс правовых явлений общества и дает представление о правовой действительности соответствующей страны, об уровне ее правового развития. Не случайно некоторые авторы полагают, что «при характеристике правовой системы наиболее приемлемо использование термина “правовая действительность”». Правовая система- это совокупность взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества. В современной научной юридической литературе выделяются следующие основные правовые системы (семьи): романо-германская, англосаксонская, (англо-американская), религиозно-традиционного права и др. Романо-германская правовая система (система континентального права) сложилась в Европе в XII—XVI вв. на основе рецепции римского права, что и предопределило ее особенности. Основным источником (формой) права в странах, где она утвердилась, является нормативный правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. Это система писаного права. На вершине иерархии законов стоит конституция страны, за нормами которой признается высшая юридическая сила. В большинстве стран континентальной Европы законодательство кодифицировано. Значительную роль играют подзаконные нормативные правовые акты. Заметно достаточно четкое деление права на отрасли, на частное и публичное право. Широко используется ряд общеправовых принципов, ведущим среди которых признается принцип справедливости. В большинстве стран Европы судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толкование законов. Для этой системы характерным является использование абстрактных юридических понятий, обобщений.
Англосаксонская (англо-американская) правовая система (система «общего права») сложилась в Англии, США, в странах, входивших прежде в Британскую империю (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.). Исторически в Англии понимание права связывается не с системой выработанных законодателем правил поведения в определенной ситуации (как в континентальной Европе), а с тем, к чему приведет судебное рассмотрение конкретного дела, т.е. с правилами, сформулированными судьями в процессе разрешения споров. В связи с этим в государствах с англосаксонской правовой системой основным источником (формой) права является не закон, а судебный прецедент. Хотя используется и статутное право, т.е. писаное право парламентского происхождения. Для этой системы (семьи) характерно отсутствие кодексов европейского типа, поэтому отсутствует и четкое выражение отраслей права. Нет деления права на частное и публичное. В англосаксонской правовой системе (семье) концепция права, юридический язык и др. значительно отличаются от романо-германской семьи. Юридическое мышление основано не на абстрактных понятиях и обобщениях, а на опыте судей, их прагматизме. Вырабатываемые ими нормы являются более гибкими, но в значительной степени казуистичными и менее определенными. Система (семья) религиозно-традиционного права включает в себя мусульманское право, индусское право и обычное право Африки. Она отличается живучестью норм религиозного характера и обычаев, традиционно существовавших у африканских народов до колонизации. Вместе с тем, в ней заметно влияние европейской цивилизации, что проявляется, прежде всего, в дуализме источников права. Наряду с религиозными писаниями и актами их толкования, выступающими в качестве источников права (Коран, Сунна, иджма, кияс — в мусульманском праве; Шрути и Шастры — в индусском праве), или обычаями в странах Африки, используются нормативные правовые акты и другие источники, характерные для западных стран. Как правило, нормами, основанными на религиозных вероучениях, и обычаями регулируются личные, брачно-семейные, наследственные отношения, а нормами иных источников — административные, торговые и др. Весьма заметно влияние права тех европейских
№34. Правотворчество: понятие, принципы, основные виды и стадии. Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) и по уполномочию государства негосударственных организаций пор установлению норм права, их переработке и отмене. Принципы правотворчества: 1. Демократизм. Суть этого принципа заключается в установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов любого уровня и в особенности – законов. Принцип демократизма исключает принятие законов единолично любым должностным лицом государства и наделения его правом абсолютного ВЕТО на законопроекты полностью или частично. Важным аспектом принципа демократизма в правотворчестве является так же недопустимость придания закону обратной силы, если это ужесточает ответственность. 2. Законность – в соответствии с этим принципом нормативно-правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. Принцип законности, прежде всего, предполагает обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества. 3. Научная обоснованность. Этот принцип предполагает глубокую научную обработку соответствия принимаемого акта назревшим потребностям развития общества, то есть необходимость и целесообразность урегулирования правом определенных общественных связей. В этих целях следует проводить научные исследования с привлечением квалифицированных, опытных ученых, специалистов-практиков, работающих в соответствующей сфере.
4. Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. В НПА не должны присутствовать нормы, нарушающие права и свободы граждан, устанавливающие преимущества по признаку пола, расы, вероисповедания, национальности. 5. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Не должны приниматься акты, устанавливающие неоправданные преимущества для одних социальных групп и явное ограничение для других категорий населения. 6. Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Стадии правотворчества: - Принятие решения о подготовке проекта акта Подготовка (разработка) проекта Обсуждение и принятие нормативного акта Опубликование акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие. Виды правотворчества по субъекту: непосредственно народа, компетентных государственных органов, негосударственных организаций по уполномочию государства. Виды правотворчества по юридической силе: законотворчество, разработка подзаконных НА внешнего регулирования, внутреннего регулирования. Виды правотворчества по содержанию правотворческой деятельности: принятие, изменение и дополнение, отмена нормативно-правовых актов.
№ 35. Понятие и признаки нор прав акта. НОРМАТИВНЫЙ АКТ – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Формы (источники) права – это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. В различные исторические периоды в одних странах преобладающую роль в качестве источников права играли судебные прецеденты, В других – нормативно-правовые акты или обычаи, ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельческом, феодальном обществах. Система правовых норм, формируются. на основе обычаев, получила В юридической науке название обычного права. В качестве примеров обычного права можно назвать такие известные исторические памятники, как Законы 12 таблиц Закон Драконта, Саллическая правда, Русская правда.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники ОВД, лица проживающие в зоне радиационного контроля), который действует постоянно, до его окончательной отмены. СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ как источник права используется не во всех странах. Но как уже упоминалось, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой /Англия, СШA, Канада/. Суть судебного прецедента как источника права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному делу придается значение общей нормы и становится обязательным образом для разрешения аналогичных дел. В качестве одной из форм права выступает договор с нормативным содержанием. Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, в которой содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между Феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяется во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются в международном праве. Юридические доктрины также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов /Папиниани, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина/ имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами. Религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права,и в значительной части распространялись на всех членов общества. В Республике Беларусь используются три вида форм права: нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой обычаи. Причем основное, доминирующее положение занимает нормативно-правовой акт. Другие известные -источники права, такие как религиозные писания, юридические доктрины, не входят В систему источников белорусского права. Все нормативно-правовые акты подразделяются на две крупные группы: - законы - подзаконные акты законы занимают ведущее место В иерархии всех нормативно-правовых актов.
№36. Виды нормативных актов. Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы, акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосудартсвенных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
В нем содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов, который действует постоянно до его отмены. Нормативно правовые акты подразделяют по юридической силе на законы и подзаконные акты. По источнику формирования на акты референдума, акты издаваемые, или санкционируемые государством. По сфере действия – акты внешнего действия, акты внутреннего действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|